Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2625
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несмотря на распространенность скрытого контроля, есть мнения, что он является не вполне этичным и малоэффективным методом.
Практики советуют... Несмотря на то что скрытый контроль некорректен этически и унизителен не только для сотрудника, но и для руководителя, он все-таки существует. Скрытый контроль встречается в разных видах - от проверки в отсутствие сотрудника его корзины для бумаг до использования услуг "стукачей". Самое опасное последствие этого вида контроля заключается в том, что это неблагоприятно отражается на морально-психологическом климате в коллективе. Ситуация подозрительности, постоянное чувство вины - это не те основы, на которых можно строить нормальные отношения в коллективе. Вообще скрытый контроль чаще всего вызывает чувство досады, и это единственный ощутимый его результат <1>.
--------------------------------
<1> Вересов Н.Н. Все схвачено: психологические аспекты и сущность управленческого контроля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.elitarium.ru/2005/07/22/vse_skhvacheno_psikhologicheskie_aspekty_i_sushhnost_upravlencheskogo_kontrolja.html.
7.3. Принципы эффективного контроля
Как вы уже знаете, эффективность контроля должна превышать затраты на его обеспечение. А что же такое эффективность контроля? Эффективным можно назвать контроль, параметры которого отвечают следующим требованиям (рис. 7.7).
Принципы эффективного контроля
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌─┴─────────────┐ │
│ Стратегическая│ Контроль должен отражать и поддерживать главные │
│ направленность│ приоритеты организации │
└─┬─────────────┘ │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌─┴─────────────┐ │
│ Ориентация │ Конечной целью контроля является достижение результатов │
│ на результаты │ работы организации, а не выявление отклонений │
└─┬─────────────┘ │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌─┴─────────────┐ │
│ Соответствие │ Контроль должен соответствовать конкретному виду │
│ целям │ деятельности, быть адаптированным к нему │
└─┬─────────────┘ │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌─┴─────────────┐ │
│Своевременность│ Своевременность - правильный выбор временного интервала │
│ │ контроля, соответствующий контролируемому процессу │
└─┬─────────────┘ │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌─┴─────────────┐ │
│ Гибкость │ Система контроля должна быть адаптивной к внешним │
│ │ изменениям │
└─┬─────────────┘ │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌─┴─────────────┐ │
│ Простота │ Система контроля не должна быть излишне сложной │
│ │ │
└─┬─────────────┘ │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌─┴─────────────┐ │
│ Экономичность │ Затраты на контроль не должны превышать его │
│ │ эффективность │
└─┬─────────────┘ │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌─┴─────────────┐ │
│ Объективность │ Выводы, сделанные по результатам контроля, не должны │
│ │ зависеть от предвзятого мнения каких-либо лиц │
└─┬─────────────┘ │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 7.7
Организуя контрольные процедуры, очень важно помнить, что контроль может оказывать на сотрудников как положительное, так и отрицательное влияние (см. рис. 7.8).
Поведенческие аспекты контроля
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Контроль оказывает на поведение людей │
│как положительное, так и отрицательное влияние│
└───────────────────────┬──────────────────────┘
┌──────────────────────┴────────────────────┐
┌──────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────┐
│ Положительное влияние: │ │ Отрицательное влияние: │
│ создание условий для │ │ формирование поведения, │
│ стремления работников │ │ориентированного на контроль,│
│ избегать ошибок в работе │ │ а не на результат │
└─────────────────────────────┘ └─────────────────────────────┘
Рис. 7.8
Излишне частый, необоснованно строгий контроль может стать причиной такого поведения сотрудников, когда они будут либо основное внимание уделять только тем видам работы, которые строго контролируются менеджерами, "забывая" о других, либо "изображать" активную и продуктивную работу в то время, когда их контролирует руководитель, не заботясь о качестве и эффективности.
С другой стороны, вряд ли можно назвать эффективной систему контроля в организации, менеджмент которой руководствуется принципом, выраженным следующим афоризмом.
Почти серьезно... Доверие к подчиненным начинается там, где заканчиваются возможности следящего оборудования.
Афоризм
Баланс контрольных процедур является немаловажной проблемой менеджмента. Эффективным можно назвать лишь такой контроль, который представляет собой золотую середину между тотальным контролем и полной бесконтрольностью.
Бесконтрольность часто порождает апатию и даже, как ни странно, жалобы и недовольство со стороны подчиненных. Такая реакция людей легко объясняется психологически. Большинство сотрудников полагают, что если их работа не контролируется, то это значит, что в компании нет критериев качества их работы, а руководство расценивает их деятельность как неважную и второстепенную. Кроме того, у сотрудников появляется ощущение, что они и сами не знают, качественно ли они выполняют свою работу.
Другой крайностью неэффективного управления является тотальный контроль. Склонность к тотальному контролю - весьма распространенная среди менеджеров болезнь <1>.
--------------------------------
<1> См.: Вересов Н.Н. Все схвачено: психологические аспекты и сущность управленческого контроля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2005/07/22/vse_skhvacheno_psikhologicheskie_aspekty_i_sushhnost_upravlencheskogo_kontrolja.html.
Практики советуют... Если вы хотите, чтобы все свои силы ваши сотрудники направляли на то, чтобы скрыть свои ошибки, а не на то, чтобы их исправить, используйте тотальный контроль.
Н.Н.Вересов
К основным рекомендациям по организации эффективного контроля можно отнести следующее:
1. Сотрудники должны знать и разделять цели и ценности компании. Причины и характер системы контроля должны быть понятны исполнителям.
2. Менеджмент должен устанавливать адекватные, понятные работникам стандарты и нормы. Для чего должно быть организовано двухстороннее общение "работник - менеджер".
3. Руководство должно отказываться от чрезмерно сложного и частого контроля. Сложность механизмов контроля должна соответствовать сложности управляемого объекта - организации. Частота контрольных замеров должна соответствовать динамике контролируемых процессов и уровню информационной неопределенности. Чем чаще происходят изменения и чем неопределеннее информация об условиях протекания процессов, тем чаще и точнее должны осуществляться контрольные процедуры. Рисунок 7.9 показывает, что неправильный выбор периодичности контроля может привести к ошибочным выводам о характере контролируемого процесса.
Ошибки контроля
Рис. 7.9
4. В организации должен соблюдаться принцип справедливого вознаграждения лучших сотрудников по результатам контроля, а также принцип обязательных последующих мер по отношению к лицам, допустившим существенные нарушения. Для чего менеджмент должен иметь четкие представления не только о стандартах и нормах, но и о масштабах допустимых отклонений для каждого контролируемого процесса, параметра и т.п.
Практики советуют... Контроль - это взаимодействие между людьми, один из которых (подчиненный) имеет право на ошибку, а другой (руководитель) - нет. Не "поймать", "схватить", "уличить", а выяснить и помочь - в этом психологическая суть и смысл контроля как управленческого действия.
Н.Н.Вересов
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой контроль как функция менеджмента?
2. Что такое масштаб допустимых отклонений?
3. Что представляет собой предварительный контроль? Зачем он осуществляется?
4. Перечислите принципы эффективного контроля.
Практикум к главе 7
Задание 1. Содержание контрольных мероприятий
Представьте себе, что вы генеральный директор крупного предприятия, производящего продукты питания. Контроль каких процессов вы будете осуществлять с помощью ваших менеджеров? Составьте и заполните таблицу (см. пример оформления).
Пример оформления
Сфера | Содержание контрольных мероприятий | Комментарии |
Персонал | ________________________________ ________________________________ | |
Производство | ________________________________ ________________________________ | |
Продажи | ________________________________ ________________________________ | |
Другое | ________________________________ ________________________________ | |
Задание 2. Масштаб допустимых отклонений
Представьте, что вы управляете отделом, отвечающим за сбор информации о мнениях клиентов о продукции вашей компании (рекламаций, предложений и т.п.). В вашем подчинении - семь человек.
Сформируйте свою систему допусков на отклонения работы отдела от установленных норм. Заполните таблицу (см. пример оформления).
Пример оформления
N п/п | Контролируемый процесс | Допустимое отклонение от нормы | Ваши действия в случае превышения допустимых отклонений |
1 | Распорядок рабочего дня - прибытие сотрудников на работу | Опоздание: _______ мин. | Однократно: |
Повторно: | |||
2 | Сроки выполнения сотрудниками индивидуальных заданий | Затягивание сдачи отчетов: ________ дней | Однократно: |
Повторно: | |||
3 | Точность оценки мнений клиентов | Ошибка оценки количества недовольных клиентов (по итогам анализа за один месяц): _________ % | Однократно: |
Повторно: | |||
4 | Сроки выполнения отделом <1> отчетов о работе за квартал (три месяца) и отправка их руководству компании | Затягивание сдачи отчетов: _________ дней | Однократно: |
Повторно: |