Файл: Методическая разработка 1 Тема 1 Профессиональный стресс. Механизм накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система профилактики негативных последствий профессионального стресса

Читая литературу, посвященную проблеме негативных последствий профессионального стресса, иногда возникает впечатление, что это неизбежный итог профессиональной деятельности. Однако, это далеко от действительности. В меньшей степени подвержены профессиональному стрессу те специалисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность профессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптимистичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизненные невзгоды и возрастные кризисы; сохраняют активность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом и достаточно общительны.

Меньший риск развития профессионального стресса у тех, кто получает сильную и надежную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со стороны семьи и использует нестандартные способы решения жизненных и профессиональных вопросов.

Реже негативные последствия профессионального стресса встречаются у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом, с преобладанием «клановой» организационной культуры.

Так же риск развития негативных последствий профессионального стресса меньше при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее вариативность в ситуациях межличностного взаимодействия и, как следствие, мень­ше пресыщение и утомление в ситуациях межличностных контактов. Развитие творческого потенциала – один из эффективных способов противостоять развитию профессионального стресса.

Риск развития негативных последствий профессионального стресса определяется «зоной стабильности профессионального здоровья». Помимо факторов риска развития профессионального стресса, перечисленных выше, исходную область зоны стабильности определяют следующие факторы:

  1. Тип высшей нервной деятельности (темперамент).

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип) обладает оптимально сбалансированным сочетанием эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, хорошо развитой адаптивностью. Человек с этим типом высшей нервной деятельности отличается высокой работоспособностью и выносливостью.


У холерика (сильный, подвижный, неуравновешенный тип) нервная система отличается тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Как правило, такой человек легко поддается эмоциям, отличается несдержанностью. В период увлечения холерик всецело отдает свои силы делу, однако, это заканчивается упадком сил. Холерику трудно осуществлять деятельность, связанную с монотонным трудом и медленным темпом.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) на изменения реагирует спокойно и медленно, внешне мало эмоционален. Отличается устойчивостью к сильным и продолжительным нагрузкам. Однако при длительном неблагоприятном воздействии негативные эмоции накапливаются, и, при достижении критической величины, флегматик способен к неожиданным, сильным и ярким проявлениям эмоций.

Меланхолик (слабый тип) отличается быстрой истощаемостью, невыносливостью к длительным или сильным воздействиям. Как правило, обладает повышенной чувствительностью при выраженной инертности. Эмоционален, склонен отдаваться переживаниям. Любые изменения вызывают тревогу и страх.

Безусловно, приведенные описания не могут являться портретами конкретных людей и ни один человек не обладает в полной мере всеми признаками того или иного типа темперамента. Однако особенности темперамента следует учитывать как самому человеку, так и тем, кто с ним взаимодействует. Учет этих особенностей чрезвычайно важен при принятии решения о выборе профессии. Так, среди специалистов экстремального профиля не может быть меланхоликов. При организации мероприятий по профилактике негативных последствий профессионального стресса, при использовании приемов саморегуляции так же важно учитывать особенности темперамента.

  1. Отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям; физической слабости и болезней родителей, приводящих к инвалидизации; психических заболеваний родителей.

  2. Отсутствие психологических и физических травм в детском возрасте: частые болезни в детстве, лишение дома, насилие в семье - факторы, уменьшающие зону стабильности.

  3. Наличие семейных традиций является еще один фактором, определяющим исходную область зоны стабильности профессионального здоровья. Так, традиции воспитания молодого поколения в семьях потомственных военных формировали профессионально важные качества и систему ценностей, принятую лучшей частью российского офицерства.


Именно перечисленные факторы определяют исходную зону стабильности профессионального здоровья. Чем больше негативных факторов отмечается, тем меньше исходная зона стабильности профессионального здоровья, и тем больше специалист подвержен воздействию факторов риска, способствующих развитию негативных последствий профессионального стресса.

Таким образом, можно выделить основные направления профилактики негативных последствий профессионального стресса, которые связаны либо со снижением последствий воздействия фактора, либо со снижением индивидуальной чувствительности к фактору риска, либо с непосредственным воздействием на этот фактор (см. Рис.6).
Рис.6

Фактор риска развития негативных последствий профессионального стресса

Профилактика

Кто осуществляет

Группа объективных факторов риска

Условия труда;

Ответственность за жизнь и здоровье людей;

Постоянное включение в профессиональную деятельность волевых процессов;

Эмоционально насыщенные межличностные контакты;

Хроническая напряженная

психоэмоциональная деятельность.

Профессиональная подготовка

Учебные заведения МЧС России

Психологическая подготовка

Психолог

Психологическая саморегуляция

Самостоятельно

Дибрифинг

Психолог

Группа социально-психологических факторов

Социально-экономическая ситуация в регионе.

Социальная защищенность специалистов

Подразделения МЧС

Корпоративная культура

Имидж профессии и социальная значимость профессии.

Формирование позитивного образа специалиста у населения.

Подразделения МЧС

Корпоративная культура

Дестабилизирующая организация деятельности.

Четкая организация и планирование

труда.

Руководитель

Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Организационное консультирование.

Психолог

Группа субъективных факторов риска

Состояние здоровья специалиста.

Диспансеризация

Мед. учреждение


Здоровый образ жизни

Самостоятельно

Склонность к эмоциональной сдержанности.

Дибрифинг


Психолог

Нравственные дефекты и дезориентация личности.

Профессиональный психологический отбор

Психолог

Иррациональные убеждения;

Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;

Трудоголизм;

Психологическое консультирование

Психолог

Психологическая подготовка

Психолог

Количество изменений в жизни за текущий период.

Психологическая саморегуляция

Самостоятельно



Таким образом, профилактика развития негативных последствий профессионального стресса у специалиста - это многоуровневый процесс, в который включены не только медики, психологи, руководители подразделений, но и коллективы, подразделения МЧС, профессиональное сообщество. Необходимо подчеркнуть, что без активного и сознательного включения в систему профилактики самого специалиста невозможно добиться успеха в этом направлении. Прежде всего, потому, что сам специалист должен стать субъектом собственной деятельности. Другими словами, специалист является не пассивным потребителем, а активным участником системы профилактики негативных последствий профессионального стресса.

Забота о собственном физическом и психологическом благополучии является профессиональной обязанностью специалиста. Есть мероприятия, которые специалист может осуществлять самостоятельно, есть мероприятия, которые могут осуществляться самостоятельно, после предварительной подготовки с психологом или другим специалистом, есть мероприятия, которые осуществляются только вместе с психологом или другим специалистом.
Психологическое сопровождение профессиональных контингентов

Принято выделять два подхода к обеспечению необходимого функционального состояния высокой активности.

1) Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него.

2) Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха:

а) методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия);

б) методы психофизиологической саморегуляции (физические упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры - сауна, баня, душ, бассейн).

Прежде всего, мы остановиться на восстановительных методах, так как данная группа методов интересна нашим испытуемым и является для них более актуальной и востребованной.

Для начала рассмотрим правила саморегуляции, позволяющие рационально влиять на психику и волевые процессы.

1) Изначальная психологическая готовность человека к постоянному промежуточному контролю за результатами, психологический настрой на спокойное внесение коррекции, в случае необходимости, в свою работу.

2) Все без исключения самовнушения должны быть направлены на формирование хорошего самочувствия
, ясного сознания, оптимистического восприятия жизни. Любые вредные внушения (болевых симптомов, отрицательных эмоциональных состояний и тому подобное) категорически запрещаются.

3) Во время занятий при возникновении любого недомогания, негативных эмоциональных состояний, дискомфорта обязательно следует обратиться за консультацией к психологу. Такая консультация необходима и в том случае, если подобные реакции возникли после занятия, но вы интуитивно связываете их с аутотренингом.

4) Приступая к занятиям, необходимо помнить, что внутренние изменения происходят с вами тогда, когда вы становитесь сами собой, а не тогда, когда стараетесь быть, как другие. Ни от решения "быть лучше" других, ни от старания измениться, ни от требований преподавателя, просьб и уговоров близких людей никаких изменений не произойдет.

Далее приведём методы саморегуляции, выполнение которых возможно: самостоятельно, совместно с другими специалистами, а так же самостоятельно, после определенной подготовки со специалистом (см. Рис. 7).

Рис.7

Самостоятельно

Методы саморегуляции функционального состояния: элементы аромотерапии, музыкотерапии, самомассаж, самовнушение, управление вниманием и т.д.

Здоровый образ жизни.

Совместно с другими специалистами




Самостоятельно, после подготовки со специалистом

Только при участии другого специалиста

Руководитель,

коллектив

Корпоративная культура;

Формирование среды.

Организационное консультирование

Психолог

Аутогенная тренировка (различные модификации);

Медитация;

Нервно-мышечная релаксация;

Идеомоторная тренировка;

Дибрифинг.

Психологическая и психофизиологическая диагностика;

Психологическая подготовка;

Психологическое консультирование.

Медицинский работник




Диспансеризация;

Медико-психологическая реабилитация.