Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2624
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
--------------------------------
<1> Внимание! Подумайте, кто (что) в этом случае будет являться объектом контроля?
1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
Глава 8. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Вы никогда не решите проблему, если будете
думать так же, как те, кто ее создал.
А.Эйнштейн
- Понятие управленческого решения
- Классификация управленческих решений
- Основы разработки рациональных управленческих решений
- Типовые подходы к принятию решений
- Методы коллективной разработки управленческих решений
8.1. Понятие управленческого решения
Что такое решение? В своей жизни каждый человек вынужден постоянно принимать решения, иными словами - разрешать возникающие проблемы. В этом смысле под решением понимается выбор одного варианта действий из ряда возможных.
Однако это утверждение не следует понимать буквально, поскольку человеку часто приходится принимать решение, не имея под рукой ни одного приемлемого варианта действий. Не редки также случаи, когда изначально имеется огромное число вариантов возможных действий, представляющихся человеку одинаково разумными и приемлемыми. Как в первом, так и во втором случае принятие решений сталкивается с определенными трудностями - проблемой выбора. Итак, принять решение - значит, ответить на вопрос: как поступить в данной ситуации?
В менеджменте принятие решений, а также их реализация представляют собой значительно более сложный, чем в бытовой практике, систематизированный и ответственный процесс, учитывающий интересы не одного человека, а целой организации. Поэтому принять управленческое (организационное) решение - значит, ответить на вопрос: как поступить в данной ситуации, чтобы результат оказался наиболее успешным и выгодным для организации, а необходимые затраты времени, сил и ресурсов - минимальными?
Примечание. Управленческое решение - это выбор, который осуществляет менеджер в процессе реализации основных функций управления.
Иными словами, принятие управленческих решений является составной частью любой функции менеджмента: планирования деятельности организации, создания или корректировки ее организационной структуры, выбора подходов к мотивации трудовой деятельности персонала, контроля хода работы и ее результатов и т.д.
Управленческое решение может принимать различные формы: приказы, распоряжения, контракты с партнерами, правила и инструкции, планы работы подразделений и отдельных сотрудников и т.п. (рис. 8.1).
Управленческие решения, типичные для различных функций
менеджмента
┌────────────┐
│Планирование├────────────────────────────────────────────────────────────┐
└───┬────────┘ │
│- выбор миссии и общей цели организации; │
│- утверждение стратегии развития организации; │
│- утверждение системы тактических и оперативных планов; │
│- установление стандартов и т.п. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────┐
│ Организация├────────────────────────────────────────────────────────────┐
└───┬────────┘ │
│- выбор типа организационной структуры; │
│- составление инструкций, правил и норм поведения; │
│- определение степени децентрализации управления; │
│- выбор механизмов координации деятельности подразделений и т.п. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────┐
│ Мотивация ├────────────────────────────────────────────────────────────┐
└───┬────────┘ │
│- выбор модели мотивации персонала; │
│- приказы о поощрениях и взысканиях; │
│- принятие решений о продвижении подчиненных; │
│- организация неформальных мероприятий и т.п. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────┐
│ Контроль ├────────────────────────────────────────────────────────────┐
└───┬────────┘ │
│- выбор формы и методов контроля; │
│- определение масштаба допустимых отклонений от нормы; │
│- принятие решений о корректировочных мероприятиях; │
│- распределение контрольных полномочий и т.п. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 8.1
Говорят гуру... Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей.
М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури "Основы менеджмента"
Принято говорить, что управленческие решения являются непосредственным результатом деятельности любого менеджера, ведь именно с помощью управленческих решений менеджер и оказывает свое управленческое воздействие на организацию, побуждая подчиненных ему сотрудников действовать определенным образом.
Примечание. Управленческое решение - это творческое и волевое воздействие субъекта управления (руководителя, менеджера) на объект управления (организацию, подразделение, процесс и т.п.), направленное на достижение поставленной цели.
Невозможно быть результативным менеджером, принимающим верные управленческие решения, не понимая принципов работы своей компании, не учитывая влияние на нее внешних факторов, не зная методов планирования деятельности, построения организационных структур, мотивации подчиненных, принципов эффективного контроля.
Почти серьезно... Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения.
Из книги "Закон Мерфи"
В теории принятия решений руководителя часто называют лицом, принимающим решение (ЛПР). Ответственность за принятие решений в сфере своих компетенций и функциональных обязанностей - тяжелое бремя, которое ощущает на своих плечах руководитель любого ранга. Как правило, любое решение оказывается для менеджера достаточно сложным и ответственным.
Говорят гуру... Принятие решения - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.
И.Н.Герчикова
Какие условия необходимо соблюдать при принятии управленческих решений? К самым главным условиям принятия решений в организации относятся:
- наличие четко и однозначно поставленной цели, на достижение которой направлено данное решение;
- наличие вариантов достижения цели, т.е. возможных методов решения;
- наличие ограничивающих факторов, которые не позволяют принимать решение, ориентируясь лишь на поставленную цель и желание самого менеджера.
Примечание. Условия принятия управленческого решения:
1. Цель.
2. Варианты действий (альтернативы).
3. Ограничивающие факторы.
Практики советуют... След остается не только от результата, но и от метода. Никогда не жалею, что не сумел договориться с партнером, если для этого надо было нарушать закон или этические нормы.
А.Григорьев
Генеральный директор компании "Ингосстрах", 2006
К ограничивающим факторам относятся: экономические, технические, социальные, правовые, нравственно-этические и другие факторы. Так, например, отсутствие необходимых финансовых средств не позволит руководителю принять решение о закупке нового оборудования до тех пор, пока не будут получены средства.
Нравственно-этические и правовые факторы удерживают менеджеров от принятия решений, способных привести к нарушению этических, нравственных и юридических норм и принципов.
Что означает принять решение? Говоря об управленческих решениях, мы часто употребляем термин "принятие решения". Какой смысл вкладывается в него? Это выражение может рассматриваться в широком и узком смыслах. На рис. 8.2 показана общая схема, иллюстрирующая процесс управления с точки зрения принятия управленческого решения.
Схема процесса принятия решения
┌ Цель управления ┌ Решение Результат ┐
│ (проблема) │ │
│ │ │
│ │ │
│ Ограничивающие │ Препятствующие │
│ факторы │ факторы │
│ ┌─┐ │ ┌─┐ │
│ \┘ └/ │ \┘ └/ │
│ \ / │ \ / │
│ ┌───────────────────────┐ │ ┌──────────────────────┐ │
┌─┼─┘\ │ Принятие │ ┌─┼─┘\ │ Реализация и контроль│ ┌─┼─┘\
│ о │ управленческого │ │ о │ управленческого │ │ о
└───┐/ │ решения │ └───┐/ │ решения │ └───┐/
└───────────────────────┘ └──────────────────────┘
Рис. 8.2
Как видно, под принятием решения в широком смысле понимается весь сложный, многоэтапный процесс решения менеджером какой-либо проблемы и выбора им окончательного варианта действий в сложившейся ситуации. Другими словами, принятие решения в широком смысле - это все действия ЛПР, предшествующие этапу реализации решения. Однако такое понимание термина "принятие решения" не всегда оказывается удобным. Сложность решения задач управления, их многофакторность и многоэтапность заставляют говорить о процессе разработки (или иначе - формирования) управленческого решения. Этот процесс может занимать достаточно длительное время, и в