ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, к утрате доказательств и т.д.
Прокурор не должен вмешиваться в тактические приемы оперативно-розыскной деятельности по раскрытию преступлений, если их применение не противоречит закону. Если оперативно-розыскные мероприятия проводятся с нарушением закона, то прокурор обязан отреагировать и принять меры в соответствии со своими полномочиями.
В ст. 6 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дан перечень оперативно-розыскных мероприятий. Перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
8. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
9. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Согласно ст. 21 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурорский надзор за исполнением данного федерального закона осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами.
Генеральный прокурор РФ своим приказом определяет прокуроров, на которых возлагается надзор за исполнением законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность.
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.
Для уполномоченных прокуроров, а также лиц, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, должен оформляться допуск для работы с документами, содержащими государственную тайну.
Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него должна направляться для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.
Проверки законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений осуществляются: а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц; б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора; в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора; г) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и без вести пропавших лиц.
Уполномоченные прокуроры при проведении проверок должны обращать внимание:
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, должны предоставляться прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
При проверках выполнения оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя, органа дознания, указаниям прокурора и решениям суда уполномоченный прокурор не должен ограничиваться изучением обоснованности их проведения. Каждый раз нужно рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.
С учетом обстоятельств уголовного дела уполномоченному прокурору вместе со следователем необходимо устанавливать срок исполнения поручения, а также определять порядок и пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Полученные результаты оперативно-розыскной деятельности необходимо использовать в соответствии с принципами законности и неотвратимости наказания.
Уполномоченный прокурор при нарушении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов и возмещению причиненного вреда.
Руководители прокуратуры обеспечивают защиту от разглашения сведений, которые содержатся в предоставленных документах и материалах.
10. Надзор за исполнением законов органами осуществляющими
дознание и предварительное следствие: общие положения
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия состоит в обеспечении соблюдения законности органами дознания и предварительного следствия. Важность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия заключается в том, что деятельность органов дознания и предварительного следствия затрагивает конституционные права и свободы человека и гражданина и другие предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством права лиц, которые вовлечены в сферу уголовно-процессуальных отношений.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяется его предметом. Регламентация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, дана в гл. 3 закона о прокуратуре.
В соответствии со ст. 29 закона о прокуратуре предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Данное направление деятельности прокуратуры регламентируется приказами Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» (в ред. от 5 июля 2002 г.) и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда и заключается в принятии предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, которые виновны в совершении преступления, и к их наказанию. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Задача прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия заключается: а) в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений закона; б) в принятии мер, которые направлены на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.
11.Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами
осуществляющими дознание и предварительное следствие
Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия возлагается на руководителей прокуратур всех уровней. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур имеются специальные структурные подразделения (управления и отделы) по надзору за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования. На эти структурные подразделения и их должностных лиц возлагаются обязанности по организации эффективной надзорной работы: информационно-аналитическое обеспечение, перспективное планирование, обоснованный выбор законодательных норм, исполнение которых будет проверяться, разработка методик проведения прокурорских проверок.
В прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах обязанности по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия выполняются прокурором либо его заместителем (одним из заместителей).
На практике к проведению проверок привлекаются и иные оперативные сотрудники (помощники прокурора). Вместе с тем полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются исключительно прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами, а также вышестоящими прокурорами. Право подписи официальных документов, отражающих результаты надзорных проверок, а также актов прокурорского реагирования имеется только у прокуроров и их заместителей. Но это не исключает возможности составления проектов таких документов подчиненными им оперативными сотрудниками.
Правовой основой организации прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются подзаконные нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации. К основным нормативным правовым актам, определяющим общие вопросы организации и порядок осуществления надзорно-проверочной работы, относятся приказы Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»
Прокурор не должен вмешиваться в тактические приемы оперативно-розыскной деятельности по раскрытию преступлений, если их применение не противоречит закону. Если оперативно-розыскные мероприятия проводятся с нарушением закона, то прокурор обязан отреагировать и принять меры в соответствии со своими полномочиями.
В ст. 6 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дан перечень оперативно-розыскных мероприятий. Перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
8. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
9. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Согласно ст. 21 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурорский надзор за исполнением данного федерального закона осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами.
Генеральный прокурор РФ своим приказом определяет прокуроров, на которых возлагается надзор за исполнением законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность.
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.
Для уполномоченных прокуроров, а также лиц, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, должен оформляться допуск для работы с документами, содержащими государственную тайну.
Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него должна направляться для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.
Проверки законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений осуществляются: а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц; б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора; в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора; г) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и без вести пропавших лиц.
Уполномоченные прокуроры при проведении проверок должны обращать внимание:
-
на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности, строго следуя требованиям федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» о том, что оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения; -
на обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия; -
на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; -
на наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; -
на возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен указанным федеральным законом; -
на наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе разрешение на проведение которых дано судом. При этом следует учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, но при необходимости срок может быть продлен на основании вновь представленных материалов; -
на соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий; -
на своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища; -
на законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, должны предоставляться прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
При проверках выполнения оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя, органа дознания, указаниям прокурора и решениям суда уполномоченный прокурор не должен ограничиваться изучением обоснованности их проведения. Каждый раз нужно рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.
С учетом обстоятельств уголовного дела уполномоченному прокурору вместе со следователем необходимо устанавливать срок исполнения поручения, а также определять порядок и пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Полученные результаты оперативно-розыскной деятельности необходимо использовать в соответствии с принципами законности и неотвратимости наказания.
Уполномоченный прокурор при нарушении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов и возмещению причиненного вреда.
Руководители прокуратуры обеспечивают защиту от разглашения сведений, которые содержатся в предоставленных документах и материалах.
10. Надзор за исполнением законов органами осуществляющими
дознание и предварительное следствие: общие положения
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия состоит в обеспечении соблюдения законности органами дознания и предварительного следствия. Важность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия заключается в том, что деятельность органов дознания и предварительного следствия затрагивает конституционные права и свободы человека и гражданина и другие предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством права лиц, которые вовлечены в сферу уголовно-процессуальных отношений.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяется его предметом. Регламентация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, дана в гл. 3 закона о прокуратуре.
В соответствии со ст. 29 закона о прокуратуре предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Данное направление деятельности прокуратуры регламентируется приказами Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» (в ред. от 5 июля 2002 г.) и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда и заключается в принятии предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, которые виновны в совершении преступления, и к их наказанию. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Задача прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия заключается: а) в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений закона; б) в принятии мер, которые направлены на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.
11.Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами
осуществляющими дознание и предварительное следствие
Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия возлагается на руководителей прокуратур всех уровней. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур имеются специальные структурные подразделения (управления и отделы) по надзору за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования. На эти структурные подразделения и их должностных лиц возлагаются обязанности по организации эффективной надзорной работы: информационно-аналитическое обеспечение, перспективное планирование, обоснованный выбор законодательных норм, исполнение которых будет проверяться, разработка методик проведения прокурорских проверок.
В прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах обязанности по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия выполняются прокурором либо его заместителем (одним из заместителей).
На практике к проведению проверок привлекаются и иные оперативные сотрудники (помощники прокурора). Вместе с тем полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются исключительно прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами, а также вышестоящими прокурорами. Право подписи официальных документов, отражающих результаты надзорных проверок, а также актов прокурорского реагирования имеется только у прокуроров и их заместителей. Но это не исключает возможности составления проектов таких документов подчиненными им оперативными сотрудниками.
Правовой основой организации прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются подзаконные нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации. К основным нормативным правовым актам, определяющим общие вопросы организации и порядок осуществления надзорно-проверочной работы, относятся приказы Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»