Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2621

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


--------------------------------

<1> В таблице слово "базовые" означает, что для сотрудника с данным типом мотивации в основном должен применяться только этот вид стимулирования.

<2> В таблице слово "нейтральные" означает, что этот вид стимулирования не окажет заметного стимулирующего воздействия на сотрудника с данным типом мотивации.
2. Каждому типу деятельности соответствует определенный тип трудовой мотивации, и руководитель может определить, правильных ли людей он нанимает (табл. 6.4).
Таблица 6.4
Соответствие типов мотивации видам деятельности


Тип деятельности

Пример должностной позиции

Тип мотивации

Исполнитель работ с четко измеримым результатом

Менеджер по продажам

Инструментальная

Исполнитель на автономной работе

Агент, торговый представитель, слесарь-ремонтник

Хозяйская, профессиональная, инструментальная

Исполнитель на простых работах

Оператор полуавтоматической машины

Инструментальная, избегательная (люмпенская)

Специалист с функциональным характером работы

Менеджер по маркетингу, специалист по работе с персоналом

Профессиональная

Руководитель подразделения

Начальник отдела или цеха

Хозяйская, патриотическая

Высший руководитель

Генеральный директор

Хозяйская


В наши дни открытие В.И. Герчикова широко используют консультанты по управлению, службы персонала и руководители организаций.
Контрольные вопросы
1. Что такое мотивация?

2. Как потребности влияют на поведение человека?

3. Перечислите виды потребностей в соответствии с иерархией А. Маслоу.

4. Какие потребности выделил в качестве ключевых Д. Мак-Клелланд?

5. Какие факторы Ф. Герцберг назвал мотиваторами?

6. Что означает термин "валентность" в модели мотивации В. Врума?

7. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества модели В. Герчикова перед другими изученными моделями мотивации?
Практикум к главе 6
Задание 1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Запишите названия типов потребностей человека, составляющих пирамиду иерархии потребностей, предложенную А. Маслоу. Приведите примеры потребностей. Потребности какого уровня (каких уровней) побуждают вас учиться в вузе? Объясните свое мнение.


Задание 2. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Прочитайте мини-кейсы и укажите, какие типы потребностей (по классификации А. Маслоу) побуждали героев действовать описанным образом.


N п/п

Ситуации

1

В первые дни своего пребывания на необитаемом острове Робинзон Крузо с риском для жизни нырял к затонувшему кораблю, чтобы достать уцелевшие оружие, одежду и припасы. Впоследствии, прожив на острове несколько лет, он тратил много времени и сил на то, чтобы научиться выращивать пшеницу и разводить домашних животных

2

К моменту своего знакомства с туземцем Пятницей Робинзон Крузо уже вполне научился обходиться без помощи других людей, добывать себе пищу и даже строить жилище. Тем не менее он прилагал большие усилия к тому, чтобы Пятница стал его другом и научился говорить по-английски

3

Выпускник факультета менеджмента одного из престижных вузов Николай получил работу аналитика в успешной коммерческой компании. Работа требовала от него приложения знаний, сил и творческих способностей. Каждая новая ситуация предполагала неординарный подход и креативность. В целом Николай был доволен своей работой, понимая, что она дает ему не только высокую заработную плату, но и реализацию знаний, творческое развитие, а также гарантирует карьерный рост. Огорчало Николая только одно - ему приходилось работать уединенно в удобном одноместном офисном помещении. Общение с коллегами сводилось преимущественно к обмену электронными посланиями. Через полтора года Николай попросил перевести его на другую, менее оплачиваемую должность, требующую большую часть рабочего времени проводить в общении с коллегами, партнерами и клиентами

4

Наталия всегда мечтала быть корреспондентом. К моменту окончания с отличием факультета журналистики ее портфолио насчитывало более тридцати статей, рассказов и очерков. Одна работа даже завоевала приз престижного конкурса. После окончания университета Наталия устроилась в редакцию очень крупной и известной газеты. Однако на первое время ей предложили должность редактора небольшой рубрики. Писать не давали, да на это просто не оставалось времени. Наталия отлично справлялась со своими обязанностями и была на хорошем счету у руководства. Однако "первое время" затянулось на два года. Из разговора со своим шефом Наталия поняла, что в ближайшие несколько лет ей не предоставят место корреспондента. Через две недели Наталия уволилась из престижного издания и устроилась корреспондентом в небольшую газету. Теперь ей приходится много писать, много ездить по стране. Работа отнимает почти все время. Статьи Наталии не раз отмечались читателями как самые интересные и острые. По-видимому, в ближайшие три-четыре года Наталию не ожидает какое-либо серьезное служебное продвижение. Однако, по ее словам, она еще никогда не чувствовала себя такой счастливой

5

Сергей со школьной скамьи занимался жонглированием. Он не собирался становиться артистом цирка, просто это было его хобби. В университете он продолжал совершенствовать свое мастерство, постоянно увеличивая число предметов для жонглирования. Это не мешало учебе, и родители даже поощряли увлечение сына. На четвертом курсе Сергей твердо решил побить рекорд мира по максимальному количеству предметов для жонглирования и подал заявку в комитет Книги рекордов Гиннесса. С первого раза побить рекорд ему не удалось. Не удалось и со второго. Но Сергей продолжал тренироваться. Его мечта сбылась лишь через два года после окончания вуза, когда он уже работал менеджером крупного отеля. Сергей был очень горд своим успехом. Поздравления шли со всех концов России и даже из других стран. К сожалению, через полгода рекорд был побит, но это не расстроило Сергея. Сегодня Сергей - генеральный директор сети отелей. В его офисе на самом видном месте лежит Книга рекордов Гиннесса, раскрытая на посвященной ему странице. Жонглированием он занимается редко, на отдыхе для удовольствия

6

Анна работает менеджером в небольшой компании и руководит отделом. В ее подчинении находятся пять сотрудников. Отделу часто приходится решать срочные и достаточно сложные задачи. Иногда выполнение нового задания требует от Анны твердости и требовательности по отношению к ее сотрудникам. Но ей всегда удается обходиться без применения административных мер, взысканий и предупреждений. Анна считает, что залогом успешной работы коллектива является хороший моральный климат. Бывали случаи, когда Анна брала на себя часть исполнительской работы, чтобы позволить одной сотруднице пораньше уйти с работы в детский сад за ребенком. Сотрудники не злоупотребляют добрым отношением Анны. Они понимают важность своевременного выполнения производственных заданий и прилагают для этого все свои навыки и усилия



Задание 3. Методы мотивации

В коллективе фирмы назревает конфликтная ситуация, что подтверждается следующими фактами:

- каждый трудится сам по себе, отказывая другим в помощи;

- сотрудники не доверяют друг другу и стараются не делиться рабочими и личными планами, не дают советы;

- при высказывании своего мнения о работе своего коллеги каждый сотрудник скорее выскажет свои замечания и претензии, нежели подчеркнет его достоинства.

Как вы думаете, что следует предпринять менеджеру, чтобы изменить обстановку в коллективе?

Задание 4. Теории мотивации

В обувном магазине назрела конфликтная ситуация между подчиненными и руководством. Несколько продавцов-консультантов обвинили администрацию магазина в том, что всем назначают одинаковую заработную плату вне зависимости от вклада каждого работника.

1. Какие теории мотивации необходимо изучить руководству для правильного понимания данной проблемы?

2. Каким образом можно убедиться в справедливости выводов продавцов-консультантов?

Задание 5. Теории мотивации

Составьте таблицу (см. образец), запишите в первый столбец все изученные вами теории и модели мотивации. Во второй столбец запишите ваши отзывы - какие теории и модели заинтересовали вас больше других и почему.


N п/п

Теории и модели мотивации

Ваши отзывы

1







2







3







4







5







6







7








2>1>2>1>1>1>1>1>
Глава 7. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Если путник, взбираясь на гору, слишком занят

каждым шагом и забывает сверяться с путеводной

звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути.

Антуан де Сент-Экзюпери
- Понятие управленческого контроля

- Виды управленческого контроля

- Принципы эффективного контроля
7.1. Понятие управленческого контроля
Как вы помните, контроль - это одна из функций менеджмента, которая состоит в сравнении результатов работы с планами, нормами и стандартами, а также в устранении возникающих отклонений (рис. 7.1).
Процесс управленческого контроля
┌──────────────\──────────────────────────────────\──────────────────────\

│Выработка \ Сопоставление со стандартами \ Корректирующие \

│стандартов / фактических результатов / действия /

└──────────────/──────────────────────────────────/──────────────────────/
Рис. 7.1
Контроль - фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационной структуры, ни мотивация не могут рассматриваться в отрыве от контроля.

Помимо уже известного вам определения контроля, можно использовать еще одно.
Примечание. Контроль - это количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации.
Говорят гуру... Контроль как функция менеджмента - это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях <1>.

--------------------------------

<1> Шеметов П.В. Организационные коммуникации: совершенствование и управление ими. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.elitarium.ru/2009/05/15/organizacionnye_kommunikacii.html.
П.Шеметов
Немецкие исследователи В. Зигерт и Л. Ланг в книге "Руководить без конфликтов" утверждают, что контроль является необходимым элементом управления по следующим причинам.

1. Исчезает неопределенность. Никакие тщательно разработанные планы и программы действий не могут учесть все возможные осложнения и обстоятельства. Контроль нужен для того, чтобы, корректируя решение задачи, устранять или уменьшать неопределенность.


2. Появляется возможность предвидеть кризисные ситуации. Ошибки и мелкие нерешенные вопросы, которые есть всегда, порой так многочисленны, что превышают критическую массу. Конечно, это происходит в том случае, если их не решать. Именно контроль позволяет фиксировать и исправлять ошибки до того, как их последствия приведут к кризису.

3. Выявляются не только и не столько ошибки, сколько успехи. Контроль позволяет определить, какие именно направления деятельности наиболее перспективны.

Для того чтобы лучше понять сущность этой важной функции, рассмотрим общую блок-схему алгоритма управленческого контроля (см. рис. 7.2).
Общая блок-схема алгоритма управленческого контроля
┌──────────────────────────┐

│ Установление стандартов │<─────────────────────────────────────────┐

│(планирование результатов)│ │

└─────────────┬────────────┘ │

│ │

│ │

Да ┌──────┴──────┐ Нет │

┌────────┤Достигнуты ли├─────────┐ │

│ │ результаты? │ │ │

│ └─────────────┘ \│/ │

│ Нет ┌───────┴──────┐ Да │

│ ┌─────────────────┤Существенны ли├─────┐ │

│ │ │ отклонения? │ │ │

│ │ └──────────────┘ │ │

\│/ \│/ \│/ │

┌─┴──────┴───────┐ ┌────────┴───────┐ │

│ Продолжение │ │Корректировочные│ │

│реализации плана│ │ мероприятия │ │

└────────────────┘ └─┬───────────┬──┘ │

┌───────┴──┐ ┌─┴────────┐ │

│Устранение│ │ Пересмотр│ │

│отклонений│ │стандартов│ │

└──────────┘ └─────┬────┘ │

└────────────────┘
Рис. 7.2
Как видно из блок-схемы, начальным этапом процесса контроля является планирование, так как только при наличии установленных норм, стандартов и требований, предъявляемых к результатам работы организации, можно говорить об объективном контроле деятельности.

Таким образом, управленческий контроль включает в себя три основных компонента.
Почти серьезно... - Что такое контроль?

- Это наблюдение за работой организации...

- Только лишь наблюдение?

- Конечно, а что же еще?..