Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2567
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аутсорсинг (от англ. outsourcing) - использование внешнего источника (ресурса), передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
Банк - организация, специализирующаяся на финансово-кредитных операциях.
Бинарное решение - решение, предполагающее выбор одного из двух взаимоисключающих вариантов.
Бюджетная организация - организация, деятельность которой осуществляется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета.
Бюрократическая организация (по Г. Минцбергу) - организационная структура, с доминированием стандартизации процессов; имеет хорошо развитые техноструктуру и вспомогательные подразделения, которые концентрируют свое влияние на операционном ядре; средняя линия представляет собой многоуровневую иерархическую систему; группирование организационных единиц обычно осуществляется по функциональному принципу.
Бюрократия (bureaucracy) (от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть) - система управления, основанная на вертикальной иерархии, призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.
Вертикальное разделение труда менеджеров - выделение трех уровней управления: низшего (первичного), среднего и высшего.
Вертикальные коммуникации - перемещение информации между уровнями управления (исполнения) организации, может передаваться по нисходящей - с высших уровней на низшие или по восходящей - с нижних уровней на высшие.
Взаимное согласование - способ координации, заключающийся в том, что контроль процессов и результатов труда осуществляют сами сотрудники, используя для этого неформальные коммуникации.
Взаимосвязанность факторов внешней среды - степень влияния изменения одного фактора на все остальные; изменение некоторых факторов приводит к значительным изменениям других (законы, потребители и т.п.).
Власть - возможность оказывать влияние на поведение других людей для достижения целей организации.
Власть примера (эталонная власть) - власть, возникающая вследствие особых личных качеств руководителя, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются им, хотят быть на него похожими; порождается влиянием с помощью харизмы.
Власть, основанная на вознаграждении, - власть, предполагающая, что исполнитель осознает, что руководитель может удовлетворить его потребности.
Власть, основанная на принуждении, - власть, основанная на вере исполнителя в то, что руководитель может наказать его, лишить возможности удовлетворить какие-то потребности или причинить неприятности.
Влияние - поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение или мысли других людей.
Внешняя среда косвенного воздействия - набор факторов внешнего окружения организации, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на организацию, но могут сказаться на ее деятельности косвенно (через изменение факторов среды делового окружения) или с течением времени.
Внешняя среда организации - совокупность факторов ее внешнего окружения.
Внешняя среда прямого воздействия - набор таких факторов внешнего окружения организации, которые прямо и непосредственно влияют на деятельность организации.
Внутренняя среда организации - совокупность ее внутренних переменных.
Вознаграждение (в широком смысле) - все то, что человек считает ценным для себя.
Гармония (в теории организации) - согласованность, стройность, соразмерность в сочетании элементов организационной системы.
Герои (в теории организации) - лица, которые работают или работали в организации, и своим примером продемонстрировали поведение, ориентированное на укрепление ее основных ценностей.
Горизонтальное (функциональное) разделение труда менеджеров - выделение групп менеджеров, отвечающих за определенные функции: производство, коммерцию, маркетинг, финансы, персонал и т.п.
Горизонтальные коммуникации - информационные связи между подразделениями (или между отдельными сотрудниками), принадлежащими к одному уровню управления (исполнения) организации.
Группирование - объединение должностных позиций в организационные единицы (подразделения).
Групповая организационная форма - объединение организаций посредством кооперации или концентрации производства; групповая организационная форма представляет интересы нескольких юридических лиц.
Дедукция - метод исследования, заключающийся в выведении частных суждений из общих положений.
Делегирование полномочий - передача части функций руководителя другим менеджерам или сотрудникам для достижения конкретных целей организации.
Демократичный лидер - руководитель, который старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, вкладывает усилия в создание атмосферы открытости и доверия, старается научить подчиненных вникать в проблемы организации.
Децентрализованные организационные структуры - структуры, в которых полномочия делегируются (передаются) на нижестоящие уровни управления.
Дивизиональная ОСУ - структура, которая создается в том случае, когда организация начинает производить разнообразные виды продукции, выходит на новые рынки (регионы, страны) или ориентирует свою деятельность на различные группы клиентов; термин "дивизиональная" (от англ. division - разделение, подразделение, отдел, дивизион) указывает на то, что в компании для решения перечисленных задач создаются отдельные организационные единицы - дивизионы.
Дивизиональная структура (по Г. Минцбергу) - организационная структура, использующая в качестве основного координационного механизма стандартизацию выпуска; ключевой частью является средняя линия, представляющая собой совокупность руководителей отдельных организационных единиц - дивизионов; использует рыночное группирование организационных единиц.
Достоверность информации - отсутствие в сообщении скрытых ошибок.
Доступность информации - возможность получения информации данным потребителем.
Жизненный цикл организации - совокупность последовательно сменяющих друг друга состояний организации, каждое из которых соответствует определенному комплексу организационных характеристик и типичной модели поведения организации.
Завод - промышленное предприятие, выпускающее серийную массовую продукцию, с длительным производственным циклом.
Закон единства анализа и синтеза - целенаправленное осуществление циклов анализа и синтеза в интересах повышения эффективности организации и адаптации ее к новым условиям функционирования обеспечивает ее самосохранение и развитие.
Закон информированности-упорядоченности - чем более качественной информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем более упорядочены ее элементы и выше эффективность функционирования.
Закон композиции и пропорциональности (гармонии) - каждая организационная система стремится к оптимальному взаимному расположению частей (композиции) и к оптимальному количественному соотношению между ними (пропорциональности), что обеспечивает гармонию ее строения и функционирования.
Закон минимальной эффективности - для каждой организации существует минимальный коэффициент полезного действия (эффективность), при которой организация должна быть ликвидирована или деятельность ее приостановлена.
Закон необходимого разнообразия (Requisit variety) - эффективное управление системой может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управления будет, по крайней мере, не меньше, чем разнообразие управляемой ситуации.
Закон оптимальной загрузки - для каждого человека (подразделения) существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрывается его потенциал.
Закон самосохранения - организационная система может обеспечить свою целостность и качественную определенность, выбирая на каждом этапе своего существования такие формы устойчивого состояния, для которых характерен обоснованный баланс между стабильностью и развитием.
Закон своеобразия - для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.
Закон синергии: 1) эффект, получаемый в результате соединения двух или более элементов в единую систему, оказывается не равным простому сложению эффектов от обособленной деятельности этих элементов; 2) возможен такой подбор элементов, их иерархии и взаимосвязи, при которых эффект от деятельности системы в данных условиях окажется выше суммы эффектов обособленно функционирующих элементов.
Закон социальной гармонии - для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет увеличения изобретательства (генерации идей).
Закрытое акционерное общество - акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Запрограммированное управленческое решение - управленческое решение, для которого характерна определенная повторяемость действий или шагов в процессе разработки и реализации.
Защищенность информации - невозможность несанкционированного доступа к информации или ее изменения.