Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УЭ. 2.1.2. Этноидентичность и самоидентификация в современном мире

(практическое занятие –2 часа)
Цель У.Э. 2.1.2: научиться оценивать значение этноидентичности в современном мире.
Учебные задачи У.Э. 2.1.2:

  1. Научиться классифицировать и ранжировать идентичности.

  2. Научиться разрабатывать ситуации, характеризующие различные типы этноидентичности.

  3. Научиться определять значение этнической идентичности в современном мире.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Классифицировать и ранжировать идентичности в виде таблицы.

  2. Разрабатывать ситуации, характеризующие различные типы этноидентичности.

  3. Определять значение этноидентичности в современном мире.


План:

  1. Классификация и иерархия идентичностей.

  2. Демонстрация типов этнической идентичности.

  3. Значение этноидентичности в современном мире.


Литература:

Основная:

  1. Рот, Ю., Коптельцева, Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 223 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114542&sr=1.

  2. Садохин, А.П., Грущевицкая, Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1.

  3. Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине "Культурология" / А.П. Садохин . – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  4. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. В.А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнов, С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159.

  2. Воденко, К.В. Социальная антропология: учеб.пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования / К.В. Воденко, С.С. Черных, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д : Феникс, 2014. – 283, [2] с.

  3. Тишков, В.А., Шабаев, Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: учебник для вузов. – М.: изд-во Московского университета, 2011. – 376 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/54677.html.

  4. Чулкина, Н.Л. Основы межкультурной коммуникации: учебно-практическое пособие / Н.Л. Чулкина. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 143 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90800.





Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 2.1.2. предполагает выполнение заданий в малых группах.

Задание 1. Классифицировать идентичности в виде таблицы, выстроить их иерархию:


Идентичность

Группа

Ситуация

Идентичность 1







Идентичность 2








Вывод:

Задание 2. Разработать ситуации, характеризующие различные типы этноидентичности.


Задание 4. Охарактеризовать значение этноидентичности в современном мире.


Комментарии

Идентичность (в широком смысле) – это соотнесение себя с какой-либо группой.

В гуманитарных науках выделяются различные группы идентичностей, например: общая характеристика, расовая, этническая, профессиональная, социальная и т.д. При этом в различных ситуациях могут проявляться разные виды идентичностей.

В связи с этим, при выполнении задания требуется сопоставить идентичность, группу и ситуацию, в которой она проявляется.

В выводе необходимо выстроить иерархию идентичностей и определить место в ней этнической идентичности.

Примеры определений идентичности: человек, монголоид, татарин, педагог, профессор и т.д.

Дополнительная информация

Классификация – это упорядоченная по определенному признаку система.

Иерархия (в широком смысле) – расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему.
Консультация

Каждая группа по жребию выбирает один из типов этнической идентичности, который необходимо продемонстрировать через разработанную ситуацию. Предварительно следует ознакомиться с определением понятия «этническая идентичность» и существующими типами этнической идентичности, представленными в приложении 1. Разработка ситуации должна осуществляться по следующему алгоритму:

  1. определение признаков демонстрируемого типа этнической идентичности;

  2. формулировка проблемы, в рамках которой можно продемонстрировать данный тип идентичности;

  3. формулировка ситуации.

Ситуация должна быть сформулирована таким образом, чтобы представители других групп смогли определить тип этнической идентичности, проявившийся в ней.
Консультация

После выполнения предыдущего задания следует ответить на вопросы:

  • Какое значение для Вас имеет этническая идентичность?

  • Зачем она нужна современному человеку?

  • Проявляется ли этническая идентичность в современном мире и каким образом?

  • Каково значение этноидентичности в современном мире?






Приложение 1 (УЭ. 2.1.2)
Этническая идентичность – осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу.

В науке выделяются следующие типы этнической идентичности:

  1. нормальная идентичность – тип идентичности, при котором образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории;

  2. этноцентрическая идентичность – некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней;

  3. этнодоминирующая идентичность – тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности;

  4. этнический фанатизм – тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия;

  5. этническая индифферентность – тип идентичности, при котором люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов;

  6. этнонигилизм – отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей;

  7. амбивалентная этничность – явно невыраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.


Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология.

М.: Аспект-Пресс, 1999. – Глава 2.
У.Э. 2.1.3. Национальный характер народов мира

(практическое занятие – 2 часа)
Цель У.Э. 2.1.3: научиться выделять особенности национального характера народов мира.
Учебные задачи У.Э. 2.1.3:

  1. Научиться характеризовать понятие «национальный характер».

  2. Научиться выделять из пословиц и поговорок особенности национального характера народов мира.

  3. Научиться сравнивать черты национального характера народов мира.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Выделять признаки понятия «национальный характер».

  2. Характеризовать национальный характер по фольклору.

  3. Составлять сравнительную таблицу черт национального характера народов мира.


План:

  1. Понятие «национальный характер».

  2. Черты национального характера народов мира в фольклоре.

  3. Национальный характер народов мира: общее и особенное.


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 350, [2] с.

  3. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.

  3. Платонов Ю.П. Этническая психология: [учеб. пособие]. – СПб.: Речь, 2001. – 319, [2] с.

  4. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие [для магистрантов по направлению подгот. «Психология»]. – М.: Форум, 2012. – 86, [2] с.

  5. Этнопсихологический словарь / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Г.Н. Волков и др.]; под ред. В Г. Крысько; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн; редкол.: Ш.А. Амонашвили и др.]. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. – 342, [1] с.

  6. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 330, [3] с.



Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 2.1.3. предполагает выполнение заданий в малых группах.
Задание 1. Выделить признаки понятия «национальный характер».


Задание 2. Охарактеризовать национальный характер конкретных народов по материалам фольклора (см. приложение 1 к У.Э. 2.1.3).

Задание 3. Составить сравнительную таблицу черт национального характера различных народов мира.


Критерии

Народ 1

Народ 2

Народ 3

Народ 4

Критерий 1













Критерий 2













Критерий 3














Вывод:


План выполнения задания:

  1. По материалам У.Э. 1.2.1 ознакомиться с определением понятия.

  2. Выделить родовые и видовые признаки понятия.


План выполнения задания:

  1. Ознакомиться с пословицами, поговорками и сказками различных народов мира.

  2. Объяснить их смысл.

  3. Выявить из них черты национального характера различных народов.

  4. Составить общую характеристику национального характера различных народов.

Комментарий

При анализе фольклора следует учитывать, что не все фольклорные элементы имеют однозначное толкование, чаще всего их смысл не следует понимать буквально.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17


План выполнения задания:

  1. Выделить критерии для сравнения черт национального характера.

  2. Сгруппировать черты национального характера в соответствии с выбранными критериями.

  3. Заполнить таблицу.

Комментарии

При выделении критериев для сравнения логично опираться на группы национально-психологических особенностей народа.

В выводе необходимо указать сходства и различия в чертах национального характера, указать их причины.

Дополнительная информация

Национально-психологические особенности

Мотивационные: работоспособность, деловитость, осмотрительность.

Интеллектуальные: характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления.

Познавательные: глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания.

Эмоциональные: динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств.

Волевые: устойчивость, длительность волевых усилий.

Коммуникационные: характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности.







Приложение 1 (У.Э. 2.1.3)


Народ

Пословицы и поговорки

Арабы

Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания

Лучше своя сорная трава, чем привозная пшеница

Кто силой навязывает свое мнение, гибнет

Змея от своего яда не погибает

Старый верблюд не подведет

Желающий добра подобен делающему добро

Вражды без причины не бывает

Долгий опыт обогащает ум

За поспешностью следует раскаяние

Когда Бог хочет обнаружить чью-либо скрытую добродетель, он обращает на нее язык завистника

Англичане

Берегись молчащей собаки и тихой воды

Хорошо смеется тот, кто смеется последним

Что быстро выучивается, то быстро забывается

Дурак всегда лезет вперед

Безмозглой голове и зоркие глаза ни к чему

В спокойном море каждый может быть лоцманом

Сначала заслужи, а потом желай

Бархатные лапки скрывают острые когти

Дверь должна быть или закрыта, или открыта

Бочка пахнет тем, что в ней было в первый раз

Евреи

Разлука - враг верности

Бедняк постит, не глядя в календарь

Лучше некрасивую жену для себя, чем красавицу для другого

Умереть не опаздывают

Мать разумеет дитя без слов

С одним умом на базар не ходят

Когда не умеют писать, говорят, что перо плохое

Покойник забот не имеет

Не накликай на себя горе – это сделают другие

Старея, человек видит хуже, но больше

Китайцы

Нет праздников, которые не кончались бы

Лучше, если не было и появилось, чем было, да исчезло

Не поднимешься на высокую гору – не узнаешь ровного места

Цапля не ест мясо цапли

Падающий дворец трудно подпереть одним бревном

Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности

Человек – самое ценное, что есть между небом и землей

Учиться – все равно плыть против течения: остановился – тебя отнесло назад

Влез на дерево, а лестницу убрал

С одного буйвола двух шкур не сдерешь

Немцы

Подаришь кому-либо корову, а он захочет, чтоб еще корму для нее дали

Не умен тот, кто в старости женится

Плуг от работы блестит, стоячая вода издаст зловоние

Предварительная договоренность избавляет от попреков в дальнейшем

Со временем и при терпении и тутовый лист станет платьем из атласа

Кто не может смотреть, тому не помогут никакие очки

Долги доставляют хлопоты

Ошибки других – хорошие учителя

За что борются, того добиваются

Еще ничего не удалось так тонко спрясть, чтобы в конце концов не появилось на свет солнца

Французы

Двойное удовольствие – обмануть обманщика

В хорошую погоду легко быть моряком

Потерпев поражение, начинай сначала

Лучшее – враг хорошего

Одалживая деньги другу, теряешь друга и деньги

Если женщина не права, пойди и извинись

Предают только свои

Лицо заимодавца всегда неприятно

Нет подушки мягче, чем чистая совесть

Нетерпеливые часто платят дорого за то, что терпеливым достается бесплатно


У.Э. 2.1.4. Особенности русского менталитета

(практическое занятие – 2 часа)
Цель У.Э. 2.1.4: научиться реконструировать черты русского менталитета.
Учебные задачи У.Э. 2.1.4:

  1. Научиться характеризовать понятие «менталитет».

  2. Научиться конкретизировать черты русского менталитета в фольклоре.

  3. Научиться иллюстрировать черты русского менталитета.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Выделять признаки понятия «менталитет».

  2. Конкретизировать в виде таблицы черты русского менталитета.

  3. Иллюстрировать конкретные черты русского менталитета.


План:

  1. Понятие «менталитет».

  2. Черты русского менталитета в фольклоре.


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 350, [2] с.

  3. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.

  3. Платонов Ю.П. Этническая психология: [учеб. пособие]. – СПб.: Речь, 2001. – 319, [2] с.

  4. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М.: Флинта [и др.], 2004. – 328 с.

  5. Стернин И.А., Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение: учебное пособие. – М.: Издательство «Флинта», 2011. – 165 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83627 (дата обращения 30.09.2018).

  6. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие [для магистрантов по направлению подгот. «Психология»]. – М.: Форум, 2012. – 86, [2] с.

  7. Этнопсихологический словарь / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Г.Н. Волков и др.]; под ред. В Г. Крысько; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн; редкол.: Ш.А. Амонашвили и др.]. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. – 342, [1] с.