ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от 5 сентября 2011 г. № 277; «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 2 июня 2011 г. № 162;«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» от 10 сентября 2007 г. № 137; «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» от 27 ноября 2007 г. № 189; «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» от 17 декабря 2007 г. № 200.
Генеральный прокурор Российской Федерации в своих приказах ориентирует подчиненных ему прокуроров на создание единой системы надзора, использование в полной мере имеющихся полномочий для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов с целью защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных лиц.
В соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокуроры обязаны принимать исчерпывающие меры к выявлению и устранению выявленных нарушений закона. Прокурор должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы не только выявлять допущенные органами предварительного расследования нарушения, но и средствами прокурорского надзора исключать возможность их повторения в будущем.
На основе анализа результатов таких проверок совершенствуется методика прокурорского надзора в данной сфере. Обобщения материалов надзорной практики доводятся до сведения оперативных сотрудников органов прокуратуры путем:
проведения заседаний коллегий, координационных и оперативных совещаний;
подготовки и направления на места информационных писем, содержащих методические указания по организации и совершенствованию надзорной деятельности.
Издание Генеральным прокурором Российской Федерации приказов об организации прокурорского надзора за соблюдением законов в сфере предварительного расследования направлено на достижение наиболее эффективных, способов реализации надзорной функции в условиях ее недостаточной правовой регламентации.
Эту же цель преследуют и межведомственные указания, издаваемые прокурорами субъектов Российской Федерации совместно с руководителями соответствующих ведомств, уполномоченных осуществлять предварительное расследование.
12. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами
осуществляющими дознание и предварительное следствие
В соответствии со ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
Указания прокурора (в письменной форме) органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ, а именно: в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. 2–11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; о передаче уголовного дела другому следователю.
Названый выше комплекс полномочий прокурора осуществляется прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами
13. Надзор за исполнением законов администрациями учреждений,
исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного
характера, администрациями мест содержания задержанных и
заключенных под стражу: общие положения
В соответствии со ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законом о прокуратуре.
В ст. 32 закона о прокуратуре определен предмет надзора:
Соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей – главный предмет прокурорского надзора. Права подозреваемых и обвиняемых закреплены в ст. 17 федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Проверка исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу является основным средством прокурорского надзора, которое применяется для выявления правонарушений в местах содержания под стражей. Эта проверка включает в себя посещение прокурором мест содержания под стражей, ознакомление с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию и заключению под стражу, надзор за порядком и условиями содержания и проверка соблюдения режима, соблюдение правового положения задержанных и заключенных под стражу.
В соответствии с федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом о прокуратуре. Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся порядка содержания под стражей, установленного федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Задачи органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу могут быть сформулированы следующим образом:
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 33 закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Генеральный прокурор Российской Федерации в своих приказах ориентирует подчиненных ему прокуроров на создание единой системы надзора, использование в полной мере имеющихся полномочий для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов с целью защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных лиц.
В соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокуроры обязаны принимать исчерпывающие меры к выявлению и устранению выявленных нарушений закона. Прокурор должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы не только выявлять допущенные органами предварительного расследования нарушения, но и средствами прокурорского надзора исключать возможность их повторения в будущем.
На основе анализа результатов таких проверок совершенствуется методика прокурорского надзора в данной сфере. Обобщения материалов надзорной практики доводятся до сведения оперативных сотрудников органов прокуратуры путем:
проведения заседаний коллегий, координационных и оперативных совещаний;
подготовки и направления на места информационных писем, содержащих методические указания по организации и совершенствованию надзорной деятельности.
Издание Генеральным прокурором Российской Федерации приказов об организации прокурорского надзора за соблюдением законов в сфере предварительного расследования направлено на достижение наиболее эффективных, способов реализации надзорной функции в условиях ее недостаточной правовой регламентации.
Эту же цель преследуют и межведомственные указания, издаваемые прокурорами субъектов Российской Федерации совместно с руководителями соответствующих ведомств, уполномоченных осуществлять предварительное расследование.
12. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами
осуществляющими дознание и предварительное следствие
В соответствии со ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
-
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; -
возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; -
участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ; -
давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; -
разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; -
отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования; -
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи; -
передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи; -
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; -
поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; -
продлевать срок предварительного расследования; -
утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; -
утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; -
возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; -
приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу; -
осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Указания прокурора (в письменной форме) органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ, а именно: в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. 2–11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; о передаче уголовного дела другому следователю.
Названый выше комплекс полномочий прокурора осуществляется прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами
13. Надзор за исполнением законов администрациями учреждений,
исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного
характера, администрациями мест содержания задержанных и
заключенных под стражу: общие положения
В соответствии со ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законом о прокуратуре.
В ст. 32 закона о прокуратуре определен предмет надзора:
-
законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; -
соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; -
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей – главный предмет прокурорского надзора. Права подозреваемых и обвиняемых закреплены в ст. 17 федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Проверка исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу является основным средством прокурорского надзора, которое применяется для выявления правонарушений в местах содержания под стражей. Эта проверка включает в себя посещение прокурором мест содержания под стражей, ознакомление с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию и заключению под стражу, надзор за порядком и условиями содержания и проверка соблюдения режима, соблюдение правового положения задержанных и заключенных под стражу.
В соответствии с федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом о прокуратуре. Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся порядка содержания под стражей, установленного федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Задачи органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу могут быть сформулированы следующим образом:
-
осуществление надзора за соответствием деятельности администрации мест содержания под стражей уголовному, уголовно-исполнительному, уголовно-процессуальному и иному законодательству РФ; -
осуществление надзора за соответствием законодательству РФ приказов, распоряжений и постановлений, изданных администрацией мест содержания под стражей, центральными и территориальными органами уголовно-исполнительной системы; -
осуществление надзора за обеспечением администрацией мест содержания под стражей установленных законом прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу; -
осуществление надзора за соблюдением сроков содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, за обеспечением в них установленного законом режима изоляции, за обоснованностью применяемых администрацией мер дисциплинарного воздействия и законностью освобождения граждан из-под стражи.
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
-
Полномочия прокурора при осуществлении надзора
В соответствии со ст. 33 закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
-
посещать в любое время органы и учреждения, указанные в законе о прокуратуре; -
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; -
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается; -
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.