Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

151
Русское народное творчество. «Загадки», «Любимые народные игры», «Бабушкины сказки», «Пословицы и поговорки», «Лю- бимые сказки», «Русские народные игры», «В гостях у сказки».
Концерты. «Мы слушаем музыку», «Любимые песни», «Весе- лые ритмы». Спортивные развлечения. «Спорт – это сила и здоровье», «Веселые старты», «Здоровье дарит Айболит».
Забавы. «Пальчики шагают», «Дождик», «Чок да чок» Е. Мак- шанцевой; забавы с красками и карандашами, сюрпризные мо- менты.
Фокусы. «Бесконечная нитка», «Превращение воды», «Неисся- каемая ширма», «Волшебное превращение».
Группа старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
Праздники. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта,
День Победы, «Осень», «Весна», «Лето»; праздники, традици- онные для группы и детского сада; дни рождения детей.
Тематические праздники и развлечения. «О музыке П.И. Чай- ковского», «М.И. Глинка – основоположник русской музыки»,
«О творчестве С.Я. Маршака», «Стихи К.И. Чуковского», «Об обычаях и традициях русского народа», «Русские посиделки»,
«Народные игры», «Русские праздники», «День города».
Театрализованные представления. Представления с исполь- зованием теневого, пальчикового, настольного, кукольного те- атра. Постановка спектаклей, детских музыкальных опер, музы- кальных ритмопластических спектаклей. Инсценирование ска- зок, стихов и других литературных произведений, а также песен.
Музыкально-литературные развлечения. «День цветов»,
«А.С. Пушкин и музыка», «Н.А. Римский-Корсаков и русские народные сказки».
Русское народное творчество. Концерты русской народной песни и танца; загадки, пословицы, сказки и поговорки; «Были и небылицы», «Добро и зло в русских народных сказках».

152
Концерты. «Мы любим песни», «Веселые ритмы», «Слушаем музыку».
Спортивные развлечения. «Веселые старты», «Подвижные иг- ры», «Зимние состязания», «Детская Олимпиада».
КВН и викторины. «Домашние задания», «Вежливость»,
«Мисс Мальвина», «Знатоки леса», «Путешествие в Страну зна- ний», «Волшебная книга».
Забавы. Фокусы, сюрпризные моменты, устное народное твор- чество (шутки, прибаутки, небылицы), забавы с красками и ка- рандашами.
Группа старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Праздники. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта,
День Победы, «Проводы в школу», «Осень», «Весна», «Лето», праздники народного календаря.
Тематические праздники и развлечения. «Веселая ярмарка»; вечера, посвященные творчеству композиторов, писателей, ху- дожников.
Театрализованные представления. Постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес.
Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки: «Скворец и воробей», «Ко- тята-поварята» Е. Тиличеевой.
Музыкально-литературные композиции. «Музыка и поэзия»,
«Весенние мотивы», «Сказочные образы в музыке и поэзии»,
«А.С. Пушкин и музыка», «Город чудный, город древний», «Зи- ма-волшебница».
Концерты. «Песни о Москве», «Шутка в музыке», «Любимые произведения», «Поем и танцуем»; концерты детской самодея- тельности.
Русское народное творчество. Загадки, были и небылицы, шутки, любимые сказки, сказания, былины, предания.


153
Декоративно-прикладное искусство. «Вологодские кружева»,
«Гжельские узоры», «Народная игрушка», «Хохлома» и др.
КВН и викторины. Различные турниры («Знатоки природы»,
«Столица Москва», «Короб чудес», «А ну-ка, девочки», «В вол- шебной стране», «Путешествие в Страну знаний», «В мире фан- тастики», «Займемся арифметикой», «Я играю в шахматы» и др.)
Спортивные развлечения. «Летняя олимпиада», «Ловкие и смелые», «Спорт, спорт, спорт», «Зимние катания», «Игры- соревнования», «Путешествие в Спортландию».
Забавы. Фокусы, шарады, сюрпризные моменты, подвижные и словесные игры, аттракционы, театр теней.

154
9. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Название
Аннотация
Программы
Екжанова Е.А., Стребеле- ва Е.А. Программа дошколь- ных образовательных учре- ждений компенсирующего вида для детей с нару- шениями интеллекта. Кор- рекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.:
Просвещение, 2010
В программе раскрываются методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по формированию видов дет- ской деятельности, лежащих в основе возникновения психологических функций, способов усвоения обще- ственного опыта. В методических ре- комендациях также содержатся при- ложения, раскрывающие режим дня в разных возрастных группах, распреде- ление нагрузки между специалистами, примерный алгоритм составления ин- дивидуальной программы работы с ре- бенком
Баряева Л.Б., Гаврилушкина
О.П., Зарин А.Н., Соколова
Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недоста- точностью. – СПб.: КАРО,
2009
Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях. В программе раскрываются методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по формированию видов дет- ской деятельности, лежащих в основе возникновения психологических функций, способов усвоения обще- ственного опыта
Бгажнокова И.М Воспитание и обучение детей и подрост- ков с тяжелыми и множес- твенными нарушениями раз- вития Программно-методи- ческие материалы / под ред.
И.М. Бгажноковой. – М.:
Владос, 2007
В программно-методических материа- лах представлены современные подхо- ды к организации и содержанию вос- питания детей с тяжелыми нарушени- ями психофизического и интеллекту- ального развития в условиях детских домов, интернатов, ПМС-Центров,
ЦЛП


155
Название
Аннотация
Программы
Исаева Т.Н., Багаева Г.Н.
Программа обучения и вос- питания детей дошкольного возраста с выраженной ум- ственной отсталостью. – М.:
Просвещение, 1993
Материалы программы распределены по этапам обучения, в которых учиты- ваются особенности развития глубоко умственно отсталых детей, их возмож- ности к обучению, актуальный уро- вень развития, зона ближайшего раз- вития и основные виды деятельности данного возрастного периода
Худенко Е.Д., Приходь- ко О.Г. Программа воспита- ния и социализации детей со сложной структурой дефек- та. – М., 2008
Программа содержит перспективное, тематическое, календарное планиро- вание работы и конкретные разработки развивающих упражнений (в рамках
Федеральной целевой программы «Де- ти России» на 2007–2010 годы, под- программа «Здоровое поколение»)
Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недоста- точностью / под ред.
Л.А. Тимофеевой. – Мн.:
Народная асвета, 2007
Программа предусматривает 4-летний период коррекционно-развивающей работы. В основу комплексной про- граммы положены ведущие современ- ные концепции отечественных и зару- бежных ученых о значении дошколь- ного детства в последующем развитии ребенка (А.И. Леонтьев, А.В. Запоро- жец и др.) В структуру программы включены также примерные учебные планы по годам обучения и распоря- док дня
Методическое обеспечение
Екжанова Е.А., Стребеле- ва Е.А. Коррекционно-разви- вающее обучение и воспита- ние дошкольников с нару- шениями интеллекта: мето- дические рекомендации. –
М.: Просвещение, 2011
В данном пособии представлены ме- тодические рекомендации к разделам программы дошкольных образова- тельных учреждений компенсирующе- го вида для детей с нарушениями ин- теллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»: «Здоровье»,
«Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание»,
«Познавательное развитие», «Форми- рование деятельности» и «Эстетиче- ское развитие»

156
Название
Аннотация
Методическое обеспечение
Коррекционная помощь де- тям раннего возраста с орга- ническим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А. Стре- белева, Ю.Ю. Белякова,
МВ. Браткова и др.; под. ред.
Е.А. Стребелевой; Ин-т кор- рекц. педагогики РАО. – М.:
Экзамен, 2004
Авторы пособия предлагают систем- ный подход к коррекционно- педагогической работе с детьми треть- его года жизни с органическим пора- жением ЦНС в условиях групп крат- ковременного пребывания в дошколь- ных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинирован- ного вида. В методическом пособии рассказывается, как организовать кор- рекционно-педагогическую работу с детьми третьего года жизни с органи- ческим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания; дается методика психолого- педагогического обследования; изла- гается содержание коррекционно- развивающего обучения и воспитания детей; показывается работа учителя- дефектолога с родителями
Образовательные области «Социализация» и «Безопасность»
Баряева Л.Б., Герасимо- ва Е.О., Данилина Г.С., Ма- карчук Н.А. Родник: про- грамма социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. – М.:
Лоиро, 1997
Использование предлагаемой про- граммы поможет педагогам, воспита- телям и родителям сформировать и развить у ребенка (как нормально раз- вивающегося, так и с ограниченными возможностями) различные формы осознания себя как личности в системе отношений со взрослыми, сверстника- ми и окружающей природой. Матери- ал программы распределен по годам обучения. Предложены краткие мето- дические рекомендации, даны вариан- ты конспектов занятий, литературный материал, образцы дидактических игр и игрушек


157
Название
Аннотация
Образовательные области «Социализация» и «Безопасность»
Баряева Л.Б., Зарин А.П.
Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами ин- теллектуального развития: учебно-методическое посо- бие. – СПб.: Издательство
РГПУ им. Герцена, 2001
В пособии представлен подход авто- ров к решению проблемы формирова- ния игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, основанный на методике обучения сюжетно-ролевой игре детей с про- блемами интеллектуального развития
(дошкольного и младшего школьного возраста)
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофи- зическими нарушениями: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А.
Мишиной. – М.: Экзамен,
2006
В пособии собраны игры, упражнения и занятия с малышами. В процессе иг- ры ребенок усвоит правильные формы поведения, научится взаимодейство- вать со сверстниками в различных си- туациях. Игры способствуют форми- рованию положительных личностных качеств
Закрепина А.В. Трудный ре- бенок. Пути к сотрудниче- ству: методическое посо- бие. – М.: Дрофа, 2007.
В книге рассматриваются особенности социального развития детей дошколь- ного возраста с умеренной умственной отсталостью, методы изучения уровня их социальной компетенции. В посо- бии изложено содержание коррекци- онно-педагогической помощи, направ- ленное на формирование у них адек- ватных способов общения с близкими взрослыми, навыков социального по- ведения в условиях индивидуальных занятий с последующим включением каждого ребенка в коллектив сверст- ников образовательного учреждения
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. –
М.: Аркти, 2000
В данном пособии изложены вопросы теории и практики обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, рас- крываются особенности их психофи- зического развития, а также методы работы с этими детьми по социально- трудовой адаптации

158
Название
Аннотация
Образовательные области «Социализация» и «Безопасность»
Шипицина Л.М «Необучае- мый» ребенок в семье и об- ществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. –
М.: Дидактика Плюс, 2002
В издании представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое зна- чение уделяется социализации и инте- грации этих лиц в общество, подробно рассматриваются вопросы их социаль- но-психологической адаптации, фор- мирование коммуникативных навы- ков, семейные взаимоотношения, по- лоролевое поведение, а также психо- лого-педагогическое сопровождение умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания и реа- билитации
Образовательная область «Познание»
Иванова А.Е., Кравец О.Ю.,
Рыбкина И.А. и др. Коррек- ционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. –
СПб.: КАРО, 2005
Программа «Ступеньки» предусмат- ривает социально-эмоциональное, ум- ственное, речевое развитие детей ран- него возраста в соответствии с их ин- дивидуальными психофизиологиче- скими особенностями, психологиче- скую поддержку семей, имеющих ма- лышей до 4 лет. Программа обеспечи- вает комплексный подход к решению проблем ребенка. Программа направ- лена на то, чтобы дети, имеющие про- блемы в развитии, учились адаптиро- ваться к жизненным условиям и могли жить более активной, полной жизнью
Питерси М., Трилор Р. Ма- ленькие ступеньки. – М.: Ас- социация «Даун Синдром»,
1997
«Маленькие ступеньки» – программа поэтапного обучения детей с отклоне- ниями в интеллектуальном развитии. В ее основе – большой педагогический опыт, современные представлений о том, как дети учатся, а также тщатель- ная опытная отработка методик.


159
Название
Аннотация
Образовательная область «Познание»
Программа «Маленькие ступеньки» рассчитана, в первую очередь, на ро- дителей – чутких и умелых, самых важных педагогов в жизни ребенка.
Она не предполагает ни каких-либо специальных знаний о развитии ре- бенка, ни соответствующей педагоги- ческой практики
Войлокова Е.Ф., Андрухо- вич Ю.В., Ковалева Л.Ю.
Сенсорное воспитание до- школьников с интеллекту- альной недостаточностью. –
М.: Коррекционная педаго- гика, 2005
Пособие посвящено одной из наиболее значимых проблем дошкольной кор- рекционной педагогики – рассмотре- нию методических основ сенсорного воспитания дошкольников с интеллек- туальной недостаточностью. В посо- бии рассматриваются психолого- педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников с интеллек- туальной недостаточностью, вопросы программно-методического оснащения сенсорного воспитания в современных
ДОО, дается характеристика особен- ностей сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточ- ностью
Чумакова И.В. Формирова- ние дочисловых количе- ственных представлений у дошкольников с нарушения- ми интеллекта. – М.: Про- свещение, 2011
В книге даются методические реко- мендации и конспекты занятий по формированию дочисловых количе- ственных представлений у младших умственно отсталых дошкольников.
Книга предназначена педагогам спе- циальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта, будет полезна студентам факультетов коррекционной педагогики и родите- лям, имеющим детей с проблемами интеллектуального развития

160
Название
Аннотация
Образовательная область «Познание»
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математиче- ских представлений у до- школьников (с проблемами в развитии). – СПб.: Изд-во
РГПУ им. А.И. Герцена; Изд- во «СОЮЗ», 2002
В пособии представлена методика формирования элементарных матема- тических представлений у дошкольни- ков с проблемами в интеллектуальном развитии, которая базируется на ос- новных положениях методики форми- рования элементарных математиче- ских представлений у нормально раз- вивающихся детей. Пособие предлага- ет комплексный характер формирова- ния элементарных математических представлений; многообразие форм процесса формирования элементарных математических представлений у де- тей дошкольного возраста, обеспечи- вающее системный характер формиру- емых знаний, умений и навыков; орга- низацию развивающей среды
Баряева Л.Б., Зарин А.П.
Методика формирования ко- личественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И. Гер- цена, 2000
В пособии раскрыты задачи, методы, организация и содержание работы по формированию количественных пред- ставлений и обучения решению ариф- метических задач детей дошкольного возраста с проблемами в интеллекту- альном развитии
Богданова Т.Г., Варламова
О.И. Диагностика и коррек- ция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. –
М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
Представлен диагностический ком- плекс, который можно использовать для выявления особенностей зритель- ного восприятия, для раннего прогно- зирования трудностей обучения ре- бенка, для определения специфиче- ских отклонений в развитии и позна- вательной сферы ребенка, для состав- ления индивидуальных программ пси- хологической коррекции
Стребелева Е.А. Дидактиче- ские игры и упражнения в обучении умственно отста- лых дошкольников. – М.:
Просвещение, 1991
В книге представлена система дидак- тических игр и упражнений, направ- ленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном разви- тии