Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2276

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


│ │ ┌──────────────────────────────┐

│ ├───┤ 1.1 │

│ │ └──────────────────────────────┘

│ │ ┌──────────────────────────────┐

│ ├───┤ 1.2 │

│ │ └──────────────────────────────┘

│ │ ┌──────────────────────────────┐

│ └───┤ 1.3 │

│ └──────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────┐

├────┤ Гуманитарное │

│ └────────────────┬───────────────┘

│ │ ┌──────────────────────────────┐

│ ├───┤ 2.1 │

│ │ └──────────────────────────────┘

│ │ ┌──────────────────────────────┐

│ └───┤ 2.2 │

│ └──────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────┐

└────┤ Современное │

└────────────────┬───────────────┘

│ ┌──────────────────────────────┐

├───┤ 3.1 │

│ └──────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────┐

├───┤ 3.2 │

│ └──────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────┐

├───┤ 3.3 │

│ └──────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────┐

└───┤ 3.4 │

└──────────────────────────────┘
Задание 2. Школа научного менеджмента

1. Дайте характеристику школе научного менеджмента: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Как школа научного менеджмента связана с именем Генри Форда? В чем состоял его вклад в развитие идей школы? Как вы думаете, за что подвергались критике условия труда на заводах Г. Форда?

Задание 3. Административная школа

1. Дайте характеристику административной школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Как вы понимаете принципы управления по А. Файолю? Составьте таблицу (см. образец ниже), придумайте и запишите краткие примеры реализации каждого принципа.


N п/п

Принципы

Собственные объяснения и примеры

1

Разделение труда




2

Власть




3

Дисциплина




4

Единство распорядительства (командования)




5

Единство руководства




6

Подчинение частных интересов общему




7

Вознаграждение




8

Централизация




9

Иерархия




10

Порядок




11

Справедливость




12

Постоянство состава персонала




13

Инициатива




14

Единение персонала






Задание 4. Бюрократическая школа

1. Дайте характеристику бюрократической школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Почему понятие "бюрократия" в наши дни часто употребляется в негативном значении? Дайте свою оценку этому понятию с учетом изученного материала.

Задание 5. Школа человеческих отношений

1. Дайте характеристику школе человеческих отношений: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Что такое хоторнский эффект (Hawthorne effect)? Придумайте и опишите пример проявления такого эффекта в деятельности какой-либо организации (или одного ее подразделения).

Задание 6. Школа наук о поведении

1. Дайте характеристику школе наук о поведении: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Вспомните основные положения теорий X и Y, предложенных американским ученым Дугласом Мак-Грегором. Какие идеи кажутся вам более правильными и соответствующими современным условиям? Какие положения и выводы вы будете использовать в своей работе менеджером? Почему?

Задание 7. Школа количественных методов

Прочитайте кейс:
Развитие компании "Инфо-Инвест"
Компания "Инфо-Инвест" работает на рынке информационных технологий около десяти лет, оказывая услуги по разработке и установке корпоративных информационных сетей и систем информационной безопасности.

В момент образования компании в 2001 г. численность ее сотрудников, включая основателя, занимавшего тогда пост генерального директора, составляла всего девять человек. В 2002 г. в компании работали уже 32 сотрудника. В 2005-м численность персонала увеличилась до 56 человек. В этом же году у компании насчитывалось всего пять постоянных клиентов, но уже к началу 2007 г. количество заказчиков, заключивших договоры с "Инфо-Инвест" на условиях длительного обслуживания сетей, достигло двадцати двух. При этом чистая прибыль компании по сравнению с 2005 г. выросла почти в 3 раза.

В 2011 г. численность персонала составляет более 120 человек. Прибыль превышает 150 млн руб. в год, что на 90 млн руб. больше, чем в 2007 г. В 2009 г. компания заключила два договора о стратегическом партнерстве: с банком "Регион-Развитие" и компанией Oracle. По прогнозам в 2012 г. прибыль должна вырасти в 1,5 раза за счет заключения договоров еще с пятью постоянными клиентами.



Учредители "Инфо-Инвест" полагают, что успех компании обусловлен тем, что с 2005 по 2006 г. удалось создать команду эффективных менеджеров, владеющих современными технологиями управления.
Задания:

1. Письменно ответьте на вопросы:

а) чем занимается компания "Инфо-Инвест"?

б) по каким характеристикам можно судить о развитии компании?

2. Составьте таблицу (см. образец ниже) и сгруппируйте количественные характеристики, используемые в кейсе, по их содержанию.


Название характеристики

Единица измерения

1.




2.




3.




4.





3. Постройте два-три графика, иллюстрирующих динамику развития компании "Инфо-Инвест".

Задание 8. Ситуационный подход

Вспомните какой-либо эпизод из понравившейся вам книги, фильма или мультфильма. Кратко опишите его. Запишите происходящие в эпизоде события, которые можно было бы назвать признаками или симптомами складывающейся ситуации. Можно ли по этим признакам правильно понять ситуацию? Что необходимо для более точной идентификации ситуации?

Задание 9. Процессный подход

Поставьте перед собой цель успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов. Запишите в диаграмме названия этих этапов (см. образец ниже). Запишите также, какие коммуникации (общение, информация и т.п.) потребуются вам для этого.
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐

│1├─────────────\ │2├─────────────\ │3├─────────────\ │4├─────────────\

└─┘ \ └─┘ \ └─┘ \ └─┘ \

/ / / / / / / /

/───────────────/ /───────────────/ /───────────────/ /───────────────/
Задание 10. Системный подход

На рисунке (см. ниже) приведена упрощенная схема взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.
┌───┐ ┌────────────────────┐ ┌───┐

│ ├──────────>│ │ ┌──>│ │

└───┘ │ │ │ └───┘

┌───┐ │ │ ┌───┐ │ ┌───┐

│ ├───────────────>│Кондитерская фабрика├────────>│ ├─────────┼──>│ │

└───┘ │ │ └─┬─┘ │ └───┘

┌───┐ │ │ │ │ ┌───┐


│ ├──────────>│ │ │ └──>│ │

└───┘ ┌─>│ │ │ └───┘

│ └────────────────────┘ │

└───────────────────────────────────┘
1. Перерисуйте схему и обозначьте на ней:

а) буквами - компании-партнеры (в фигурах):

О - оптовая торговая фирма "Мир продуктов";

М - магазин розничной торговли "Сапфир";

У - Московский государственный университет пищевых производств;

Ф - фабрика, производящая продукты питания, ООО "Заря";

З - завод по производству пищевого оборудования ОАО "Продмаш";

б) цифрами - потоки ресурсов (над стрелками):

1 - какао, сахар, масло;

2 - потенциальные работники комбината;

3 - выручка кондитерского комбината (деньги);

4 - пищевое оборудование (агрегаты, печи, холодильники и т.п.);

5 - готовые кондитерские изделия.
1>1>
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Отдельный скрипач сам управляет собой,

оркестр нуждается в дирижере.

К.Маркс
- Понятия "менеджмент" и "управление"

- Понятие "организация"

- Система менеджмента в организации

- Основные функции менеджмента

- Методы менеджмента

- Виды менеджмента
2.1. Понятия "менеджмент" и "управление"
Современный термин "менеджмент" означает профессиональную деятельность - результативное и эффективное управление организациями.
Примечание. Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, администрирование) - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Что же означает понятие управление?
Примечание. Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.
Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п. В самом общем и простейшем случае процесс управления можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 2.1).
Упрощенная схема процесса управления
Ограничения и критерии Воздействия

эффективности управления разнообразных факторов

┌┐ ┌┐

┌ Цель \┘└/ ┌ Управленческое \┘└/ Результат ┐

│ управления \/ │ воздействие \/ управления │

│ ┌───────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐ │

│ │ │ │ │ │ │

┌┼─┘\ │ │ ┌┼─┘\ │ │ ┌┼─┘\

│├─┐ \ │ Субъект управления │ │├─┐ \ │ Объект управления │ │├─┐ \

│└─┘ / │ (руководитель, │ │└─┘ / │ (организация, │ │└─┘ /

└──┐/ │ менеджер, координатор)│ └──┐/ │ подразделение, сотрудник)│ └──┐/

│ │ │ │

┌──>│ │ │ ├────┐

│ └───────────────────────┘ └──────────────────────────┘ │