Файл: Вопросы к экзамену по курсу "Прокурорский надзор".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора закреплены в ст. 34 закона о прокуратуре. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполня­ющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к на­казанию, не связанному с лишением свободы.
14. Организация прокурорского надзора за исполнением законов

администрациями учреждений, исполняющих наказание и назначаемые

судом меры принудительного характера, администрациями мест

содержания задержанных и заключенных под стражу

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 22 УИК РФ и ч. 3 ст. 45 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Организационные основы надзорной работы в этой отрасли прокурорского надзора, как выше было сказано, устанавливаются в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 января 2007 г. № 19. Руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации указывает, что в настоящее время при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах нельзя оставлять без внимания факты:

использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрациями исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием и иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия;


незаконного водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты дисциплинарных воинских частей;

неоказания медицинской помощи;

ненадлежащего материально-бытового обеспечения;

воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным обжаловать в соответствии с законом действия и решения должностных лиц, нарушившие их права.

Организационно обязанности по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу возлагаются на прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, в том числе прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Они действуют на правах прокуратур районов и подчиняются прокуратурам субъектов Российской Федерации. В прокуратурах субъектов Российской Федерации создаются отделы либо формируются группы прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Надзор за законностью деятельности администраций изоляторов временного содержания (ИВС) и гауптвахт осуществляют также прокуроры специализированных прокуратур (транспортные, на особорежимных объектах, военные).

Информационно-аналитическая работа, являющаяся предпосылкой успешного осуществления надзора, и планирование ведутся по общим правилам. В частности, не менее одного раза в полугодие следует обобщать данные о состоянии законности и результаты осуществления прокурорских проверок по рассматриваемой отрасли. Вместе с тем прокурорские проверки в местах содержания задержанных, заключенных под стражу и осужденных необходимо проводить регулярно, т. е. вне зависимости от наличия информации о фактах нарушения законности. Например, для обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей прокуроры должны проверять следственные изоляторы не реже одного раза в месяц (п. 1.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 января 2007 г. № 19), а проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях требуется проводить ежеквартально (п. 1.9 указанного Приказа). Только такой подход, позволяющий организовать систематический и полноценный надзор, может принести плоды и дать желаемые результаты по укреплению законности в учреждениях предварительного заключения и пенитенциарной системы.



Следует помнить, что вышеназванный Приказ не регламентирует организацию прокурорского надзора за исполнением законов в изоляторах временного содержания, которые имеются в МВД России и Пограничных войсках ФСБ России.

Порядок осуществления проверок законности пребывания в изоляторах временного содержания граждан, задержанных по подозрению в совершении преступлений, регламентирован приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» от 27 ноября 2007 г. № 189. Так, в соответствии с п. 1.4 этого Приказа в каждом случае задержания граждан по подозрению в совершении преступлений необходимо выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия прокурор обязан организовывать проверку, а при наличии к тому оснований следует выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.

Кроме того, необходимо регулярно, в том числев вечернее и ночное время, проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, необходимо незамедлительно принимать меры к их освобождению. По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе следует проводить проверки, материалы которых при наличии оснований должны передаваться в соответствующие следственные органы. В случае обнаружения иных нарушений закона прокуроры обязаны тщательно выявлять их причины и принимать меры к их устранению.

При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве заключенных под стражу, необходимо проводить сверки с отчетными данными подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации о количестве лиц, освобожденных органами следствия, дознания и судом. В случае несоответствия данных о количестве освобожденных из-под стражи лиц и данных о количестве заключенных под стражу необходимо устанавливать причины расхождения данных, добиваться внесения достоверных сведений и привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.

15. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

администрациями учреждений, исполняющих наказание и назначаемые

судом меры принудительного характера, администрациями мест

содержания задержанных и заключенных под стражу

В статье 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляются специальные полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В силу специфики объектов прокурорского надзора эти полномочия носят жесткий властный характер и позволяют эффективно выявлять и непосредственно устранять допущенные нарушения законности. Это обусловлено режимом работы вышеуказанных органов и учреждений, содержанием служебной деятельности их должностных лиц, возможностью широкого законного применения мер государственного принуждения по отношению к задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутым мерам принудительного характера. При необходимости прокуроры могут использовать и иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.ст. 22 и 27).

Проанализируем полномочия прокуроров, установленные ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:

1. Право посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Это право служит условием надлежащего выполнения надзирающим прокурором своих служебных обязанностей, поскольку в этих органах и учреждениях законодательно установлен режим ограниченного доступа и введена строгая пропускная система, исключающая возможность посещения их территорий и служебных помещений посторонними лицами. Прокурор как представитель государственного надзорного органа при необходимости проведения плановых или внеплановых проверок может посещать такие объекты прокурорского надзора по предъявлении служебного удостоверения.

2. Право опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.


Заявления, жалобы и обращения таких лиц следует проверять, получая информацию непосредственно из первых рук. Учитывая ограниченный характер возможностей по защите прав и законных интересов этой категории лиц собственными действиями, прокурор для объективности проводимых проверок должен использовать преимущественно вышеуказанный источник получения сведений о нарушениях законности, с «поправкой» на личностные и медицинские (психологические и психиатрические показатели) данные недовольных граждан, находящихся в местах изоляции.

3. Право знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера.

Исключительно протокол задержания, постановление, определение и приговор суда могут составлять юридическое основание помещения граждан в органы и учреждения, исполняющие наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу и содержания их там. Отсутствие названных документов либо неправильное оформление таковых означает незаконность ограничения прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, обязанность их незамедлительно освободить.

4. Право знакомиться с оперативными материалами (материалами ОРД).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполни-тельной системы ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проведение ОРМ прямо предусмотрено в ч. 7 ст. 34 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ст. 84 УИК РФ. При этом должностные лица этих органов обязаны обеспечить надлежащее документирование своей деятельности, которое должно отражать порядок ее осуществления и полученные результаты. Статья 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет право прокуроров, оформивших допуск к работе с секретными материалами, истребовать и ознакомиться с оперативно-служебными документами, включая дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты.