Файл: 1. Теоретические основы управления закупочной деятельности торгового предприятия 11.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- ее сложность;

- ее связь с внешней средой;

- методологию целеполагания закупочных процессов и операций;

- параметры ее функционирования и развития.

Свойствами закупочной деятельности, характеризующими ее сложность, являются: первичность целого (системы); сложность структуры; жесткость и вертикальная целостность; горизонтальная обособленность; иерархичность; множественность описания [9, с. 14].

К свойствам закупочной деятельности, характеризующим ее связь с внешней средой, относят: взаимосвязь системы и внешней среды; самостоятельность закупочных операций; открытость элементов системы.

Свойствами закупочной деятельности, характеризующими методологию целеполагания закупочных процессов и операций, выступают: целенаправленность; приоритет интересов системы более высокого уровня; надежность и оптимальность; неопределенность информационного обеспечения; мультипликативность.

К свойствам закупочной деятельности, характеризующим параметры ее функционирования и развития, относят: непрерыв­ность функционирования и развития; альтернативность путей функционирования и развития; адаптивность; организованность; уровень стандартизации; инновационный характер развития. Закупочную деятельность как систему представляют входя­щие в нее функциональные подсистемы: закупочная деятель­ность, хранение, распределение товаров с присущими им элемен­тами. В рамках указанных подсистем задействованы закупочные процессы, операции и действия, обеспечивающие количественные и качественные изменения. Функциональные подсистемы закупочной деятельности включают в себя комплекс операций по орга­низации закупок и сбыта товаров.

В зависимости от того, насколько предприятие обеспечено финансовыми ресурсами и насколько эффективно они используются, финансовое состояние может быть «устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным». Чтобы развиваться в современных условиях экономики, необходимо грамотно уметь управлять финансами, определять эффективное соотношение структуры средств организации и структуры источников их формирования.

Методика формирования закупочной деятельности призвана облегчить управление финансами организации, а также обеспечить объективную оценку финансовой устойчивости, как самого организации, так и его деловых партнеров. Наибольшее распространение получили две основные методики формирования закупочной деятельности организации, которые могут использоваться как по отдельности, так и в совокупности, «при этом они будут применяться последовательно и обозначать собой этапы формирования закупочной деятельности».


Выбор методик анализа будет обусловлен степенью детализации, определяемой аналитиком и зависящей также от объективных и субъективных факторов, например, таких, как информационное и техническое обеспечение, степень сложности, целевые установки.

Предприятия, как хозяйствующие субъекты, располагают определенными финансовыми ресурсами и определяют свою закупочную деятельность, что определяет актуальность исследования последней.

Закупочной деятельности организации посвящено большое количество публикаций, исследование которых позволяет сказать – в настоящее время единого определения понятия и сущности закупочной деятельности предприятия не существует [20, с. 8].

Закупочную деятельность определяют, как совокупность мер, осуществляемых финансовой службой организации в сфере управления финансами хозяйствующего субъекта. Закупочная деятельность – это важный компонент общей экономической стратегии, обеспечивающий её реализацию. Основное требование к закупочной деятельности может быть определено, как её соответствие целям, задачам, миссии предприятия, а также маркетинговой стратегии, на данный момент придерживаемой компанией.

Одной из важнейших целей любого предприятия является финансовая устойчивость и способность эффективно действовать в динамичных условиях рынка.

Целью разработки закупочной деятельности на микроуровне является формирование эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей организации.

Проблема единства противоречивых целей, таких как развитие производства и поддержание высокой ликвидности организации, постоянно возникает при разработке эффективной системы управления.

Выработка финансовой стратегии организации предлагает принятие последовательных решений по учётной, амортизационной, налоговой, кредитной, ценовой и дивидендной политике; управление операционными расходами, сбытом продукции, кредиторской задолженностью, оборотными средствами и прибылью [24, с. 66].

Реализуется финансовая стратегия на основе перспективного финансового планирования, ориентированного на достижение заданного уровня основных показателей деятельности организации: объёма продаж и уровня затрат (себестоимости), прибыли и эффективности всех видов деятельности, финансовой устойчивости и платёжеспособности, ценовой конкурентоспособности.



Итак, закупочная деятельность может характеризоваться, как алгоритм действий, необходимый для достижения главной цели организации, состоящий из последовательных этапов и объединяющий различные механизмы и инструменты.
1.2. Методы осуществления закупочной деятельности
Выделим конкретные стратегии из ряда следующих стандартных закупочных стратегий [3, c. 53]:

- стратегия поиска материальных ресурсов и других ценностей в зависимости от количества поставщиков: один поставщик, единственный поставщик – монополист по отношению к закупаемому продукту, два поставщика, множество поставщиков;

- закупочные стратегии, учитывающие объект закупки: закупка отдельных элементов либо закупка комплектов;

- закупочные стратегии в зависимости от географической зоны охвата: локальные, внутригосударственные и глобальные закупки;

- стратегии, учитывающие размещение поставщика: внешние поставщики либо внутренние поставщики;

- закупочные стратегии, учитывающие субъект закупки: индивидуальные или коллективные закупки;

- маркетинговые закупочные стратегии, использующие следующие инструменты маркетинга закупок: поиск продукта; каналы поставки; контакты с поставщиками; до – и послезакупочные услуги; цены;

- стратегии закупок с использованием Интернета: электронные закупки или использование Интернета для выполнения конкретных функций предприятия.

- стратегии, учитывающие время поставки: поставки на склад, ведущие к появлению запасов, либо – в соответствии с принципами pull («вытягивание») и Just-in-Time (точно – в – срок) – непосредственно на конкретное рабочее место:

В соответствии с избранной стратегией определяют метод закупок. Сравнительный анализ методов закупок представлен в табл. 1.2.1.
Таблица 1.2.1.

Сравнительный анализ методов закупок [7, c. 57]

Наименование

Сущность

Преимущества

Недостатки

Закупка по долгосрочному контракту

Частные поставки МР по мере необходимости в производстве

Ускорение оборота капитала, снижение запасов до нулевого уровня

Жесткие требования к качеству МР, срокам и объемам поставки

Оптовые закупки

Поставка МР большой партией за один раз

Торговые скидки, гарантия поставки всей партии, упрощение документооборота

Большая потребность в складских помещениях, рост запасов и затрат, замедление оборота капитала


Продолжение таблицы 1.2.1.

Регулярные закупки

Поставка МР мелкими партиями в течение заданного периода

Ускорение оборота капитала, экономия площади склада

Рост затрат и вероятность заказа избыточного количества МР

Оперативные закупки по котировочным ведомостям

Поставка недорогих, часто используемых МР заданного объема

Ускорение оборота капитала, своевременность доставки, снижени затрат на хранение

Постоянный контроль уровня запасов МР

Закупка с немедленной сдачей

Поставка редко используемых МР различными поставщиками

Своевременность и точность поставки, снижение затрат на хранение

Рост затрат, связанных с детальным оформлением документов при заказе


 

Одним из главных критериев выбора оптимального метода закупок является принцип минимизации затрат на закупки МР и содержание складских запасов. Для его реализации теория логистики предлагает логистическому менеджеру использовать базовую модель АНМ, которую разработали американские ученые Arrow, Harris, Marshak в 1915 году. Она предназначена для определения оптимального объема поставки материалов и количества поставок в году. Данная модель базируется на принципе минимизации общих годовых затрат, которые складываются их постоянных (на закупку) и переменных (на обслуживание складских запасов МР) [9, c. 2].

Функция общих затрат записывается в виде следующего уравнения:
ТС (Q) = М / Q К + 0,5 Q Р (r + l) / 100,
где: Р - цена единицы материала, ден. ед.; n - кол-во поставок в году, партий;

М - годовая потребность в материале, физ.ед.;

К - постоянные расходы на приобретение партии материалов, ден.ед.;

Q - объем партии поставки материалов - это постоянное кол-во материалов, которое нужно закупать через равные промежутки времени, физ.ед.;

l - норма расхода на хранение материала, %; r - альтернативная стоимость хранения материалов на складе, равная ставке банковского процента по депозиту, %.














В результате дифференцирования данной функции получают оптимальный объем поставки (или заказа) материалов:

Тогда количество поставок в году составит: n = M / Qопт .

Основными условиями партнерства являются следующие:

- тесное взаимодействие партнеров на всех уровнях логистики;

- долгосрочные обязательства и прогнозирование результатов совместной работы;

- взаимное доверие, общие задачи, цели и культура бизнеса;

- гибкость и готовность совместно решать возникающие проблемы;

- совместная разработка продуктов и процессов;

- гарантированная надежность и высокое качество товаров и услуг.
1.3. Механизм управления закупочной деятельности
Механизм управления закупочной деятельностью торгового предприятия детерминированы усилением конкуренции со стороны закупочной деятельности торгового предприятия, в том числе закупочной деятельности торгового предприятия с участием иностранного капитала, а также непроизводственных кредитных организаций, что актуализирует необходимость повышения их качества [35, c. 34].