Файл: Методическая разработка 1 Тема 1 Профессиональный стресс. Механизм накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Принцип баланса обращает внимание на то, что для достижения результата недостаточно заниматься только телом, например, ходить в сауну, заниматься спортом, соблюдать диету и т.д. или только самонаблюдением. Результат может быть достигнут только при развитии в обоих направлениях. Закономерно, что одним из критериев успешности заботы о себе является отсутствие или уменьшение симптоматики психосоматических расстройств.

Этот принцип так же предполагает соблюдение баланса между внешними оценками собственного благополучия (например: оценка другими психического состояния) и внутренними (собственное ощущение состояния).

  1. Несмотря на то, что процесс «заботы о себе» не предполагает достижение конечного результата, наличие критериев оценки позволяет оценить успешность работы над собой. Обращение к себе предполагает усиление ощущения владения собой: человек «принадлежит себе», зависит только от себя, распоряжается самим собой. Кроме того, человек становится сам для себя источником радости, не зависящим от внешних обстоятельств.

Следовательно, критерием успеха «заботы о себе» выступает умение человека властвовать над собой и ощущение полноты и радости жизни. А забота о других есть следствие и результат заботы о себе.

Концепция здорового образа жизни не предполагает механическое копирование приемов заботы о себе. Она предполагает выработку индивидуального подхода, учитывающего изложенные принципы.


Заключение

Сотрудники ГПС работают в ситуациях, которых другие люди старательно избегают, резко подвергая себя гораздо большему риску по сравнению с любой другой гражданской профессией. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстро меняющейся обстановки, напряженная работа внимания, столкновение с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требуют мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач.

Профессиональный стресс у сотрудников определяется спецификой профессии- видами профессиональной опасности.

Профессиональная деятельность сотрудников ГПС является очень специфичной и характеризуется такими особенностями, как: высокий уровень ответственности за решение задачи, высокий темп действий, дефицит времени, неожиданное изменение обстановки, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения задачи, работа в загазованном, задымленном помещении, межличностное взаимодействие с пострадавшими, эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших, водолазные работы, при которых на спасателя воздействует агрессивная окружающая среда (давление, плохая видимость и так далее) и другие.

На сотрудников как субъектов профессионального стресса влияют: индивидуально-психологические особенности (например, уровень эмоциональной устойчивости, умение контролировать эмоции, склонность к рискованному поведению), свойства нервной системы (так при большой психической напряженности раньше нарушается деятельность у лиц со слабой нервной системой, а лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напряженную, ответственную ситуацию), возраст (наиболее выражен профессиональный стресс в 40 - 50 лет) и стаж работы.

При постоянном воздействии стрессовых факторов и отсутствии профилактики, профессиональный стресс может вызвать сбой в работе организма. Отрицательное воздействие негативных специфических факторов профессиональной деятельности значительно снижается, если сотрудники своевременно психологически подготовлены к работе в сложных условиях и организм их адаптирован к этим условиям.



Опросник множественного выбора

1. Стресс - это…

А. это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Б. совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В. верно А и Б.

2. Эустресс - это ...

А. стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом.

Б. стресс, который вызывается положительными эмоциями.

В. разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций.

3. Дистресс - это …

А. стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье, разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций.

Б. стресс, который вызывается положительными эмоциями.

В. нейтральное состояние организма.

4. Сколько фаз стресса выделил Г. Селье?

А. 4

Б. 3

В. 2

5. Перечислите фазы стресса по Г. Селье (несколько вариантов ответов)?

А. фаза тревоги

Б. фаза истощения

В. фаза дезориентации

С. фаза сопротивления

6. Охарактеризуйте «фазу истощения» по Г. Селье?

А. катастрофическое уменьшение резервов организма

Б. повышенное волнение и тревога

В. паника и агрессия

7. Перечислите основные стрессоры в профессиональной деятельности.

А.Ожидание ситуации, ролевой конфликт, субъективная оценка ситуации

Б.Ожидание и субъективная оценка ситуации, низкая или высокая самооценка

В.Ожидание ситуации, профессиональная некомпетентность, ролевой конфликт
8. Стрессовое состояние - это…

А.высокая, связанная с влиянием факторов трудовой нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума (работающего человека) степень функционального напряжения организма при труде.


Б.особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления.

В.верно А и Б

9. Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) - это…

А.особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных и физических нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления.

Б.хроническое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления.

В. верно А и Б

10. Особенностью воздействия стрессора при хроническом стрессе является то, что…

А.сила воздействия стрессора, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна.

Б.сила воздействия стрессора, как правило, велика, постоянна и регулярна.

В. сила воздействия стрессора всегда велика, постоянна и регулярна.

11. Перечислите основные симптомы профессионального стресса (один вариант ответа).

А.физические и поведенческие симптомы

Б. эмоциональные и физиологические симптомы

В. нет верного ответа

С. верно А и Б

12. Основной причиной хронического стресса является…

А.систематическая психоэмоциональная перегрузка организма

Б.значимое по силе нервное потрясение

В.патологическая невротизация

13. Перечислите основные эмоциональные симптомы хронического стрессового состояния (один ответ).


А.постоянно сниженное настроение или депрессия, чувство одиночества и ненужности, ощущение «непосильной ноши на плечах, эмоциональное напряжение

Б.чрезмерная возбудимость, истеричность, капризы

В.верно А и Б

14. Какие факторы определяют область «зоны стабильности профессионального здоровья (несколько вариантов ответов)?

А. тип высшей нервной деятельности (темперамент)

Б. отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям; физической слабости и болезней родителей, приводящих к инвалидизации; психических заболеваний родителей.

В.Наличие семейных традиций является еще один фактором

15. Чем определяется риск развития негативных последствий профессионального стресса?

А.«зоной стабильности профессионального здоровья»

Б. «зоной дискомфорта»

В. отсутствием волевого самоконтроля

13. Перечислите методы обеспечения необходимого функционального состояния высокой активности (один ответ).

А. Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него.

Б. Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха

В.верно А и Б

16. Что из нижеперечисленного относится к методам, направленным на полное восстановление сил в периоды отдыха (один ответ).

А. методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия);

Б. методы психофизиологической саморегуляции (физические упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры - сауна, баня, душ, бассейн).

В.верно А и Б

С. нет верного ответа.

17. Что из перечисленного относится к методам саморегуляции, которые возможно выполнять самостоятельно?