Файл: 1. Теоретические основы управления закупочной деятельности торгового предприятия 11.doc
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для решения этой задачи требуется разработать адекватный методический инструментарий, позволяющий выявить конкурентный потенциал и критические зоны в деятельности закупочной деятельности торгового предприятия и на этой основе сформировать механизм повышения их качества [21, с. 64].
В научной литературе по экономике излагаются разные методические подходы к системе управления закупочной деятельностью торгового предприятия. Управление качеством закупочной деятельности торгового предприятия - важная составляющая качества продукции - определяет важность разработки методического инструментария оценки закупочной деятельности торгового предприятия.
Соответствующие методики базируются на подходах, предполагающих учет:
-
качественных параметров закупочной деятельности торгового предприятия, связанных с характеристиками особенностей их продаж; -
сегментационных моделей разделения клиентской базы; -
потребительских и экономических свойств производственной услуги на основе метода анализа иерархий; -
выделения продуктового ряда с анализом целесообразности предоставления каждой услуги и тарифной политики.
В отдельных работах методический инструментарий оценки закупочной деятельности торгового предприятия встроен в систему оценки общего уровня качества.
Определение уровня качества услуг является одним из основных параметров деятельности продукции; при разработке методики оценки закупочной деятельности торгового предприятия автор считает необходимым учитывать зависимость стоимости закупочной деятельности торгового предприятия от их качества, а также проводить сравнительную характеристику закупочной деятельности торгового предприятия по основным направлениям деятельности продукции и ключевым параметрам закупочной деятельности торгового предприятия.
Централизованная модель закупок внедрена и успешно функционирует во многих международных компаниях - лидерах в своих сегментах.
Данный подход построен на основе управления закупками по категориям. Создается отдельная структура, которая является сервисной по отношению к заказчику, куда входят закупщики, которые проводят закупки, и это является их основной деятельностью [20, с. 4].
Помимо данной функции они формируют и внедряют категорийные стратегии, в которых проводится анализ и предлагаются решения, чтобы повысить эффективность закупок. Также данная система предполагает сервисные функции закупок, куда относятся планирование, анализ эффективности, система управления поставщиками, а также некоторые другие, которые призваны помочь закупщикам действовать более эффективно. Контроль происходит по факту проведения закупок.
Данная система позволяет «по уму» подойти к закупкам, а не просто удовлетворять текущую потребность в товарах и услугах.
Децентрализованная система, которая является «лучшей практикой» во многих российских организациях, предполагает проведение закупок непосредственно самим заказчиком. То есть закупочная деятельность не является для него основной, а является дополнительной.
Это иногда может не позволять действовать наиболее «верно», поскольку основная (приоритетная) функция указанного подразделения другая (обеспечивать бесперебойную работу информационных систем, увеличивать долю рынка и проч.). Данное положение вещей обусловливает наличие контроля со стороны отдельной структуры в режиме реального времени проведения процедур, решение о закупках принимается закупочной комиссией.
Страховой запас предназначен для непрерывного снабжения производства, розничной сети или осуществления оптовых продаж в случае непредвиденных обстоятельств: отклонение в периодичности и величине фактических поставок от плановых или договорных; задержке материала в пути при доставке от поставщика; непредвиденной порче материала.
Регулируемыми параметрами в такой системе являются «точка заказа» и объем заказа. Интервал между подачей заявки и поступлением партии на склад назовем заготовительным периодом. За основу для расчета показателей возьмем расход материалов. Средний расход за день рассчитывается от расхода за период. По умолчанию устанавливают период несколько последних месяцев. Но все зависит от вида товаров, в отдельных случаях это может быть и несколько последних недель. Например, продажи елочных игрушек для нового года осуществляются только в течение декабря, соответственно средний расход за день разумно рассчитывать за последнюю неделю [23, с. 35].
Точка оптимального запаса нужна для понимания правильно ли был сделан текущий заказ материалов. После того как материалы привезут на склад, остаток на складе должен быть между максимальным запасом и оптимальным запасом. Максимальный запас не должен превышаться из-за того, что материал будет невозможно разместить на складе.
Нельзя опускаться ниже оптимального запаса из-за того, что заказы придется осуществлять чаще, чем позволяют операционные возможности компании. Критерием для оценки осуществленного заказа будет его местонахождение между максимальным запасом и оптимальным запасом. Если остаток ближе к оптимальному запасу, то заказ был осуществлен удачно, если наоборот, то неудачно.
Весь расчет построен на расчете от нормы заказа, а не от максимального запаса на складе. Это связано с тем, что изначально размеры склада не ограничивались и могли быть подобраны под наиболее удобные периоды поставки материалов.
Срок поставки с момента заказа показатель, который оговаривается с поставщиком.
Срок поставки с момента заказа досрочно - это самый минимальный срок поставки материалов, который возможен при доставке поставщиком. Этот показатель так же важен и для того, чтобы понимать, что в случае досрочной поставки возможностей склада хватит, чтобы принять весь товар. Количество дней задержки материала в пути – показатель, который зависит от поставщика и условий доставки товара.
Норма заказа – Этот показатель подбирают, основываясь на транспорте, которым доставляют материал и на необходимом периоде расходования материала, удобным для работы. Значение нормы заказа не должно превышать Оптимальный запас. Дело в том, что в случае досрочной доставки материалов суммарный остаток не должен превышать Максимальный запас. В случае если пользователь установил норму заказа больше оптимального запаса, то программа должна сигнализировать ему об этом.
Итак, закупочная деятельность – эта одна из самых важных областей деятельности человека, которая возникла в результате труда. Данная деятельность заключается в следующем – чтобы выполнить торговые и организационные мероприятия, которые направлены на продажу и покупку товаров и услуг с целью получения наибольшей прибыли. Вообще, закупочная деятельность является неотъемлемой частью рынка потребителей. Она осуществляет процессы, которые связаны с продажей услуг и товаров.
При помощи этой деятельности, спрос потребителя осуществляется, прибыль от продажи осуществляется, и целевые рынки товаров развиваются. Чтобы закупить товар и донести его до потребителя, необходимо изучить рынок, установить связи с поставщиками, осуществить закупочные сделки, заключить контракт и произвести товарно-денежный обмен.
Российский рынок за последние годы обрел много сложностей, но, несмотря на это, закупочная деятельность торгового предприятия постоянно укрепляет материальную, правовую и экономическую базу. К тому же, закупочная деятельность оказывает огромное влияние на лучшее и эффективное производство, она воздействует на разные показатели деятельности какого-либо предприятия. Закупочная деятельность может воздействовать на объемы продаж товара, на уровень издержек в коммерции, а также на показатели оборачиваемости. В любой стране торговля является самым крупным направлением в экономике. Деятельность предприятий связана с тем, чтобы удовлетворить потребность своих клиентов, охватив при этом весь спектр вопросов экономического, финансового и организационно-технологического характера [20, с. 54]. Многие торговые дома занимаются закупочной деятельностью, а в большинстве случаев они специализируются на розничной торговле. Именно торговые дома оказывают большое влияние на развитие экономики. Закупочная деятельность может осуществляться как в пределах родной страны, так в других странах. Так, международная закупочная деятельность тоже направлена на то, чтобы извлечь прибыль. Международный бизнес может осуществляться с двух сторон – со стороны частной фирмы и со стороны правительственного учреждения.
Но сейчас более характерными считаются деятельность, основанная на межфирменных и внутрифирменных операциях. Международная закупочная деятельность базируется на том, чтобы осуществить возможность извлечь выгоду именно из преимущества деловых межстрановых операций.
Таким образом, можно сказать, что закупочная деятельность предприятий определяет единую для себя цель – это получить максимальную прибыль от реализации товара. Товар, в свою очередь, определяется на основании в нем потребности. Закупочная деятельность на сегодняшний день – это самый огромный спектр оказания и реализации услуг и товаров.
2. Управление закупочной деятельности торгового предприятия на примере ООО «Казань-Шинторг»
2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия
Компания «Казань-Шинторг» на рынке с 2003 года. Официальный авторизованный дилер крупных мировых производителей шин и дисков. Официальный представитель сети «Truck Point», «Truck Force».
Сеть профессиональных сервисных станций, специализирующихся на ремонте и обслуживании коммерческого транспорта.
Сеть шиномонтажных мастерских для легковой, грузовой и специальной техники. Постоянное наличие на складе большого количества наименований запасных частей, автомасел, спецжидкостей, шин, дисков ведущих мировых производителей для грузовых автомобилей и прицепной техники. Демократичные цены и гибкая система скидок. Выгодные схемы и условия работы.
На предприятии существует линейно-функциональная организационная структура.
Численность персонала 115 сотрудников, из них: 50 грузчиков (из них 1 аттестованный водитель), 43 менеджера по продажам, товаровед, операционист, начальник склада, начальник отдела по продажам, коммерческий директор, гл. бухгалтер, помощник бухгалтера, генеральный директор.
Организационная структура предприятия ООО «Казань-Шинторг» представлена ниже (Рис. 2.1.1.).
Рис. 2.1.1. Организационная структура управления предприятием ООО «Казань-Шинторг»
Кратко охарактеризуем основные должностные обязанности каждого сотрудника.
В соответствии с представленными организационно-распорядительными документами фирмы на генерального директора возлагаются следующие функции:
-
руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия; -
контроль за финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия, выполнением договорных обязательств по поставкам продукции; -
координация работы подчиненных ему структурных подразделений предприятия; -
управление персоналом.
В функционал коммерческого директора входит:
-
управление закупками; -
составление плана продаж; -
ценообразование; -
управление товарным ассортиментом;
В функционал отдела продаж входят:
-
обслуживание клиентов; -
продажа товара.
В функционал начальника склада входят:
-
складирование товара; -
доставка товара по городу; -
контроль качества; -
также начальник склада совмещает функции юридической поддержке компании.
В функционал бухгалтерской службы входят:
-
управление финансовыми потоками; -
управление налогообложением.
Основными конкурентными преимуществами ООО «Казань-Шинторг» является возможность полной комплектации сантехническим оборудованием промышленных объектов любого масштаба, широкий ассортимент, политика низких цен, предоставление отсрочек покупателям, бесплатная доставка по городу при заказе свыше 5 тыс. руб.
Основными проблемами коммерческой деятельности является сезонность товара, неэффективное ценообразование, сильное колебание потребительского спроса. Для скоординированного взаимодействия на предприятии ООО «Казань-Шинторг» внедрены и активно используются программные комплексы 1С «Управление торговлей 8» и «1С: Бухгалтерия 8» для управления финансами, персоналом и начисления заработной платы сотрудникам фирмы.
Так же «1С: Управление торговлей 8» используется отделом продаж для работы с клиентами по уточнению следующих вопросов: наличие определенных ассортиментных позиций на складе, цена и характеристика товара; а также складским отделом в фазе закупки, когда материалы и ресурсы приобретены, и их необходимо разместить на склад.
Как отмечалось ранее, целью конкурентной стратегии компании является минимизация затрат с целью получения возможности расширения товарного ассортимента и снижения цен на товар.
Существующая стратегия - повышение качества закупочного сервиса - выступает в разрез корпоративной стратегии компании. Компания несет значительные затраты на создание высокого уровня запасов товара на складе и выполнение срочных заказов для удовлетворения потребителей. Эти две стратегии противоречат друг другу. В результате достигается общий отрицательный эффект. Наиболее оптимальной можно назвать стратегию минимизации затрат с поддержанием баланса цена/качество.
Для решения данного конфликта необходимо провести стратегический анализ компании SWOT-анализ с целью определения потенциальной стратегии развития компании и преодоления существующих противоречий в стратегиях.