Файл: 1. Теоретические основы управления закупочной деятельности торгового предприятия 11.doc
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- ее сложность;
- ее связь с внешней средой;
- методологию целеполагания закупочных процессов и операций;
- параметры ее функционирования и развития.
Свойствами закупочной деятельности, характеризующими ее сложность, являются: первичность целого (системы); сложность структуры; жесткость и вертикальная целостность; горизонтальная обособленность; иерархичность; множественность описания [9, с. 14].
К свойствам закупочной деятельности, характеризующим ее связь с внешней средой, относят: взаимосвязь системы и внешней среды; самостоятельность закупочных операций; открытость элементов системы.
Свойствами закупочной деятельности, характеризующими методологию целеполагания закупочных процессов и операций, выступают: целенаправленность; приоритет интересов системы более высокого уровня; надежность и оптимальность; неопределенность информационного обеспечения; мультипликативность.
К свойствам закупочной деятельности, характеризующим параметры ее функционирования и развития, относят: непрерывность функционирования и развития; альтернативность путей функционирования и развития; адаптивность; организованность; уровень стандартизации; инновационный характер развития. Закупочную деятельность как систему представляют входящие в нее функциональные подсистемы: закупочная деятельность, хранение, распределение товаров с присущими им элементами. В рамках указанных подсистем задействованы закупочные процессы, операции и действия, обеспечивающие количественные и качественные изменения. Функциональные подсистемы закупочной деятельности включают в себя комплекс операций по организации закупок и сбыта товаров.
В зависимости от того, насколько предприятие обеспечено финансовыми ресурсами и насколько эффективно они используются, финансовое состояние может быть «устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным». Чтобы развиваться в современных условиях экономики, необходимо грамотно уметь управлять финансами, определять эффективное соотношение структуры средств организации и структуры источников их формирования.
Методика формирования закупочной деятельности призвана облегчить управление финансами организации, а также обеспечить объективную оценку финансовой устойчивости, как самого организации, так и его деловых партнеров. Наибольшее распространение получили две основные методики формирования закупочной деятельности организации, которые могут использоваться как по отдельности, так и в совокупности, «при этом они будут применяться последовательно и обозначать собой этапы формирования закупочной деятельности».
Выбор методик анализа будет обусловлен степенью детализации, определяемой аналитиком и зависящей также от объективных и субъективных факторов, например, таких, как информационное и техническое обеспечение, степень сложности, целевые установки.
Предприятия, как хозяйствующие субъекты, располагают определенными финансовыми ресурсами и определяют свою закупочную деятельность, что определяет актуальность исследования последней.
Закупочной деятельности организации посвящено большое количество публикаций, исследование которых позволяет сказать – в настоящее время единого определения понятия и сущности закупочной деятельности предприятия не существует [20, с. 8].
Закупочную деятельность определяют, как совокупность мер, осуществляемых финансовой службой организации в сфере управления финансами хозяйствующего субъекта. Закупочная деятельность – это важный компонент общей экономической стратегии, обеспечивающий её реализацию. Основное требование к закупочной деятельности может быть определено, как её соответствие целям, задачам, миссии предприятия, а также маркетинговой стратегии, на данный момент придерживаемой компанией.
Одной из важнейших целей любого предприятия является финансовая устойчивость и способность эффективно действовать в динамичных условиях рынка.
Целью разработки закупочной деятельности на микроуровне является формирование эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей организации.
Проблема единства противоречивых целей, таких как развитие производства и поддержание высокой ликвидности организации, постоянно возникает при разработке эффективной системы управления.
Выработка финансовой стратегии организации предлагает принятие последовательных решений по учётной, амортизационной, налоговой, кредитной, ценовой и дивидендной политике; управление операционными расходами, сбытом продукции, кредиторской задолженностью, оборотными средствами и прибылью [24, с. 66].
Реализуется финансовая стратегия на основе перспективного финансового планирования, ориентированного на достижение заданного уровня основных показателей деятельности организации: объёма продаж и уровня затрат (себестоимости), прибыли и эффективности всех видов деятельности, финансовой устойчивости и платёжеспособности, ценовой конкурентоспособности.
Итак, закупочная деятельность может характеризоваться, как алгоритм действий, необходимый для достижения главной цели организации, состоящий из последовательных этапов и объединяющий различные механизмы и инструменты.
1.2. Методы осуществления закупочной деятельности
Выделим конкретные стратегии из ряда следующих стандартных закупочных стратегий [3, c. 53]:
- стратегия поиска материальных ресурсов и других ценностей в зависимости от количества поставщиков: один поставщик, единственный поставщик – монополист по отношению к закупаемому продукту, два поставщика, множество поставщиков;
- закупочные стратегии, учитывающие объект закупки: закупка отдельных элементов либо закупка комплектов;
- закупочные стратегии в зависимости от географической зоны охвата: локальные, внутригосударственные и глобальные закупки;
- стратегии, учитывающие размещение поставщика: внешние поставщики либо внутренние поставщики;
- закупочные стратегии, учитывающие субъект закупки: индивидуальные или коллективные закупки;
- маркетинговые закупочные стратегии, использующие следующие инструменты маркетинга закупок: поиск продукта; каналы поставки; контакты с поставщиками; до – и послезакупочные услуги; цены;
- стратегии закупок с использованием Интернета: электронные закупки или использование Интернета для выполнения конкретных функций предприятия.
- стратегии, учитывающие время поставки: поставки на склад, ведущие к появлению запасов, либо – в соответствии с принципами pull («вытягивание») и Just-in-Time (точно – в – срок) – непосредственно на конкретное рабочее место:
В соответствии с избранной стратегией определяют метод закупок. Сравнительный анализ методов закупок представлен в табл. 1.2.1.
Таблица 1.2.1.
Сравнительный анализ методов закупок [7, c. 57]
Наименование | Сущность | Преимущества | Недостатки |
Закупка по долгосрочному контракту | Частные поставки МР по мере необходимости в производстве | Ускорение оборота капитала, снижение запасов до нулевого уровня | Жесткие требования к качеству МР, срокам и объемам поставки |
Оптовые закупки | Поставка МР большой партией за один раз | Торговые скидки, гарантия поставки всей партии, упрощение документооборота | Большая потребность в складских помещениях, рост запасов и затрат, замедление оборота капитала |
Продолжение таблицы 1.2.1.
Регулярные закупки | Поставка МР мелкими партиями в течение заданного периода | Ускорение оборота капитала, экономия площади склада | Рост затрат и вероятность заказа избыточного количества МР |
Оперативные закупки по котировочным ведомостям | Поставка недорогих, часто используемых МР заданного объема | Ускорение оборота капитала, своевременность доставки, снижени затрат на хранение | Постоянный контроль уровня запасов МР |
Закупка с немедленной сдачей | Поставка редко используемых МР различными поставщиками | Своевременность и точность поставки, снижение затрат на хранение | Рост затрат, связанных с детальным оформлением документов при заказе |
Одним из главных критериев выбора оптимального метода закупок является принцип минимизации затрат на закупки МР и содержание складских запасов. Для его реализации теория логистики предлагает логистическому менеджеру использовать базовую модель АНМ, которую разработали американские ученые Arrow, Harris, Marshak в 1915 году. Она предназначена для определения оптимального объема поставки материалов и количества поставок в году. Данная модель базируется на принципе минимизации общих годовых затрат, которые складываются их постоянных (на закупку) и переменных (на обслуживание складских запасов МР) [9, c. 2].
Функция общих затрат записывается в виде следующего уравнения:
ТС (Q) = М / Q К + 0,5 Q Р (r + l) / 100,
где: Р - цена единицы материала, ден. ед.; n - кол-во поставок в году, партий;
М - годовая потребность в материале, физ.ед.;
К - постоянные расходы на приобретение партии материалов, ден.ед.;
Q - объем партии поставки материалов - это постоянное кол-во материалов, которое нужно закупать через равные промежутки времени, физ.ед.;
l - норма расхода на хранение материала, %; r - альтернативная стоимость хранения материалов на складе, равная ставке банковского процента по депозиту, %.
| |
| |
В результате дифференцирования данной функции получают оптимальный объем поставки (или заказа) материалов:
Тогда количество поставок в году составит: n = M / Qопт .
Основными условиями партнерства являются следующие:
- тесное взаимодействие партнеров на всех уровнях логистики;
- долгосрочные обязательства и прогнозирование результатов совместной работы;
- взаимное доверие, общие задачи, цели и культура бизнеса;
- гибкость и готовность совместно решать возникающие проблемы;
- совместная разработка продуктов и процессов;
- гарантированная надежность и высокое качество товаров и услуг.
1.3. Механизм управления закупочной деятельности
Механизм управления закупочной деятельностью торгового предприятия детерминированы усилением конкуренции со стороны закупочной деятельности торгового предприятия, в том числе закупочной деятельности торгового предприятия с участием иностранного капитала, а также непроизводственных кредитных организаций, что актуализирует необходимость повышения их качества [35, c. 34].