Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2583
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4. Основные функции менеджмента
При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Такие функции называют основными (или базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней независимо от специфики управленческой деятельности.
Эти функции называются (рис. 2.4):
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- координация.
Взаимосвязь основных функций менеджмента
┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐
│ Планирование │ ┌────────────────────────┘\ │ Организация │
│ │ └────────────────────────┐/ │ │
└───────────────────┬─┘ └─┬───────────────────┘
/\ /│\ /│\ ┌┐
┐┌ └──────┬───────────────────┬──────┘ ││
││ │ Координация │ ││
││ ┌──────┴───────────────────┴──────┐ ┘└
└┘ /│\ \│/ \/
┌───────────────────┴─┐ ┌─┴───────────────────┐
│ Контроль │ /└────────────────────────┐ │ Мотивация │
│ │ \┌────────────────────────┘ │ │
└─────────────────────┘ └─────────────────────┘
Рис. 2.4
Что означает каждая из этих функций? Как они связаны между собой? Давайте разберемся.
Примечание. Планирование - это процесс разработки планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:
а) цели деятельности организации;
б) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
в) способы достижения поставленных целей.
Планирование представляет собой начальный этап управления, так как без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того, важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и как они будут использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта (сроки достижения целей).
Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления - организации (иначе говоря - организовыванию) работы. Термин "организация" в менеджменте используется в двух значениях:
1) организация как объект управления - компания, предприятие;
2) организация как функция менеджмента - процесс организационной деятельности.
Здесь мы будем употреблять это слово в его втором значении.
Примечание. Организация - это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, ресурсов, полномочий и ответственности между исполнителями и обеспечении высокой эффективности их совместной работы.
Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру компании. Поэтому функция организации - это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия.
Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности. Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием, или стимулированием персонала, или просто мотивацией.
Примечание. Мотивация (как функция менеджмента) - это активизация деятельности персонала и побуждение его к результативному и эффективному труду для достижения целей организации.
С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.
Строго говоря, слово "мотивация" означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления - действия руководителя, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании.
Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда. Тем не менее нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.
Примечание. Контроль - это процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Другими словами, контроль - это оценивание результатов труда в организации (путем сравнения их с запланированными значениями) и формирование соответствующих выводов и решений. Что менеджерам приходится контролировать? Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое.
В некоторых учебниках по менеджменту авторы ограничиваются упоминанием только четырех рассмотренных функций. Однако в современном менеджменте крайне важна роль еще одной - пятой функции - координации. Иногда специалисты полагают, что координация "растворена" в четырех других функциях. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации. Что же такое координация?
Примечание. Координация - это оперативное обеспечение согласованности действий всех звеньев управления и поддержание устойчивого режима работы компании.
Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно. Это приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров.
Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них коррективов и согласования работы между исполнителями.
Вместе с тем, как считает П. Друкер, "плохую организацию можно узнать по необходимости принимать специальные меры для координации действий и налаживания коммуникаций между менеджерами, что выражается в создании специальных комитетов, непрерывных совещаний, введении должностей "специалистов по связям" и т.п." <1>.
--------------------------------
<1> Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2009. С. 229.
Помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество так называемых специальных функций управления. Это название условно, так как все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:
- разработка и принятие управленческих решений;
- создание команд и работа в них;
- управление корпоративной культурой компании;
- анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.);
- управление качеством продукции;
- обработка информации (в том числе с использованием информационных технологий);
- прогнозирование развития событий;
- организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.);
- проведение переговоров, совещаний и деловых бесед;
- ведение документации и многое другое.
Одной из важнейших функций современного менеджера является анализ. Он позволяет получить необходимую информацию о структуре организации, проблемах, задачах, т.е. выделить из общего представления о компании и ее деятельности те факты, которые непосредственно относятся к рассматриваемому в настоящий момент вопросу. Процедуру выявления задач и потребностей компании, а также нахождения решений проблем называют бизнес-анализом (business analysis). Например, подробный и всесторонний анализ работы компании, как правило, включает в себя изучение таких аспектов, как тип и особенности организационной структуры компании и ее соответствие ситуации; технологии производства; кадровый состав компании; функции департаментов и отделов; коммуникации; тип организационной культуры; финансовые показатели работы компании и т.п.
Решения, принимаемые на основе бизнес-анализа, часто представляют собой усовершенствование производственных и управленческих процессов, осуществление организационных изменений, стратегическое планирование, разработку политики компании и т.п.
Изучение организационных процессов, как правило, не ограничивается только анализом, за ним следует этап синтеза, в ходе которого менеджмент создает новые организационные структуры, разрабатывает и принимает перспективные планы и программы, стратегии и т.п. Как правило, новые системы и процессы, появившиеся в результате грамотно осуществленного синтеза, обладают свойствами, которых не было у ранее разрозненных частей.
Например, объединение в один крупный департамент нескольких разрозненных отделов может привести к повышению производительности труда сотрудников, повышению экономической эффективности департамента, готовности департамента к решению новых задач и т.п.
2.5. Методы менеджмента
Функции менеджмента показывают, что должен делать менеджер, чтобы управлять организацией, на вопрос "как (с помощью чего) менеджер должен управлять организацией?" отвечают методы менеджмента (или, иначе говоря, методы управления).
В менеджменте используются три группы методов управления:
- экономические;
- организационно-распорядительные (административные);
- социально-психологические.
Экономические методы управления заключаются в том, что менеджмент применяет для мотивации сотрудников либо материальное вознаграждение за количество и качество труда, либо материальные санкции (штрафы) за несоответствующее качество и недостаточное количество. В качестве основных инструментов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.
Кроме того, к экономическим методам управления относится создание таких условий работы предприятия или подразделения, в которых работники максимально заинтересованы в улучшении качества своей работы и увеличении прибыли. Например:
- закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для его хозяйственной деятельности;
- предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;
- предоставление подразделению права использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению;
- применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств и т.п.
Организационно-распорядительные (административные) методы управления - это методы прямого воздействия на исполнителей, носящие директивный (руководящий), обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.
К числу организационных методов относят:
- создание организационной структуры управления;
- регламентирование и нормирование всех видов деятельности;
- приказы и распоряжения;
- инструктажи и т.п.
Социально-психологические методы управления оказывают воздействие на сознание работников, социальные, эстетические и другие мотивы их поведения. Эти методы предназначены для социального стимулирования трудовой деятельности.
К ним относятся:
- устное поощрение (похвала);
- убеждение и внушение;
- личный пример руководителя;
- обеспечение возможности карьерного роста сотрудника;
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе;