Файл: Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 726

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
96
9.8
Выбор технологии сварки.
9.8.1 При строительстве и ремонте трубопроводов разрешается применять способы сварки и их комбинации в соответствии с 9.2
− 9.7. настоящего РД, при этом во всех случаях следует отдавать предпочтение технологиям автоматической, механизированной сварки.
9.8.2 Ручную дуговую сварку покрытыми электродами разрешается применять для ремонта стыков трубопровода и при экономической нецелесообразности применения автоматической или механизированной сварки
9.8.3 При выборе способа сварки, при наличии технической возможности, следует применять сварку поворотных стыков.
9.8.4 При выборе сварочных материалов среди типов, допущенных для данного класса прочности, следует отдавать предпочтение материалам, относящимся к типу с более высокими прочностными свойствами.
9.8.5 Для исключения или уменьшения влияния человеческого фактора на стабильность воспроизведения технологии сварки и качество соединений следует рассматривать возможности применения технологий сварки в следующем порядке:
- автоматическая сварка;
- механизированная сварка;
- ручная сварка.
9.8.6 Для сварных соединений труб класса прочности свыше К60 и районов с сейсмичностью более 8 баллов следует применять технологии сварки с большим количеством проходов
(при одинаковой степени автоматизации процесса), обеспечивающие мелкодисперсную структуру сварных соединений и минимальную погонную энергию.
9.8.7 Возможность применения различных технологий сварки в зависимости от параметров трубопровода и вида выполняемых работ представлена в таблице 9.41.

ОА
О
«
АК
«
Т
ранснефть
»
Сварка при строите ль стве и
ремонте магистральных нефтепроводов
97
Т а б л и ц а 9.41 Выбор технологий сварки в зависимости от параметров трубопровода и вида выполняемых работ.
Сварка корневого слоя сварного соединения.
Сварка заполняющих и облицовочных слоев сварного соединения.
Тип соединений
Группа материалов
Тип соединений
Группа материалов
№ п.п.
Способ сварки
Диамет р сва риваемых труб
, мм
То лщина
, сваривае мых труб
, мм
ТТ
ЗС
ЗК
РТ
ПВ
М
01
М
03(
2)
М
03(
3)
М
11
ТТ
ЗС
ЗК
РТ
ПВ
М
01
М
03(
2)
М
03(
3)
М
11 1
Двухстороняя автоматическая сварка под слоем флюса.
>720 6-32 + - - - + + + - + - - - + + + -
2
Односторонняя автоматическая сварка под слоем флюса
>325 6-32 - - - - - - - - + - - - + + - -
3
Автоматическая двухсторонняя в среде защитных газов
CRC-Evans;
>610
>11 + - + - + + + - + - + - + + + -
4
Автоматическая односторонняя в среде защитных газов головками
PWT+RMS;
>325
>11 + - - - + + - - + - - - + + - -
5
Автоматическая односторонняя на медной технологической подкладке в среде защитных газов:
5.1 сварочной системой
«Saturnax»;
>325
>11 + - - - + + - - + - - - + + - -
5.2 сварочной системой
CWS.02;
>426
>11 + - - - + + - - + - - - + + - -
5.3 сварочной системой
CRC-Evans;
325-530
>11 + - - - + + - - + - - - + + - -
6
Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в среде углекислого газа с управляемым переносом капель через дуговой промежуток:
6.1 методом УКП;
>325
>6
+ - - - + + + - - - - - - - - -
6.2 методом ВКЗ;
>325
>6
+ - - - + + + - - - - - - - - -
6.3 методом
STT;
>325
>6
+ - - - + + + - - - - - - - - -
7
Автоматическая сварка порошковой проволокой в среде защитных газов.
>426
>11 - - - - - - - - + + + - + + + -
8
Автоматическая сварка самозащитной проволокой.
>325 6-32 - - - - - - - - + + + - + + - -
9
Механизированная с управляемым переносом капель через дуговой промежуток;
9.1 методом УКП; >100
>3 1)
+ + + - + + + - + + +
- +
- - -
9.2 методом ВКЗ; >100
>3 1)
+ + + - + + + - + + +
- +
- - -
9.3 методом STT;
>100
>3 1)
+ + + - + + + - + + +
- +
- - -
10
Механизированная самозащитной проволокой
>325 6-12 - - - - - - - - + + + - + + - -
11
Ручная электродуговая:
11.1 электродами с основным видом покрытия (на подъем);
>30
>3
+ + + + + + + + + + + + + + + +
11.2 электродами с основным видом покрытия (на спуск);
≥325
≥325 - - - - - - - - + + + - - + + -
11.3 электродами с целлюлозным видом покрытия (на подъем);
>325
>3
- + - - + + - - - - - - - - - -
11.4 электродами с целлюлозным видом покрытия (на спуск).
>325
>3
+ - - - + + - - + + + - + + - -
12
Ручная аргонодуговая. 14÷325 2)
>1
+ + + + + - - + + + + + + - - +
ТТ – обычное соединений труба + труба; ЗС ЗК – захлест, выполненный как 1 стыком, так и установкой катушки; РТ – разнотолщинное соединение, труба+труба, труба деталь, труба +арматура и т.п; ПВ – прямая врезкая (бобышка).Ремонт всех сварных соединений выполняется электродами с основным видом покрытия методом на подъем
1)
Для сварки последующих заполняющих и облицовочных слоев максимальная толщина свариваемых деталей ограничена 8мм включительно.
2)
Для сварки корневого слоя шва труб диаметром от 14 мм до 325мм, для сварки последующих слоев труб диаметром от 14 мм до 89мм.


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
98
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   26

10 Специальные сварочные работы
10.1 Сварка захлестов
10.1.1 В зависимости от условий выполнения работ, сварка захлесточных стыков при ликвидации технологических разрывов производится по трем схемам:
- схема 1 – оба конца трубопровода свободны (не засыпаны землей), находятся в траншее (или на её бровке) и имеют свободу перемещения, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях (трубопровод освобожден в каждую сторону от разрыва на длине
L = D y
·х 100)
- схема 2 – конец одного из стыкуемых участков трубопровода свободно перемещается в вертикальной и горизонтальной плоскостях(трубопровод освобожден в каждую сторону от разрыва на длине L = D y
·х 100), а другой защемлен (подходит к узлу, засыпан и т.п.);
- схема 3 – оба конца соединяемых участков трубопровода засыпаны (защемлены), но оси соединяемых участков позволяют произвести сборку без образования косого(ых) стыка
(стыков). В случае отсутствия соосности необходимо освободить трубопровод на длине L = D y
·х 100 и выполнить сборку по варианту 1 или 2.
В соответствии с первыми двумя схемами соединение участков трубопровода осуществляется сваркой одного кольцевого захлесточного стыка или вваркой катушки с выполнением двух кольцевых стыков. В соответствии с третьей схемой ликвидацию технологического разрыва производят исключительно путем вварки катушки с выполнением двух кольцевых стыков (или трех стыков – для варианта составной катушки).
10.1.2 Для сварки стыков захлестов разрешается применять следующие технологии и технологические варианты сварки, регламентированные настоящим РД:
− ручная дуговая сварка электродами с основным видом покрытия (все слои шва);
− комбинированная технология: ручная дуговая сварка электродами с основным видом покрытия (корневой слой шва) плюс механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой;
− комбинированная технология: ручная дуговая сварка электродами с основным видом покрытия (корневой слой шва) плюс автоматическая сварка самозащитной порошковой проволокой (последующие слои);
− комбинированная технология: ручная дуговая сварка электродами с основным видом покрытия (корневой слой шва) плюс автоматическая сварка порошковой проволокой в среде защитных газов (последующие слои);
− комбинированная технология: механизированная сварка в среде углекислого газа c

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
99 управляемым переносом капель через дуговой промежуток плюс механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой (последующие слои шва);
− комбинированная технология: механизированная сварка в среде углекислого газа c управляемым переносом капель через дуговой промежуток плюс автоматическая сварка порошковой проволокой в среде защитных газов (последующие слои шва);
− комбинированная технология: механизированная сварка в среде углекислого газа c управляемым переносом капель через дуговой промежуток плюс автоматическая сварка самозащитной порошковой проволокой (последующие слои шва).
10.1.3 До начала монтажных работ производится следующая подготовка:
− очистить котлован (приямок) от воды и снега;
− очистить наружную поверхность трубопровода на 2 м от торца, а также внутреннюю полость трубы от возможных загрязнений (снег, лёд, грунт и др.);
− произвести визуальный осмотр. Не допускается любой ремонт стыкуемых труб и катушек без согласования с заказчиком.
10.1.4 При монтаже захлеста по схеме 1 подготовительно-сборочные и сварочные операции осуществляются в следующей последовательности:
− подготовить под сварку один из концов трубопровода (уложив его на опоры высотой не менее 500 мм (по оси трубопровода), либо выкопав приямок необходимых размеров для безопасного ведения работ по сварке и контролю;
− вывесить трубоукладчиком вторую плеть рядом с первой и сделать разметку места реза. Разметка места реза должна быть выполнена с помощью шаблона, чтобы обеспечить перпендикулярность плоскости реза оси трубопровода;
− обрезать конец трубы газовой резкой с последующей подготовкой фасок специализированным станком для обработки кромок, разделка кромок в соответствии с требованиями раздела 6. Не допускается сборка стыка с различной формой разделки кромок;
− состыковать трубы путем подъема обрезанной плети трубоукладчиками с помощью мягких полотенец на высоту не более 1,5 м на расстоянии от 40 до 50 м от конца трубы так, чтобы обрезанный конец трубы провисал за счет упругих деформаций, что позволит совместить один конец трубопровода с другим;
− осуществить регулировку зазора в стыке изменением высоты подъема трубопровода трубоукладчиками, установить страховочную опору и наружный центратор;
− выполнить прихватку для фиксации сборочного зазора;
− произвести сборку и сварку стыка в соответствии с требованиями разделов 8, 9.


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
100 10.1.5 Подготовка труб к сборке и сварке при врезке катушек (схема 2) осуществляется в приведенной ниже последовательности:
- на торцах труб соединяемых плетей произвести замер периметров (с точностью 1 мм).
На основании полученных результатов произвести выбор трубы аналогичного размера и класса прочности для изготовления катушки;
- подготовить катушку того же диаметра, той же толщины, класса прочности стали и разделкой кромок (по возможности), что и соединяемые участки трубопровода. Длина катушки должна составлять не менее одного диаметра трубы;
- при необходимости освободить от грунта защемленный участок трубопровода на длине необходимой для манипулирования плетью при сборке стыка захлеста;
- подготовить под сварку защемленную плеть трубопровода, выкопав приямок, размеры которого достаточны для безопасного проведения работ по сварке и контролю;
- приподнять трубоукладчиками не защемленную плеть, установить опору и пристыковать катушку к трубопроводу;
- произвести предварительный подогрев;
- выполнить сборку с применением наружного центратора, при необходимости выполнить прихватку, зафиксировав необходимый зазор с учетом требований раздела 8;
- приступить к сварке корневого слоя шва. В процессе сварки корневого слоя прихватки полностью удаляются. После сварки не менее 60 % длины корневого слоя шва центратор может быть снят. Затем следует завершить сварку корневого слоя и выполнить сварку заполняющих и облицовочных слоев шва;
- вывесить трубоукладчиком не защемленную плеть с приваренной катушкой и разметить место реза. Разметка линии реза должна быть выполнена с помощью шаблона;
- установить страховочную опору и осуществить газовую резку с последующей подготовкой фасок специализированным станком для обработки кромок, подготовка кромок производится в соответствии с разделами 6, 8, 9;
- поднять трубоукладчиком не защемленную плеть на высоту, необходимую для совмещения с торцом защемленной плети трубопровода. При необходимости допускается использование второго трубоукладчика вблизи зоны сварки на поднятом конце трубопровода;
- выполнить предварительный подогрев, сборку и сварку второго стыка в соответствии с выше приведенными рекомендациями.
10.1.6 При монтаже и сварке захлесточного стыка по схеме 3, когда оба конца соединяемых плетей защемлены (не свободны), работы следует проводить в следующей последовательности:


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
101
- произвести проверку соосности соединяемых участков трубопровода;
- выкопать приямок, размеры которого достаточны для безопасного проведения работ по сварке и контролю;
- на торцах труб соединяемых плетей произвести замер (с точностью 1 мм) их периметров по внутренней и наружной поверхностям. На основании полученных результатов произвести выбор трубы аналогичного размера и класса прочности для изготовления катушки;
- изготовить катушку длиной не менее одного диаметра трубы. Катушка должна быть той же толщины, того же диаметра и класса прочности, что и соединяемые (основные) трубы, а также с аналогичной формой разделки кромок;
- с помощью трубоукладчика прицентровать катушку к соединяемым торцам технологического разрыва. Установить страховочную опору;
- выполнить предварительный подогрев, сборку и сварку в соответствии с требованиями разделов 8, 9. Сварка обоих стыков выполняется одновременно.
10.1.7 Для сборки стыков захлестов применяют наружные центраторы (предпочтительно гидравлического типа).
10.1.8 Для повышения качества сборки стык следует собирать с зазором на 0,5-1 мм меньше рекомендуемого с последующим сквозным калиброванным пропилом зазора абразивным кругом толщиной 2,5-3,0 мм.
10.1.9 В процессе монтажа захлесточного стыка запрещается для установки требуемого зазора или обеспечения соосности труб натягивать или изгибать трубы силовыми механизмами, а также нагревать за пределами зоны сварного стыка.
10.1.10 В процессе сварки захлесточного стыка запрещается изменять положение собираемых участков, зафиксированных к моменту завершения сборки. Опуск приподнятого при монтаже участка (участков) трубопровода разрешается только после окончания сварки стыка (ов).
10.1.11 Сварку захлесточных стыков следует выполнять без перерывов. Не допускается оставлять незаконченными сварные соединения захлестов.
10.1.12 Не допускается сварка захлестов из разнотолщинных труб. В случае необходимости выполнения захлеста из разнотолщинных труб – такой захлест следует выполнять с использованием составной катушки (рисунок 10.1 (Е), 10.2).
10.1.13 Не допускается выполнение захлестов на деталях, запорной арматуре, переходах через автомобильные и железные дороги, углах поворота при расположении замыкающего стыка ближе чем 250 метров если иное не предусмотрено проектом.
10.1.14 Сборку и сварку захлестов следует выполнять в светлое время дня при