Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2582

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом и т.п.

Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности или, в общем, управлением. А значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.

Часто менеджмент определяют как профессиональное управление социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что объектом управления в менеджменте являются организации, характеризующиеся сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами.

Практически во всех современных языках термин "менеджмент" (management) употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными (рыночными) организациями (предприятиями, компаниями, фирмами).
Примечание. Хозяйственными принято называть такие организации, которые предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции и оказания услуг.
Хозяйственная деятельность современных организаций (фирм, компаний, предприятий) требует такого стиля работы управленческого персонала, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства, и получать максимально возможные результаты при минимальных затратах.

Таким образом, менеджмент - это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, словом "менеджмент" обозначают любую управленческую деятельность. Говорят, например, о менеджменте в государственных и муниципальных организациях или о менеджменте общественных организаций. Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины "управление" или "администрирование" (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин government administration, а общественного -
public administration).
Говорят гуру... Непреложным фактом в менеджменте является понимание каждым менеджером, и прежде всего руководителем высшего звена управления, того, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка <1>.

--------------------------------

<1> Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
И.Н.Герчикова
Итак, вы познакомились с понятием "организация", в гл. 5 "Организационная деятельность менеджера" вы подробнее изучите принципы организационной деятельности менеджеров, а также основные типы организационных структур управления. Вторая часть учебника "Теория организации" полностью посвящена изучению организаций.
2.3. Система менеджмента в организации
Как вы уже знаете, ни одна организация не может работать без управления. Говоря об аппарате управления организацией, часто употребляют выражение "система менеджмента". Что это такое?
Примечание. Система менеджмента организации - это совокупность должностных лиц, совместная работа которых обеспечивает результативное и эффективное управление организацией; а также особые формы и методы управленческой деятельности, принятые в данной организации.
Элементами системы менеджмента организации являются менеджеры, каждый из которых отвечает за свою часть управленческой деятельности. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из масштабов, сфер деятельности, организационной структуры и специфики предприятия. Наверное, почти невозможно найти две организации (даже очень похожие по профилю своей деятельности), у которых были бы совершенно одинаковые системы менеджмента. Скорее всего, они будут различаться наличием или отсутствием тех или иных управленческих должностей, разным распределением между менеджерами задач и ответственности, особенностями принятия важных решений, даже формами общения между руководителями и подчиненными.

Тем не менее все системы менеджмента, иначе говоря системы управления организациями, имеют общие черты. Такими чертами являются вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров.
1>1>1>1>1>1>


Вертикальное разделение труда менеджеров - это условное выделение в организации трех уровней управления: низшего (первичного), среднего и высшего. Такое разделение часто называют иерархией власти в организации.

Горизонтальное (функциональное) разделение представляет собой выделение групп менеджеров, относящихся к одному уровню управления и управляющих подразделениями или отвечающих за определенные функциональные направления деятельности организации.

К наиболее общим функциональным направлениям деятельности любой хозяйственной организации относятся: производственная деятельность (в непроизводственных компаниях эта деятельность называется операционной), коммерческая деятельность (продажа производимой продукции), маркетинг (изучение рынка), управление финансами компании, управление персоналом компании (человеческими ресурсами) и т.п.

Таким образом, в самом общем случае система менеджмента организации представляет собой взаимосвязанную работу групп менеджеров, отвечающих за определенные функции на определенных уровнях управления.

Рассмотрим подробнее уровни управления организацией (рис. 2.3).
Уровни управления организацией
/\

/ \

/ \

/ \

/ \

Институциональный / Высший \ - Председатель правления

уровень / уровень \ - Генеральный директор

/ менеджмента \ - Исполнительный директор

/────────────────\

/ \ - Директор департамента

Управленческий / Средний уровень \ - Начальник отдела

уровень / менеджмента \ - Начальник цеха завода

/ \ - Директор магазина

/ \ (входящего в торговую сеть)

/────────────────────────────\

/ \ - Бригадир

Технический / Первичный уровень менеджмента \ - Старший продавец

уровень / \ - Старшая медсестра

/ \ - Начальник участка

/──────────────────────────────────────\

┌───────────────────────────────────────┐

│ Работники (исполнители) │

└───────────────────────────────────────┘
Рис. 2.3
Разделение всего аппарата менеджмента на три уровня является условным (упрощенным), оно позволяет лучше понять роли, задачи и особенности управленческой деятельности на каждом уровне. В компаниях может насчитываться от одного до десяти (и даже пятнадцати) уровней управления. Так, например, система менеджмента маленького семейного магазина может быть представлена всего одним человеком - хозяином этого магазина, а значит, иметь всего один уровень управления. Система менеджмента огромного завода может иметь до десяти уровней управления, где каждый нижестоящий уровень подчиняется по своим вопросам вышестоящему. Однако и в этом случае всю систему менеджмента завода можно условно привести к трем уровням управления: высшему, среднему и первичному.


Изображение уровней менеджмента в виде пирамиды показывает: чем выше уровень управления, тем меньшим числом менеджеров он представлен.

Руководителей высшего уровня часто называют топ-менеджерами (или топ-менеджментом) организации, от английского - top-managers или top-management (где top означает "вершина").

Топ-менеджеры отвечают за принятие важнейших стратегических решений, определяющих судьбу всей компании. Как правило, деятельность топ-менеджеров не разделяется по функциям (производство, финансы и т.п.), поскольку высшие руководители управляют компанией в целом, отвечая за всю ее деятельность и развитие. Тем не менее иногда к этому уровню относят должности вице-президентов компании, отвечающих за конкретные направления деятельности.

Согласно сложившейся традиции топ-менеджерами называют руководителей крупных компаний, в отношении высшего руководства компаний малого и среднего бизнеса этот эпитет применяется редко.
Говорят гуру... Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин.

Конфуций
Типичными должностями руководителей высшего звена являются: председатель совета директоров компании, президент компании, вице-президент, генеральный директор, в институте - ректор.
Говорят гуру... Деятельность, связанную с управлением большой организацией, можно описать как очень и очень тяжелый труд. Объем работы, которую должен выполнить руководитель в течение дня, огромен, а темпы чрезвычайно высоки.

Г.Минцберг
По мнению П. Друкера, высший руководитель компании изучает отрасль бизнеса, в которой работает компания, разрабатывает и формулирует глобальные цели. Он принимает ключевые решения, необходимые для достижения этих целей, сообщает эти цели и соответствующие решения своим менеджерам. Он учит менеджеров видеть бизнес в целом и помогает им формулировать их собственные цели на основании глобальных целей компании. Он измеряет эффективность и результаты деятельности в аспекте достижения глобальных целей. Он пересматривает и изменяет цели, если того требует ситуация <1>.

--------------------------------

<1> Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2009. С. 167.
Руководители среднего уровня (middle managers), как правило, возглавляют крупные подразделения компании (департаменты, отделы). Они отвечают за практическую реализацию стратегических планов, разработанных высшим руководством. Руководители среднего уровня формируют тактические планы и управляют реализацией тактических решений в масштабах своих подразделений или бизнес-функций. Они координируют и контролируют работу младших менеджеров, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего уровня, и передают эти решения в виде конкретных заданий руководителям низового уровня. Роль менеджеров среднего уровня в управлении компаниями крайне высока.


Типичными должностями руководителей среднего звена являются: директора крупных департаментов, на заводах - начальники цехов, в торговых сетях - директора магазинов, в поликлиниках - заместители главного врача, в институтах - деканы факультетов.

В разных компаниях характер работы менеджеров среднего уровня может значительно различаться. В зависимости от специфики организации им могут предоставляться значительные права и они несут за это ответственность, что делает их работу похожей на работу топ-менеджеров.

Руководители низового уровня (first-line managers - менеджеры первичного уровня) являются младшими начальниками в организации. Их также часто называют операционными менеджерами. Первичный уровень - это организационный уровень, отвечающий за непосредственное управление работниками - сотрудниками организации, занимающими исполнительские должности.

Руководители первичного уровня осуществляют контроль над выполнением производственных и иных заданий, отвечают за грамотное использование выделенных ресурсов: материалов, оборудования, а также рабочего времени.

Типичными должностями на данном уровне являются, например: на заводе - старший мастер, в магазине - старший продавец-консультант, в поликлинике - старшая медсестра, в институте - заведующий кафедрой. Особенностью этого уровня управления является то, что менеджеры здесь нередко сами выполняют разнообразные производственные задания, совмещая функции руководителей и исполнителей.

Одной из наиболее заметных тенденций в перераспределении ролей и сфер влияния менеджеров современных организаций является возрастание вклада в совершенствование деятельности компаний менеджеров проектов (так называемых менеджеров команд). Число таких менеджеров в наши дни значительно возросло. Менеджер проекта отвечает за реализацию определенной рабочей задачи, требующей активного, творческого участия других сотрудников того же организационного уровня. По завершении проекта руководители проектов (менеджеры команд), как правило, "сдают вахту", переходя на другой участок работы. Важной особенностью работы проектных команд является то, что менеджер одного из проектов может быть членом команды по выполнению другой рабочей задачи. Участие менеджеров в работе над несколькими проектами позволяет отказаться от необходимости введения дополнительных должностей вследствие получения максимальной отдачи от управленцев среднего звена.