Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 2.1.4. предполагает выполнение заданий в малых группах.
Задание 1. Выделить признаки понятия «менталитет».


Задание 2. В форме таблицы конкретизировать черты русского менталитета в пословицах и поговорках (см. приложение 2 к У.Э. 2.1.4):


Черты менталитета

Пословицы














Задание 3. Изобразить конкретные черты русского менталитета в виде рисунка.


План выполнения задания:

  1. По материалам У.Э. 2.1.1 ознакомиться с определением понятия.

  2. Выделить родовой и видовые признаки понятия.


План выполнения задания:

  1. Ознакомиться с характеристикой черт русского менталитета (приложение 1 к У.Э. 2.1.4).

  2. Ознакомиться с пословицами и поговорками, определить их смысл.

  3. Установить соответствие между чертами русского менталитета и пословицами.



Комментарии

К занятию необходимо подготовить бумагу и цветные карандаши.

Выполнение задания следует начать с выбора конкретных черт русского менталитета. Рисунки могут представлять собой либо иллюстрации к пословицам, либо демонстрацию ассоциаций, возникающих по отношению к той или иной черте менталитета.

При оценивании основное внимание будет уделяться содержанию рисунка, т.е. его соответствию смыслу изображенной черты менталитета, но не следует забывать и о качестве рисунка.





Приложение 1 (У.Э. 2.1.4)


Коммуникативная черта

Характеристика

СТРЕМЛЕНИЕ К СПРАВЕДЛИВОСТИ – фактическому равенству для всех

1. Потребность в уравнительности.

2. Мнение, что любое богатство нажито нечестно.

ВЕРА В ВОЗМОЖНОСТЬ БЫСТРОГО И ПРОСТОГО РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ

1. Вера в то, что новое лицо быстро решит то, что не решило предыдущее.

2. Вера в возможность решения сложных проблем сообща.

3. Азартность, привычка к авральной работе.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕРПЕЛИВОСТЬ – терпеливое отношение к историческим и личным переживаниям

1. Надежда на лучшее.

2. Смирение.

3. Неприхотливость.

ВТОРОСТЕПЕННОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО

1. Восхищение скромностью, бессребренностью людей, аскетов.

2. Работа рассматривается как важная часть жизни, но не главная цель.

3. Небрежность в деятельности.

ПОТРЕБНОСТЬ В ИДЕАЛАХ – ориентир на общественные идеалы

1. Стремление к обновлению истин.

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОКРИТИЧНОСТЬ

1. Склонность приписывать своему народу и стране разнообразные негативные черты

СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – пассивное (с позиции наблюдателя) восприятие окружающей действительности

1. Неторопливость сознания.

2. Обсуждение «общих вопросов».

3. Консерватизм сознания – новое воспринимается как не надежное.

4. Инерционность.

5. Интровертность, повернутость в себя русского человека.

6. Пассивность в приобретении знаний.

СОБОРНОСТЬ – общинность, коллективность сознания и бытия как национальный приоритет

1. Приоритет общих коллективных интересов, целей над личными.

2. Установка на взаимопомощь людей (включая незнакомых).

3. Доверчивость.

4. Этническая терпимость

ДУШЕВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ – стремление и способность русской души к установлению личных отношений на любом уровне социальных отношений.

1. Гуманность, душевная мягкость.

2. Сострадание, доброта и всепрощение, «всемирная отзывчивость».

3. Гостеприимство

НЕОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ – убеждение, что все само разрешится

1. Планы тщательно не продумываются, детально не готовятся.

2. Осознание неправильности своих действий после их завершения.

3. Смекалка – умение использовать что-либо не по назначению, чтобы компенсировать нехватку запасных частей, инструментов и т.д.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ВНЕШНИМ КОНТРОЛЕМ – выполнение внешних предписаний, боязнь контроля извне, наказания.

1. Слабая внутренняя ответственность.

2. Мечта о сильной руке, наводящей порядок сверху; надежда на централизованное решение всех проблем.

ЗАКОНОНЕБРЕЖЕНИЕ – отношение к законам, допускающее исключения для отдельных людей, в отдельных обстоятельствах

1. Восприятие закона как недоброй силы, враждебной личности, обойти которую не грех.

2. Свободолюбие, переходящее в анархию

НЕЛЮБОВЬ К СРЕДНЕМУ – склонность к крайностям

1. Бескомпромиссность.

2. Крайности, постоянная борьба крайних точек зрения

БЫТОВАЯ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – азартность, пассионарность, эмоциональные всплески, увлекаемость в деятельности

1. Быстрая смена настроений


Приложение 2 (У.Э. 2.1.4)


Авось прокормимся, люди помогут

Бедность не порок

Белая ворона! (высказывание в сторону кого-либо)

Боятся, значит уважают

Будет день – будет пища

Видно, судьба наша такая

Все или ничего!

Все к лучшему

Все как-нибудь устроится

Все можно сделать, обо всем можно договориться

Все образуется

Дети будут жить лучше нас!

Другим тоже надо!

Единство нас спасет!

Если нельзя, но очень хочется, то можно

Живем для детей

Закон что дышло, куда поверни, туда и вышло

Идея коммунизма

Идея справедливости

Инициатива наказуема

Кто не с нами, тот против нас

Кто старое помянет, тому глаз долой

Куда они там смотрят?

Люди помогут

Люди пропасть не дадут

Мы – рабы Божьи, с судьбой не поспоришь

Мы живем по соседству

На охоту идти, собак кормить

Надо во что-то верить

Нам нужен порядок

Нам нужна палка

Начнем, когда все соберутся

Не в деньгах счастье

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Никому до нас нет дела (выражение адресовано начальству, правительству)

Но ведь это Россия (выражение, используемое в качестве извинения за возникшие проблемы)

Осторожнее, яма! (предупреждение прохожего)

От работы кони дохнут

От трудов праведных не наживешь палат каменных

От тюрьмы да от сумы не убережешься/не зарекайся

По-доброму поговорили

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится

Прежде думай о родине, а потом о себе!

Принести с работы (о воровстве на рабочем месте)

Работа дураков любит

Работа не волк, в лес не убежит

Русская идея

Русский задним умом крепок

Русский крепок на трех сваях: авось, небось, да как-нибудь

Русский медленно запрягает, но быстро ездит

Русский терпелив до зачина

Русский что увидит, то и делает

С людьми надо по-хорошему

Свой человек

Святая Русь

Смотрите, споткнетесь – у вас шнурок развязался! (предупреждение прохожего)

Старый друг лучше новых двух

Стерпится – слюбится

Суров, но справедлив (высказывание о начальнике, правителе)

Ты за или против меня

Хорошо поговорили

Хоть бы чаю предложили (упрек в чью-то сторону)

Христос терпел и нам велел

Что люди скажут?

Что хотят, то и делают (выражение адресовано начальству, правительству)







У.Э. 2.2. Традиционная культура в условиях современности
Цель У.Э. 2.2: научиться выделять и анализировать элементы традиционной культуры этносов на современном этапе.
Учебные задачи У.Э. 2.2:

  1. Научиться характеризовать традиционную культуру как явление.

  2. Научиться анализировать проявление элементов традиционной культуры в современной культуре.

  3. Научиться определять и сравнивать ценности и нормы поведения народов России.

  4. Научиться реконструировать элементы традиционной культуры этнических меньшинств ХМАО.

  5. Научиться реконструировать элементы традиционной культуры КМНС ХМАО.


Усвоив У.Э. 2.2, Вы сможете:

  • выявлять элементы традиционной культуры в современной культуре;

  • определять особенности ценностных ориентиров народов России

  • систематизировать информацию об особенностях культуры этнических меньшинств и коренных народов ХМАО;

  • различать особенности коммуникативного поведения народов мира.


Требования к знаниям и умениям по У.Э. 2.2:

  • знать характеристики традиционной культуры;

  • знать ценности, идеалы и нормы поведения народов России;

  • знать черты коммуникативного поведения народов мира;

  • уметь анализировать проявление элементов традиционной культуры в современной культуре;

  • уметь давать характеристику культурам этнических меньшинств и коренных народов ХМАО;

  • уметь анализировать фольклор для выявления ценностей, идеалов и норм поведения народов России.


Содержательный результат У.Э.2.2: выявление элементов традиционной культуры в современной культуре.
Структура У.Э. 2.2:

У.Э. 2.2.1. Традиционная культура в современном мире.

У.Э. 2.2.2. Элементы традиционной культуры в современной культуре.

У.Э. 2.2.3. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре.

У.Э. 2.2.4. Традиционная культура этнических меньшинств ХМАО.

У.Э. 2.2.5. Элементы традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в ХМАО в фольклоре.

УЭ. 2.2.1. Традиционная культура в современном мире

(лекция – 2 часа)
План:

  1. Понятие традиционной культуры.

  2. Компоненты традиционной культуры.

  3. Традиционная культура на современном этапе.



Литература

Основная:

  1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  2. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В.А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Глобализация и пути сохранения традиционной культуры: материалы конференции / Н.Ф. Хилько; Е.Л. Кудрина; А.Н. Садовой; Е.И. Гололобов; В.И. Марков; А.Н. Садовой; В.В. Поддубиков; Н.И. Гендина; В.И. Бедин; ред. Е.Л. Кудрина; В.Д. Пономарев; М.В. Белозерова; В.И. Марков. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2009. – 327 c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/21962.html (дата обращения 30.09.2018).

  3. Егле Л.Ю. Народная художественная культура: учебно-методическое пособие / сост. Л.Ю. Егле. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2012. – 48 c. [Электронный ресурс]. URL:
    http://www.iprbookshop.ru/29687.html (дата обращения 30.09.2018).

  4. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М., Диалог культур, 2006. – 304 с.

  5. Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты: сборник докл. Всерос. науч.-практ. конф. / Сургут. гос. ун-т ; отв. ред.: В.В. Мархинин, Г.И. Назин. – Сургут : Изд-во СурГУ, 1999. – 221 с.

  6. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 330, [3] с.


Понятие традиционной культуры

В современной культурной антропологии и этнологии выделяют два типа культур: традиционную и современную, которые вместе присутствуют в культуре каждого этноса. В общем виде их можно различить по территории распространения. Традиционная культура присуща людям в сельской местности, индустриальная (или современная) – в городах, промышленных центрах, в местах проживания людей, затронутых урбанизацией и модернизацией. Однако взаимодействие традиционной и индустриальной культур в современном мире значительно сложнее, чем просто соотношение города и деревни. В отдельной стране может быть несколько видов традиционной культуры, находящихся в достаточно сложном взаимодействии с единой индустриальной культурой.


Традиционная сельская культура противопоставляется городской по ряду параметров. Во-первых, это ориентация первой на природу и стремление гармонизировать отношение с ней, тогда как вторая направлена на создание новой, искусственной среды. Во-вторых, отличия лежат в пространственно-временной сфере – сельская культура направлена на сохранение места обитания в неизменности и обращение в прошлое; городская – на постоянную смену места жительства и устремление к будущему. В-третьих, стоит отметить особенности технико-организационной сферы – области организации ежедневного труда.

Часто в качестве синонима понятия «традиционная культура» используется термин «народная культура», под которым понимается совокупность пластов культуры, идущей с глубокой древности и сохраняющейся в коллективной памяти. Также иногда традиционную культуру соотносят с «культурным ядром» – набором базовых ценностей, отличающих одну культуру от другой. Формы бытия традиционной культуры отличаются в различных регионах земного шара, но наиболее значительная ее черта – сохранение традиций, консерватизм в противовес бесконечной технологической модернизации – является всеобщей.

Ускоряющаяся глобализация в современном мире приводит к формированию некоего «наднационализма», который порождает ответную реакцию – в форме «этнического возрождения». В таких условиях все острее встает вопрос о соотношении локальных и универсальных культурных ценностей, которые составляют то самое «культурное ядро». Культурные универсалии – это те черты, которые присущи всем культурам, всего их выделяется более шестидесяти (основными из которых являются язык, религиозные обряды, календарь, брак и семья, образование, законы, гостеприимство и т.д.). Культурные универсалии присущи всем народам, но для каждого характерны свои особенности, как во внешнем проявлении, так и во внутреннем содержании.

Общество без традиции не существует, иллюзию бестрадиционности создает ускоренный темп развития современного человечества. В условиях урбанизации и понижения роли старшего поколения в передаче культуры эта иллюзия все больше упрочняется. Однако правильнее говорить не об исчезновении традиции, а об изменении формы ее передачи и функционирования. О сохранении традиции свидетельствует постоянный интерес к стилю ретро, регулярное обращение к опыту предыдущих поколений в риторике и действиях.

Компоненты традиционной культуры

В силу отсутствия единого определения традиционной культуры очень сложным представляется выделение ее элементов. Тем не менее можно назвать несколько основных компонентов, которые, в целом, совпадают с компонентами культуры в широком смысле, но имеют ряд отличительных особенностей.

  1. Представления об историческом прошлом, часто мифологизированные. Сюда же входят конкретные исторические достижения этноса. Особенностью этого компонента в традиционной культуре является стремление видеть в историческом прошлом некий «утраченный золотой век». Современное состояние этноса рассматривается в рамках традиционной культуры как упадок, вызванный, в том числе, отказом от следования традиции.

  2. Формы организации этноса. В традиционной культуре предпочтение отдается наиболее древним формам организации – семье и роду. Чем более глубокие корни имеет та или иная организация, тем более она приемлема для носителей традиционной культуры. Государство не считается значимой формой этнической организации, поскольку представляет собой достаточно позднее явление, к тому же стремящееся ликвидировать традиционные формы.

  3. Способы ведения хозяйства. Как уже было сказано, традиционная культура наиболее проявляется в сельской местности, а значит занятие сельским хозяйством считается одним из наиболее почетных и важных занятий для носителей традиционной культуры. Также к традиционным способам хозяйствования относят скотоводство и разные виды присваивающего хозяйства – охоту, рыболовство и собирательство.

  4. Нормы поведения, ценности и т.д. В рамках традиционной культуры, как правило, существует повышенное уважение к старшим членам этноса, в частности к родителям. Основными ценностями являются семья, патриотизм, стабильность. Любое отклонение от норм в традиционной культуре связывается с общим упадком народа, его отклонением от идеала «золотого века».

  5. Язык. Язык в традиционной культуре, как правило, является более сложным по грамматике и более простым в области словарного запаса, по сравнению с языком современной культуры. В лингвистике считается, что общей тенденцией для современных европейских языков является упрощение грамматики и фонетики. Поэтому в рамках традиционной культуры язык является более сложным для его восприятия людьми, не принадлежащими к данному этносу.

  6. Религиозные верования. Достаточно долго религия считалась наиболее традиционной частью культуры. Однако в последнее время заметна тенденция к появлению т.н. «новых религий». При всей своей новизне они, тем не менее, сознательно апеллируют к своей «традиционности» и «древности». Что касается религии в целом, то во многих традиционных культурах именно она воспринимается как истинный и самый мощный носитель традиции.

  7. Фольклор в узком смысле слова. Под ним понимается не вся народная культура, а исключительно народное творчество в сфере искусства. Некоторые ученые в совокупность явлений, обозначаемых термином «фольклор», включают не только прикладное изобразительное искусство, но и распространяют это понятие на все известные формы народного художественного творчества, в том числе народные знания, устное народное творчество, искусство.