ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21. Понятие полномочий прокурора. Классификации полномочий
Прокурора
Полномочия прокурора – система прав и обязанностей прокурора по осуществлению возложенных на прокуратуру задач и функций, закрепленная в К РФ, законе о П, иных ФЗ и нпа Ген прокуратуры РФ.
Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы:
1) основные полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами)
2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)
Основные полномочия:
1) Предметные
Они определяют:
-
круг поднадзорных прокуратуре субъектов -
какие действия и акты прокуратура может проверять в порядке надзора
2) функциональные – это полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них
3) Отраслевые
В каждой отрасли надзора (в каждом основном направлении деятельности) прокуратура обладает определённым объёмом полномочий. В каждой отрасли есть полномочия, направленные на выявление нарушений и реагирование на них.
По степени власти полномочия подразделятся на:
1) Властные полномочия
Они характеризуются тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному исполнению. Это полномочия по выявлению нарушений закона. В ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (предусмотрена административная ответственность (штрафы) за невыполнение требований прокурора)
2) ограниченно властные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.).
Только в ряде отраслей надзора обязательными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:
-
надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
-
надзор за исполнением наказания.
Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.
3) Полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия)
Такими полномочиями прокурор располагает, участвуя в рассмотрении дел судами.
23. Акты прокурорского реагирования.
Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для восстановления законности, устранения вызванных нарушениями закона негативных последствий.
К числу основных правовых средств прокурора Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» относит следующие акты прокурорского реагирования:
протест;
представлениеоб устранении нарушений закона;
постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
предостережениео недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора представляет собой акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими даннымитребование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.
Согласност. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Опротестование правовых актов производится прокурорами строго в соответствии с компетенцией. И если вышестоящий прокурор может опротестовать правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, поднадзорных нижестоящему прокурору, то нижестоящие прокуроры ни при каких обстоятельствах не могут реализовывать полномочия вышестоящего прокурора.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ илиоргана местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора об устранении нарушений закона — это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органамиили их должностными лицами.
На основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в том случае, если в ходе проведения прокурорской проверки были выявлены обстоятельства, указывающие на наличие признаков состава административного правонарушения.
Статья 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях на основании ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Право прокурора объявлять предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности предусмотрено также Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Оно объявляется должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям общественных (религиозных) объединений.
Вынесению предостережения в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
24. Тактика и методика прокурорского надзора
Методика прокурорского надзора — совокупность научно обоснованных, практически апробированных методов, приемов и способов реализации правовых средств для осуществления прокурорского надзора.
Законодательство регламентирует правовые средства надзора, но, разумеется, не содержит конкретных указаний о том, какие именно из этих средств и каким образом следует применять прокурору в каждом отдельном случае для обнаружения и устранения нарушений законов. Подобные конкретные рекомендации формулируются в ходе практического осуществления прокурорского надзора и научной работы.
Те способы действия, которые оказались наиболее эффективными на практике и были обобщены и обоснованы научно, в дальнейшем получают закрепление в указаниях и приказах Генерального прокурора РФ, вносятся в методические разработки, пособия, методические письма и рекомендации, выпускаемые органами прокуратуры.
Выделяют общую и частную методику прокурорского надзора. Методические рекомендации могут быть обобщенными — определять в целом методы осуществления надзора и поддержания его эффективности, — или же иметь более конкретный, частный характер, описывая методику осуществления надзора в сфере исполнения конкретных видов законов.
Тактика прокурорского надзора — совокупность наиболее оптимальных способов и приемов использования конкретных правовых средств, выработанная теорией и практикой прокурорского надзора для решения его задач при учете конкретных обстоятельств и условий. Решая задачи выявления, предупреждения и устранения правонарушений, прокурор не просто применяет правовые средства: он выбирает наиболее адекватные из них для каждой конкретной ситуации, и кроме того, любое правовое средство можно использовать разными методами, способами. Выбор тех или иных приемов и методов использования правового средства зависит от особенностей объекта прокурорского надзора, сущности правонарушения, опыта и предпочтений прокурора и множества иных условий и характеристик ситуации.
25. Прокурорская проверка: понятие, задачи, виды и тактика
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь – для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране (специальные проверки).
В федеральных министерствах и ведомствах, представительных (законодательных) и исполнительных органах субъектов РФ, органах местного самоуправления, военного управления, органах контроля, прокурорские проверки можно осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности. Также при отсутствии сведений о нарушениях законов проводятся проверки законности содержания административно задержанных (периодические (плановые) проверки).