Файл: Учебное пособие по курсу Технология разработки программного обеспечения для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1Цели при разработке программного обеспечения

2Жизненный цикл ПО. Модели жизненного цикла

3Анализ требований

3.1Принципы структурного анализа

3.2Проблема сложности ИС

3.3Группы средств моделирования систем

3.4Диаграммы потоков данных

4Построение модели в DFD на примере банковской задачи

5Словарь данных

6Спецификации процессов

7Методология функционального моделирования SADT (IDEF0)

7.1Structured Analysis and Design Technique

7.2Диаграммы IDEF0.

8Моделирование данных в нотации IDEF1x

8.1Базовые понятия ERD

8.2Виды сущностей в IDEF1x

8.3Виды связей в IDEF1X

8.4Нормализация схемы данных

9Комплексная интеграция BPWin, ERWin и Paradigm Plus.

9.1Соответствие объектов моделей процессов и моделей данных

9.2Экспорт между моделью данных и моделью процессов

9.3Paradigm Plus: двусторонняя связь с ERwin

10Создание физической модели данных в ERWin

10.1Уровни физической модели

10.2 Правила валидации и значения по умолчанию

10.3 Индексы

10.4 Триггеры и хранимые процедуры

11Тестирование и сертификация программного обеспечения

11.1 Дестабилизирующие факторы и методы обеспечения высокого качества функционирования ПО

11.2Использование среды автоматизированного тестирования Platinum TESTBytes

11.3 Методы обеспечения качества и надежности программных средств

11.4 Использование CASE для повышения качества ПО

11.5 Влияние стандартов открытых систем на качество ПО

11.6 Повышение качества ПО путем тестирования

11.7 Основные особенности процесса тестирования ПО

11.8 Организационные особенности тестирования

11.9 Сертификация ПО

12Организация и планирование тестирования для обеспечения качества ПО

12.1 Важнейшие разделы ISO 9003

12.2 Общие положения

12.3 Документирование системы качества

12.4 Программа качества

12.5 Внутренние проверки системы качества

12.6 Корректирующие действия

13Стандарты, регламентирующие разработку ПО

13.1Стандарт ISO 12207:1995 - Процессы жизненного цикла программных средств

13.2ISO 15504 SPICE

13.3 Серия стандартов ГОСТ 34-ХХХ «Информационная технология»

14Управление проектами разработки информационных систем

14.1 Процессы управления проектами

14.2 Процессы проекта

14.3 Группы процессов

14.4 Взаимосвязи процессов

14.5 Процессы инициации

14.6 Процессы планирования

14.7 Процессы исполнения и контроля

14.8 Процессы анализа

14.9 Процессы управления

14.10 Процессы завершения

15Определение концепции проекта (область применения, цели и подход)

15.1Введение

15.2Результаты

15.3Исходная информация

15.4Шаги задачи

15.5Методика и подход

15.6Роли и ответственность

16Рабочий план

16.1По работам

16.2По исполнителям

16.3Диаграмма Гантта по проекту

16.4График движения денежных средств по проекту

16.5Полномочия в изменении плана

17Заключение

18Контрольные вопросы

Библиографический список

11.7 Основные особенности процесса тестирования ПО


  • Отсутствие полностью определенного достоверного эталона – программы, которому должны точно соответствовать все результаты тестирования проверяемого ПО.

  • Высокая сложность комплексов программ и принципиальная невозможность построения полных комплектов тестовых наборов, достаточных для их исчерпывающей проверки, в том числе и на надежность функционирования.

  • Относительно невысокая степень формализации критериев качества процесса тестирования и достигаемых при этом корректности и надежности функционирования объектов испытаний.

11.8 Организационные особенности тестирования


На начальных этапах процессы разработки и тестирования часто практически смыкаются, однако целесообразно, по возможности, разделять их методически, инструментально и организационно (по исполняющим специалистам). Для сложного ПО систематическому тестированию программ приходится уделять столько же времени и сил, сколько непосредственно разработке. Недооценка необходимости планомерного тестирования в процессе разработки приводит к резкому возрастанию затрат на выявление и исправление ошибок в процессе завершающих испытаний и эксплуатации, а также к снижению надежности использования такого ПО.

Модели внешней среды и совокупные наборы тестов по своей сложности сопоставимы с самими тестируемыми объектами и также не гарантированы от ошибок. В результате в программах и данных всегда остаются ошибки, часть из которых проявляется позже, в процессе эксплуатации ПО в реальных условиях.

Это приводит к необходимости сопровождения всего тиража ПО, выявления и устранения дефектов, а также последовательного выпуска очередных, исправленных версий ПО для замены эксплуатируемых.

11.9 Сертификация ПО


Для удостоверения качества, надежности и безопасности применения сложных, критических информационных систем, используемое в них ПО следует подвергать обязательной сертификации аттестованными, проблемно-ориентированными испытательными лабораториями.

Испытания ПО должны опираться на стандарты, формализованные методики и нормативные документы разных уровней. Множество видов испытаний комплексов программ целесообразно упорядочивать и проводить поэтапно в процессе разработки для сокращения затрат на завершающих сертификационных испытаниях.


Специалисты – сертификаторы имеют право на расширение условий испытаний и на создание различных критических и стрессовых ситуаций в пределах нормативной документации, описывающей условия, в которых должны обеспечиваться качество и надежность решения предписанных задач. Если все испытания проходят успешно, то на соответствующую версию ПО оформляется специальный документ – сертификат соответствия. Данный документ официально подтверждает соответствие функций и характеристик испытанных средств стандартам, нормативным и эксплуатационным документам, а также подтверждает допустимость их применения в определенной области.

Работы по сертификации объединяются в технологический процесс, на каждом этапе которого регистрируются документы, отражающие состояние и качество результатов разработки ПО.

Сложность программ, а также доступные для сертификации ресурсы становятся косвенными факторами, влияющими на выбор методов испытаний, а также на достигаемое качество и надежность ПО.

Сертификационные испытания удостоверяют качество и надежность ПО только в условиях, ограниченных конкретными стандартами и нормативными документами, с некоторой конечной вероятностью. Поэтому наличие сертификата у ПО для критических систем хотя и является необходимым условием его допуска к эксплуатации, однако не может гарантировать абсолютную надежность применения ПО, некоторый риск отказа которого всегда сохраняется.

12Организация и планирование тестирования для обеспечения качества ПО


Требования стандартов жизненного цикла по обеспечению качества сложных программных средств.

В стандартах ЖЦПО обобщаются опыт и результаты исследований множества специалистов. В результате таких обобщений отрабатываются технологические процессы и приемы тестирования, а также методическая база для их автоматизации.

Стандарты ЖЦПО могут быть использованы как непосредственное руководство к действию (в качестве директивных документов) или в качестве рекомендаций. Кроме того, стандарт может служить в качестве организационной базы при выборе или создании средств автоматизации соответствующих технологических этапов. Стандартизация процессов отражается не только на их технико-экономических показателях, но и на качестве создаваемого ПО и его компонентов.



Наиболее полно проблемы качества ПО раскрыты в стандарте ISO 9000-3:1991 – Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Ч. 3. Руководящие указания по применению ISO 9001 при разработке, поставке и обслуживанию программного обеспечения.

В стандарте ISO 9000-3:1991 излагаются руководящие указания, предназначенные облегчить применение группы общих стандартов по качеству продукции ISO 9000 – 9004 в жизненном цикле ПО в организациях, занимающихся разработкой, поставкой, техническим обслуживанием и восстановлением (ремонтом) программных средств.

Руководящие указания предназначены для унификации методов разработки и поставки ПО, а также способов обеспечения и контроля их качества, отвечающих требованиям заказчика.

Данных результатов предлагается достигать путем предотвращения отклонений от стандарта на всех этапах ЖЦ ПО от начала разработки до технического обслуживания и ремонта.

Предполагается, что контрактом особо оговариваются важнейшие компоненты технологии разработки, гарантирующей качество ПО, а также требования к техническим характеристикам ПО, если их предстоит установить в процессе разработки.

Руководство компании-поставщика должно документально оформить цели, технологию и свои обязательства по обеспечению качества ПО. Должны быть определены ответственность, полномочия и взаимодействие всего руководящего, исполняющего работы и контролирующего персонала, который влияет на качество создаваемого комплекса программ.

Действия по обеспечению и проверке качества программ должны производиться персоналом поставщика, независимым от специалистов, непосредственно ответственных за выполнение работ по созданию изделий.

В состав действий по обеспечению и проверке качества программ входят:

  • Анализ проекта.

  • Проверка системы обеспечения качества.

  • Тестирование.

  • Контроль и испытания ПО (под управлением ответственного представителя заказчика) при:

  • проектировании,

  • производстве,

  • монтаже и обслуживании.

Заказчику и поставщику следует планировать совместные регулярные анализы состояния проекта с оценкой ПО спецификации требований (техническим условиям), с документированием согласованных результатов проверок и испытаний.

В стандарте определена структура системы обеспечения качества и ее функции в жизненном цикле ПО. Деятельность по обеспечению качества должна предусматривать:


  • Анализ содержания контракта, поддержанного методиками, обеспечивающими качество ПО.

  • Специфицирование требований заказчика, включающих все функциональные и технические характеристики ПО, необходимые для удовлетворения запросов заказчика.

  • Планирование процесса разработки, включающее формализацию этапов, графика, ресурсов, методов и средств разработки, а также тестирования, контроля и способов проверки результатов по этапам работ.

  • Планирование обеспечения качества компонентов, а также ПО в целом, которое должно актуализироваться и конкретизироваться по мере проведения разработки.

  • Проектирование и реализацию проекта, для чего определяются методология и средства выполнения соответствующих работ, а также анализы их результатов по обеспечению выполнения требований заказчика.

  • Испытания и придание им законных результатов (сертификация), которые включают планирование тестирования, реализацию, оценку результатов и документирование испытаний и сертификации.

  • Приемку и испытание заказчиком для завершения контракта по разработке, монтажу и обслуживанию ПО.


Рекомендуется по согласованию с заказчиком регламентировать правила и технологию копирования, поставки, монтажа, технического обслуживания и ремонта (восстановления) ПО.

Независимо от этапов работ и технологии в системе качества должны быть определены следующие виды вспомогательной деятельности:

  • По управлению конфигурацией версий ПО и проведению изменений в программах и данных.

  • По составу, содержанию и процессу утверждения документации.

  • По тестированию и измерениям характеристик продукции и процессов ее создания, а также по регистрации данных о достигнутом качестве ПО и его компонентов.

В стандарте приводятся рекомендации по взаимодействию с субподрядчиками и использованию их продукции, а также по подготовке кадров специалистов.

Таким образом, стандарт в целом является базой для создания согласованных с заказчиком конкретных инструкций по технологии проектирования, тестирования, поставки и обслуживания сложных программных средств гарантированного высокого качества.

12.1 Важнейшие разделы ISO 9003

12.2 Общие положения


Поставщик должен создавать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества. Она должна представлять собой интегрированный процесс на протяжении всего жизненного цикла ПО, обеспечивая таким образом создание качества по мере продвижения разработки, а не его фиксацию в конце процесса. Особое внимание следует обращать на предотвращение проблем, а не неизбежному исправлению дефектов после их появления. Поставщик должен обеспечить эффективное применение документально оформленной системы качества.

12.3 Документирование системы качества


Все элементы, требования и положения системы качества должны быть четко документально оформлены с соблюдением требований систематичности и аккуратности.

12.4 Программа качества


Поставщик должен подготовить и документально оформить программу качества для осуществления деятельности в области обеспечения качества при каждой разработке программного обеспечения на основе стандартизованной системы качества. Он должен также обеспечить, чтобы программа качества была понятна и соблюдалась заинтересованными организациями.

12.5 Внутренние проверки системы качества


Поставщик должен осуществлять обширную систему плановых и документированных внутренних проверок системы качества с целью контроля соответствия деятельности в области качества запланированным мероприятиям и определения эффективности системы качества.

Проверки должны планироваться на основе оценки состояния и важности различных видов деятельности.

Проверки и последующие мероприятия должны проводиться в соответствии с документированными методиками.

Результаты проверок должны оформляться документально и доводиться до сведения персонала, ответственного за проверяемый участок работы. Руководство, ответственное за этот участок, должно осуществлять своевременные корректирующие действия и устранять недостатки, выявленные в результате проверки.

12.6 Корректирующие действия


Поставщик должен разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, обеспечивающие:

  1. Выявление причин несоответствий продукции и корректирующие воздействия, предупреждающие повторение дефектов.

  2. Анализ всех процессов, рабочих операций, отклонений, протоколов качества, отчетов об использовании продукции и рекламаций потребителя с целью выявления и устранения возможных причин несоответствия продукции требованиям.

  3. Проведение предупреждающих действий для решения проблем на том уровне, который соответствует реальному риску.

  4. Проведение тестирования и контроля с тем, чтобы убедиться в том, что корректирующие действия действительно реализуются и носят эффективный характер.

  5. Применение и регистрацию изменений в процедурах, вызванных корректирующими действиями.