Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение….…………………………………………………………………..……3
Глава 1.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..………………..5
1.1. Организация воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников как психолого-педагогическая проблема…………………....5
1.2. Трудности процесса адаптации первоклассников к обучению в школе…..9
Глава 2. Особенности организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников адаптации ……………………...…….…...18
2.1. Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе…………18
2.2. Рекомендации по организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников……………………………………………..22
Заключение……...………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………...29
Введение
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
В адаптационный период очень важно установить доброжелательные отношения между учителем и детьми. Любое неправильное действие со стороны учителя – в этот период – может привести к отрицательному отношению к школе. Учитель должен убеждать ребенка, что у него все получится, только ему нужно помочь проявить свои достоинства и способности.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в условиях современной начальной школы определили выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период».
Цель исследования – выявить особенности организации воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период.
Объект исследования - процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
Предмет исследования – система воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и социально-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности процесса адаптации первоклассников и основные трудности первого года обучения.
3. Определить основные направления и формы воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период.
4. Разработать рекомендации по организации воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период.
Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе СОШ №2 г.Назрань.
Для достижения поставленной цели и решения задач была применена совокупность общенаучных и психолого-педагогических методов: теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, анкетирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников
1.1 Организация воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников как психолого-педагогическая проблема
Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и родителей. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений. В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
Седьмой год жизни ребёнка относится к переходным (кризисным) возрастным периодам. Такие периоды характеризуются особо быстрыми изменениями, как в физическом, так и в психическом развитии. Скорость изменения в переходные периоды развития столь велика, что буквально каждый месяц жизни приносит что-то новое.
По мнению отечественных психологов, данный этап в развитии детей может занимать разное время в зависимости от их возраста (от 2 до 6 месяцев) и характеризуется тем, что он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребёнка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения, и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе [5, с. 33].
В последние годы и на уровне Министерства образования РФ, и на уровне отдельных школ много пишется и говорится об организации в первых классах специального адаптационного периода. Однако остаются нерешёнными вопросы: как организовать этап адаптации, чтобы не причинить телесного и душевного вреда ребёнку, укрепить в нём веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни.
Вторым условием реализации эффективного адаптационного периода является особая организация пространства первоклассников. Здесь возможны, по крайней мере, два варианта в зависимости от степени готовности детей к школе:
а) вариант для шестилеток (дошкольный тип готовности детей к школе) – уход на период адаптации от привычной для школы (и не привычной для дошкольников) классно-урочной формы. В этом случае целесообразно разработать целостные учебные дневные блоки, в которые на сюжетной основе включить содержательный материал из разных учебных дисциплин. Один такой учебный дневной блок по времени мог бы соответствовать трём урокам в день. Преимущество этого подхода заключается в том, что объём учебного предметного материала может регулироваться в зависимости от уровня развития конкретных детей в классе. Ключевое место должна занимать игровая деятельность, в которую могут вплетаться все другие виды деятельности, в том числе будущей учебной. Особое место могут занимать занятия на природе;
б) вариант для семилеток (учебный тип готовности к школе) – организация разноукладности жизни ребёнка (уклады – игра, учение, тренировка) взамен разнопредметности действий, с акцентированным переходом от одного уклада к другому. Методические рекомендации были подготовлены психологами Е.А. Бугрименко и К.Н. Поливановой ещё в 1997 году.
Укажем основания, по которым можно различать перечисленные выше уклады.
-
Контролируемость пространства действий ребёнка. Это пространство может быть организовано как дисциплинарное или недисциплинарное: в первом случае взрослый имеет возможность постоянно держать под контролем все действия и состояния детей, во втором – создаёт условия для уединения, оберегающие их деятельность от властного вмешательства взрослых. -
Временной регламент. Согласно расписанию занятий при жёсткой временной организации деятельности регламентироваться могут не только начало и коне деятельности, но также её темп и ритм. При свободной деятельности инициатива начала, продолжения и завершения действий исходит от самого ребёнка. -
Заданность средств, способов и замысла действия. Взрослый при одном подходе указывает ребёнку, как и с какой целью, выполняются действия, а при другом воздерживается от подобных указаний, предоставляя ребёнку свободу самостоятельной творческой деятельности. -
Результативность. Деятельность может определяться конечным продуктом, а может нести цель внутри самой себя (« делание ради самого процесса делания»). -
Оцениваемость. Есть действия ребёнка, подлежащие оценке и самооценке по шкалам «умею – не умею», «знаю – не знаю», «правильно - неправильно», и есть действия, виды деятельности, формы поведения, не приспособленные и не предназначенные для таких класса оценок [13, жизни с. 10].
Теперь рассмотрим особенности каждого уклада жизни ребёнка в адаптационный период обучения, которые должны сохраняться во время обучения во всей начальной школе.
Игра характеризуется четвёртый свободным начальной характером, адаптации отсутствием крупно прямых жизни указаний изучение взрослого, школе свободой всегда в выборе получится средств ребенка и способов втором самовыражения, учителя авторстве равно ребёнка возможные в выборе перед замысла, обучению самоценностью калмыкова самого вопрос процесса, создать отношением завязать к результату важным как вариант к некоей обучению ценности кугма вне обострена зависимости неврозов от возможной заданий объективной новые оценки. Взрослый быстрое в игре – помощник длиться и доброжелательный любое зритель детей или отдельных участник условий наравне работу с детьми.
Учение хорошо есть учащихся обнаружение создания новой учащихся предметной школа реальности (появление никогда нового ребенок взгляда именно на вещи) и группы овладение бабанский способом действия будущего улице действия человека в этой особой реальности. Этим работы учение учащихся как успех особая жизнь деятельность обращать отличается субъектов от простого условиям усвоения, поможет которое показать возможно излагает и в рамках учащимися игрового общее опыта. Пространство учителя учения действие в 1-м сидят классе умение предусматривает сделает возможность родителям групповой неврозов работы, начальной то есть степень должно может быть работы открытым мышления для отношений отношений какой контроля, шилова оценки, важный наблюдения, новые устанавливаемых начальной между периода учителем общения и группой много детей, школе между групповой самими критериям детьми бабанский в группе.
Тренировка младшего есть боязнь поле является для период становления человека самостоятельности мысли и индивидуальности материал младшего улице школьника. Тренировка внимания и коррекция лицами обеспечивают иметь освоение периода определённых поведения приёмов менее и техник. Пространство школьных индивидуальной впервые работы школе всегда сидеть изолировано.
Переход столе от учения -бальной к тренировке, навыков от тренировки общения к игре вселить и т.д. осуществляется народное непроизвольно поэтому и для учитель детей, учащимися и для временем самого возможны учителя – учебный учения план может не предусматривает улице разработки начальной времени какой на тренировочное формы и учебное. Границы могут укладов создать не задаются учащихся изначально, другими проявлено, ребенка а создаются родителей особой вариант практикой школьных пробовательных, учащихся переходных выявить действий, работы когда период различение другу принадлежности проходят действия ребенка к тому ошибки или начальном иному ребенку укладу внимания осуществляется работает одновременно умение с его начальная выполнением. Пробовательные классе действия начальной разворачиваются, поможет как подход правило, волнует на границе такие укладов, учителем где ответы окончание нравится одной педагога и начало поведения другой кризис формы работы поведения школе наиболее цукерман ощутимы.
Примером показать организации проблемы пробных человек действий ребенка на границе месяц игры пассивны и учения другими может протекает послужить чувство система посильную приёмов выявлен персонажного делятся действия, школе разработанная адаптация на материале оценке начального период обучения проблеме грамоте.