Файл: Конспект урока по литературе в 11 классе Пьеса М. Горького "На дне" как социальнофилософская драма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работая с учащимися средней школы, нельзя не остановиться с ними на вопросе о полезности или вредности мечты вообще. При анализе пьесы следует натолкнуть учащихся на спор по поводу основных жизненных проблем, поставленных в пьесе Горьким и получивших разрешение в нашей действительности. Чтобы понимание всех этих проблем было более убедительным, очень уместно при анализе образов провести параллель с другими произведениями Горького, в которых также ставится вопрос, как сочетать правду и мечту и может ли сила характера и бесстрашие мысли сочетаться со способностью мечтать. Можно вспомнить, соотнося, конечно, каждый образ с соответствующей эпохой. В методическом отношении очень важно не только остановиться с учащимися на ряде вопросов в процессе анализа произведения, но на заключительных занятиях подвести итоги, обобщающие и систематизирующие материал.


    1. Конспект урока по литературе в 11 классе на тему:

«Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма»

Цели урока:

1) показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе; рассмотреть решение социальных проблем в произведении.

2) развивать монологическую речь учащихся,

3) воспитывать культуру общения учащихся.

Тип урока: лекция, беседа.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Оборудование: текст пьесы Горького «На дне», карточки с планом анализа драматического произведения.

План:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Сценическая история пьесы «На дне» (5 мин.)

  3. Учитель.'>Беседа по содержанию пьесы «На дне» (30мин.)

  4. Вывод (7 мин.)

  5. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент:

- Приветствие

- Проверка присутствующих

- Объявление темы и целей урока.

(На предыдущем уроке мы разговаривали о ранних романтических произведениях Максима Горького. Сегодня мы продолжим изучать его творчество. Итак, тема нашего урока: Пьеса Максима Горького «На дне» как социально-философская драма. Наша цель - определить составляющие жанра и конфликта в пьесе; рассмотреть решение социальных проблем в произведении.)


2. Сценическая история пьесы «На дне»

Учитель. После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, Горький создает пьесу, ставшую наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя – драму «На дне» (1902). «На дне» – одна из самых популярных и самых «жизнестойких» пьес в мировой драматургии. Впервые поставленная на сцене Московского Художественного театра в декабре 1902 года, она по сей день сохранилась в его репертуаре. Уже первое представление пьесы (постановщики К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко) стало триумфом Художественного театра. После пьеса обошла всю провинцию. Широкое распространение получила в Западной Европе, Америке, Азии. Исследователи творчества Горького единодушно называют «На дне» социально-философской драмой.

Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут.

  1. Беседа по содержанию пьесы «На дне» (30мин.)

(Ответы на вопросы учителя учащиеся подтверждают выдержками из текста.)

Учитель. Как изображается место действия?

Ученик. Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру». Важно как писатель делает указания, как освещается сцена сверху вниз. Везде нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Везде грязь. Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре. В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается на пустыре – там удавился Актер.

Учитель. Какие люди являются обитателями ночлежки?

Ученик. Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые и нестарые еще люди .Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, оказывается, 30 лет. У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей.



Учитель. Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?

Учитель: (справка) Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как литературного жанра.

Ученик. Предметом изображения становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном- содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

Учитель. Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

Ученик. Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за убийство, Барон разорился, Клещ потерял работу, Бубнов ушел из дома, чтобы не убить свою жену и ее любовника, Актер спился.

Учитель. В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки? Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Ученик. Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

Учитель. Какого рода конфликты , кроме социального, выделяются в пьесе?

Ученик. В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла и Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясною, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что Василиса опрокинула самовар на ноги Наташе . Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.


Учитель. В чем своеобразие любовного конфликта?

Ученик. Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого , и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

  1. Вывод делает учитель (для записи в тетрадь)

Конфликт, в котором участвуют все герои, – другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не только во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы. Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

  1. Домашнее задание.

- Проанализировать пьесу по плану (карточка, которую раздал учитель).

- Найти высказывания разных героев пьесы о правде. Записать их в тетрадь.


Глава 2. Материалы для подготовки к урокам

2.1. Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра»

«Макар Чудра» – первое печатное произведение Максима Горького. Оно появилось в тифлисской газете «Кавказ» в 1892 г. и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, – Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуёмное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий её народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.

В своих ранних произведениях, в том числе и в «Макаре Чудре», Горький предстаёт перед нами как писатель-романтик. Главный герой – старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни – личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин – раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара – Лойко Зобар и Радда – любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда – идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.