Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2316

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функционирование холдинговых компаний может принести максимальную отдачу для экономики компаний в следующих случаях:

- в отраслях промышленности с высокой концентрацией производства (например, в черной и цветной металлургии);

- в отраслях, являющихся естественными монополиями (газовой промышленности, энергетике);

- в тех отраслях, где происходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных общей технологической цепочкой (например, нефтедобыче и нефтепереработке);

- когда происходит неконтролируемая скупка контрольных пакетов акций предприятий криминальными коммерческими структурами (здесь необходима передача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).

Процесс объединения компаний называют интеграцией. Различают горизонтальную и вертикальную интеграцию компаний в холдинговые структуры. Горизонтальная интеграция заключается в консолидации нескольких компаний, производящих одни и те же товары или услуги. Вертикальная интеграция направлена на формирование в рамках холдинга нескольких взаимосвязанных последовательных этапов производства, например, производство сырья, собственно производство товара или услуги, перевозка к месту реализации, маркетинг и розничные продажи.

Говорят, что компания осуществляет вертикальную интеграцию назад, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят сырье, необходимое при производстве товаров или услуг этой компании. Например, крупное автомобилестроительное предприятие - холдинг может включать в себя компании по производству покрышек, автомобильных стекол и автомобильных шасси.

Вертикальная интеграция вперед предполагает, что холдинг стремится получить контроль над компаниями, находящимися ближе к конечной точке реализации продукта или услуги - оптовыми или розничными торговыми и сервисными фирмами.
Пример. ОАО "Компания "Сухой" - крупнейший российский авиационный холдинг с числом работников более 26 тыс. человек. Компания "Сухой" входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).

В состав холдинга "Сухой" входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы.

Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении - от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания.

Боевые самолеты марки "Су" - продукция холдинга - являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира.


Компания - крупнейший российский поставщик авиационной техники на экспорт, занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей. В настоящее время компанией реализуются перспективные программы в области военного и гражданского авиастроения.

Холдинг объединяет следующие компании: ОАО "Компания "Сухой", ОАО "ОКБ Сухого", ОАО КнААПО им. Ю.А. Гагарина, ОАО НАПО им. В.П. Чкалова, ОАО НПК "Иркут", ОАО ТАНТК им. Г.М. Бериева, ЗАО "Гражданские самолеты Сухого".

Организационная деятельность холдинга состоит в:

- консолидации деятельности предприятий, входящих в состав холдинга, и эффективном использовании преимуществ холдинговой структуры для их развития;

- создании единого информационного пространства и внедрении современных управленческих технологий;

- создании централизованной интегрированной системы планирования, управления и контроля в рамках холдинга;

- оптимизации организационно-правовой формы холдинга и совершенствовании структуры управляющей компании.

Источник: официальный сайт ОАО "Компания "Сухой" (www.sukhoi.org).
Примечание. Консорциум (лат. consortium - соучастие, сообщество) - объединение (как правило, временное) компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками.
В консорциуме происходит сращивание банковского и промышленного капиталов. Однако партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума. Консорциумы создаются для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности его участников.
Пример. Группа компаний "Альфа-Групп", основанная в 1989 г., является одним из крупнейших частных финансово-промышленных консорциумов в России.

Деятельность "Альфа-Групп" распространяется на такие сферы бизнеса, как добыча нефти и газа, коммерческая и инвестиционная банковская деятельность, управление активами, страхование, розничная торговля, телекоммуникации, средства массовой информации, водоснабжение и водоотведение, а также инвестиции в промышленно-торговые предприятия и инвестиции на выборочной основе.



Наблюдательный совет является высшим консультативным органом группы, предоставляющим рекомендации и консультации в отношении стратегического развития группы в целом, а также ее отдельных компаний.

Консультативные комитеты, советы директоров и наблюдательные советы направляют и координируют стратегическое развитие компании. Правление рассматривает наиболее важные повседневные оперативные вопросы компаний. В состав правления входит высшее руководство компаний.
Примечание. Концерн - это долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи. Компании, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач. В концерн могут входить заводы, транспортные компании, банки, рекламные агентства, компании по добыче сырья и др. Функции административного управления обычно берет на себя самая крупная компания этого концерна.
Примечание. Конгломерат - организация, которая функционирует в более чем одной отрасли. Конгломерат характеризуется высоким уровнем децентрализации управления. Конгломерат (лат. conglameratus - собранный) - организационное образование, в котором под единым финансовым контролем сосредоточены предприятия (компании) технологически не связанных отраслей производства и торговли, страхового дела, научных исследований, проектирования и консультаций, издательского дела, киноиндустрии и т.д.
Одной из особых форм взаимодействия коммерческих организаций является франчайзинг.
Примечание. Франчайзинг (англ. franchising, от франц. franchise - льгота, привилегия) - это продажа одной компанией другой компании прав (франшизы) на производство товаров и оказание услуг под торговой маркой и в соответствии со стандартами компании - продавца франшизы.
Таким образом, компания-франчайзер продает права на использование (под ее контролем) своего фирменного знака (бренда), продуктов, технологий, рецептуры, организационных схем и методов работы, принципов ценообразования и т.п. На основе такого сотрудничества создаются различные сети (торговые, сервисные, производственные и т.п.).

Экономисты насчитывают двухсотлетнюю историю франчайзинга, местом рождения которого считается Великобритания. Наибольшее распространение эта схема взаимоотношений между компаниями получила в США. В качестве примеров франчайзинговых сетей можно привести Coca-Cola, McDonald's, Baskin Robbins, Subway, Finn Flare и др. На сегодняшний день франчайзинг получил развитие в 80 отраслях и признан во всем мире наиболее прогрессивной формой развития.


Среди основных преимуществ франчайзинговой системы развития специалисты выделяют эффективное решение трех основных проблем любой организации - деньги, время, кадры. Основную часть капитальных затрат на открытие новых представительств берет на себя франчайзи, что освобождает франчайзера от необходимости вкладывать средства в развитие своей сети.

Франчайзинг как способ развития значительно превосходит другие по темпам. С точки зрения организационных взаимоотношений франчайзинг благоприятен тем, что инициатива развития идет от периферии к центру, т.е. франчайзи, заинтересованные в развитии своих предприятий, стимулируют обмен информацией и другими ресурсами с франчайзером.

По оценкам специалистов, одной из главных составляющих успеха франчайзинговой сети является профессиональный менеджмент. При этом франчайзинг избавляет франчайзера от необходимости подбора и развития персонала, кадрового делопроизводства и т.п.

Франчайзинг приносит владельцу бренда (франчайзеру) как прямой, так и косвенный доход. Прямой доход, как правило, состоит из вступительного взноса за вхождение в сеть и роялти (периодических платежей). Такая форма характерна в основном для сферы услуг. В товарном франчайзинге эти виды платежей постепенно исчезают, а вознаграждение франчайзера закладывается в оптовую цену поставляемого франчайзи товара. В некоторых случаях прямые платежи ограничиваются лишь ежемесячными инвестициями в локальный маркетинг.

Косвенный доход франчайзера состоит в том, что открытие каждого нового предприятия является вкладом в развитие бренда, повышение его узнаваемости. Иногда франчайзер ограничивается только такой формой дохода (например, сети магазинов "Красный куб", Westland и др.).

С точки зрения теории организации наибольший интерес при изучении франчайзинга представляет копирование компанией-франчайзи организационной структуры, процессов, форм и методов работы и т.п. своего франчайзера. Отсутствие между франчайзером и франчайзи привычных линейных связей и вертикальной интеграции (в привычном смысле) делает уникальным характер взаимоотношений между партнерами по франчайзингу.

В России условия франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии <1>, согласно которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные
договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

--------------------------------

<1> Статья 1027 "Договор коммерческой концессии" ГК РФ.
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

К договору коммерческой концессии применяются правила лицензионного договора <1>, по которому одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<1> Статья 1489 "Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака" ГК РФ.
Таким образом, франчайзинг является в настоящее время популярной и весьма перспективной формой взаимодействия хозяйственных организаций.
Контрольные вопросы
1. Что называется формальной организацией?

2. Что такое неформальные организации?

3. Назовите причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения внутри формальных организаций.

4. Что такое социальная организация?

5. Какие организации называются бюджетными?

6. Какие организации называются коммерческими?

7. Что такое организационно-правовая форма?

8. Дайте определение общества с ограниченной ответственностью.

9. Что такое акционерное общество?

10. Какая организация называется унитарным предприятием?

11. Какая организация называется учреждением?

12. Что представляет собой комбинат?

13. Что такое финансово-промышленная группа?

14. Дайте определение холдинга.

15. Что такое консорциум?

16. Что представляет собой концерн?

17. Что такое конгломерат?

18. Объясните такую форму взаимодействия хозяйственных организаций, как франчайзинг.
Практикум к главе 15
Задание 1. Сравнительный анализ наиболее распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций

А. На официальных интернет-сайтах российских организаций найдите необходимую информацию. Составьте таблицу анализа по приведенной ниже форме, сгруппировав анализируемые организации по группам (не менее пяти примеров в каждой группе).