ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41
Рисунок 9 —Диаграмма деятельности «Возврат книги»
Читатель инициирует «Возврат книги», после чего Библиотекарь вводит данные о Читателе (ФИО или № читательского билета), ИС получает введённые данные, и реализуется поиск Читателя. По окончания поиска, происходит вывод его результатов. Библиотекарь, используя результаты поиска совершает либо отказ в возврате, по причине отсутствия задолженностей у Читателя, либо инициирует поиск задолженности (сверка с физическим формуляром). После этого, он принимает книгу, вносит необходимые изменение в систему, деятельность «Выдача книги» прекращается.
Для функционирования информационной системы необходимо создать подсистемы. В рамках данного проекта будет четыре основных подсистемы:
- движение книг;
- справочники
- отчёты;
- администрирование.

42
Для функционирования информационной системы необходимо разработать справочники, регистры, документы и отчёты, необходимые для ведения библиотечной деятельности.
Ниже более детально рассмотрены справочники и их назначение в системе.
В справочник «Абоненты» вносятся данные об абонентах библиотеки.
Этот справочник имеет 2 формы: ФормаСпискаАбонентов и
ФормаЭлементаАбонента. Реквизиты справочника указаны в таблице 1.
Таблица 1 – Реквизиты справочника «Абоненты»

Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Код
Число
О
2
Наименование
Строка
О
3
НомерЧитательскогоБилета
Число
О
4
КнигНаРуках
Число
Н/О
В справочник «Авторы» вносятся данные об авторах изданий.
Этот справочник имеет 2 формы: ФормаЭлементаАвторы и
ФормаСпискаАвторы. Реквизиты справочника указаны в таблице 2.
Таблица 2 - Реквизиты справочника «Авторы»

Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Код
Число
О
2
Фамилия
Строка
О
3
Имя
Строка
О
4
Отчество
Строка
О
5
ПолноеНаименование
Строка
О

43
В справочник «Издательства» вносятся данные об издательстве книги.
Этот справочник имеет 2 формы: ФормаЭлементаИздательств и
ФормаСпискаИздательств. Реквизиты справочника указаны в таблице 3.
Таблица 3 - Реквизиты справочника «Издательства»

Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Код
Число
О
2
Наименование
Строка
О
В справочник «Книги» вносятся все данные о книги. Этот справочник является ключевым в ИС. Он имеет 5 форм: ФормаЭлементаКниги,
ФормаСпискаКниг, ФормаСпискаКнигПользователя, ФормаВыбора,
ФормаИсторияПользованияКнигой. Реквизиты справочника указаны в таблице 4.
Таблица 4 – Реквизиты справочника «Книги»

Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Код
Число
О
2
Страниц
Число
Н/О
3
Наименование
Строка
О
4
Издательство
Строка
Н/О
5
ИнвентарныйНомер
Строка
О
6
ISBN
Строка
Н/О
7
ПолноеНаименование
Строка
Н/О
8
ББК
Строка
О
9
УДК
Строка
Н/О
10
Описание
Строка
Н/О


44 11
ГодИздания
Дата
Н/О
12
Тираж
Строка
Н/О
Справочник «МестаРазмещения» имеет предопределённые данные:
- имя:
Библиотека;
- код: 000000001;
- наименование: Библиотека.
Документ «ВводОстатковКниг» предназначен для ввода книг на руках и тех, что расположены на складе библиотеки. Реквизиты документа
«ВводОстатковКниг» представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Реквизиты документа «ВводОстатковКниг»
№ Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Ссылка
ДокументСсылка.ПоступлениеКниг
О
2
Номер
Строка
О
3
Дата
Дата
О
4
Проведен
Булево
О
5
Движения
(КоллекцияДвижений)
Н/О
6
Комментарии Строка
Н/О
7
Книги
(ДокументТабличная
Часть.ПоступлениеКниг.Книги)
О
Документ «ВводОстатковКниг» содержит табличную часть «Книги».
Реквизиты табличной части документа представлены в таблице 6.

45
Таблица 6 – Значения в табличной части документа
«ВводОстатковКниг»
№ Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Книга
СправочникСсылка.Книги
О
2
МестоРазмещения СправочникСсылка.Абоненты,
СправочникСсылка.Места-
Размещения
О
3
ДатаВыдачи
Дата
О
Перед тем, как производить выдачу, возврат и списание книг, необходимо, чтобы книга поступила на баланс. Реквизиты документа
«ПоступлениеКниг» представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Реквизиты документа «ПоступлениеКниг»
№ Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Ссылка
ДокументСсылка.ПоступлениеКниг
О
2
Номер
Строка
О
3
Дата
Дата
О
4
Проведен
Булево
О
5
Движения
(КоллекцияДвижений)
Н/О
6
Комментарии Строка
Н/О
7
Книги
(ДокументТабличная
Часть.ПоступлениеКниг.Книги)
О
Документ «ПоступлениеКниг» содержит табличную часть «Книги».
Реквизиты табличной части документа представлены в таблице 8.

46
Таблица 8 Значения в табличной части документа «ПоступлениеКниг»
№ Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Книга
СправочникСсылка.Книги
О
По всех оставшихся документах, табличная часть имеет то же значение, что и в документе «ПоступлениеКниг».
Документ «ВыдачаКниг» используется для учета и контроля выданных книг. Реквизиты представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Реквизиты документа «ВыдачаКниг»
№ Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Ссылка
ДокументСсылка.ПоступлениеКниг
О
2
Номер
Строка
О
3
Дата
Дата
О
4
Проведен
Булево
О
5
Движения
(КоллекцияДвижений)
Н/О
6
Комментарии Строка
Н/О
7
Абоненты
СправочникСсылка.Абоненты
О
8
Книги
(ДокументТабличнаяЧасть.-
ВыдачаКниг.Книги)
О
Документ «ВозвратКниг» используется для учета и контроля выданных книг. Реквизиты представлен в таблице 10.


47
Таблица 10 – реквизиты документа – «ВозвратКниг»
№ Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Ссылка
ДокументСсылка.ПоступлениеКниг
О
2
Номер
Строка
О
3
Дата
Дата
О
4
Проведен
Булево
О
5
Движения
(КоллекцияДвижений)
Н/О
6
Комментарии Строка
Н/О
7
Абоненты
СправочникСсылка.Абоненты
О
8
Книги
(ДокументТабличнаяЧасть.-
ВозвратКниг.Книги)
О
Документ «СписаниеКниг» используется для учёта списанных книг. Его реквизиты представлены в таблице 11:
Таблица 11 – реквизиты документа – «СписаниеКниг»
№ Название реквизита
Тип
Обязательность заполнения
1
Ссылка
ДокументСсылка.ПоступлениеКниг
О
2
Номер
Строка
О
3
Дата
Дата
О
4
Проведен
Булево
О
5
Движения
(КоллекцияДвижений)
Н/О
6
Комментарии Строка
Н/О
7
Книги
(ДокументТабличнаяЧасть.-
ВозвратКниг.Книги)
О
Данные в регистры добавляются только при проведении документов.
Сведения из регистров используются для формирования отчетов.

48
Классическая схема использования регистров в 1С:Предприятие выглядит следующим образом:
Документы => Регистры => Отчеты
Регистр накопления «КнигиВБиблиотеке». Т.к. движение регистра производится по всем существующим документам, то они все будут его регистраторами.
Регистр накопления «КнигиВБиблиотеке» имеет следующие измерения:
-
Книга (Тип: СправочникСсылка.Книги).
-
МестоРазмещения (Тип: СправочникСсылка.Абоненты,
СправочникСсылка.МестаРазмещения).
А также ресурс – количество (Тип: Число) и вид – остатки.
Это значит, что данный регистр хранит данные по остаткам книг в местах размещения/у абонентов в количественном выражении.
Работа регистра накопления происходит следующим образом:
1. документ – регистратор регистрирует события, приводящие к изменению значений книг;
2. измененные значения книг записываются в регистр накоплений;
3. информация о текущих состояниях книг и их размещении предоставляется пользователю форме отчётов «Остатки книг» и «История пользования книгами».
За хронологическую последовательность документов отвечает объект
«Последовательности». В данном случае – это последовательность
«ДвиженияКниг», она находится под влиянием регистра накопления
«КнигиВБиблиотеке».
Конечно, конечный результат работы ИС может несколько отличаться от первоначального проектируемого варианта, но общие принципы функционирования должны сохраниться.


49 3.2 Реализация информационной системы библиотеки
На основании проведенного предпроектного обследования организации деятельности библиотеки филиала «СГУПС» и обзора существующего типового ПО, было рекомендовано разработать и внедрить конфигурацию на базе платформы 1С: Предприятие.
Во время поиска и анализа типовых решений информационных систем библиотеки, было обнаружено немало бесплатных пользовательских программных продуктов в сети Интернет, реализованных на базе разных технологий и языков программирования с приблизительно схожими структурами и функционалом. Решение, используемое в рамках написания данной ВКР, в целом, подобно уже существующим и представленным.
В соответствии с рекомендацией, для внедрения информационной системы библиотеки была выбрана платформа 1С: Предприятие.
«1С: Предприятие» – это программный продукт компании 1С, предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии.
1С:Предприятие совмещает в себе технологическую платформу и пользовательский режим работы сразу [35].
Технологическая платформа осуществляет предоставление объектов
(метаданных и данных), а также механизмы для управления этими объектами.
Объекты (данные и метаданные) реализуются в виде различных конфигураций, каждая из которых направлена на автоматизацию определённых бизнес-процессов в рамках к конкретной сферы деятельности.
Иначе говоря, каждая конфигурация объектов составляется для автоматизации какой-либо деятельности и представляет из себя законченное прикладное решение.
Метаданные в 1С – это всевозможные справочники, документы и их реквизиты, которые составляют конфигурацию.
Можно сказать, что любое предприятие, имеющее даже совсем небольшой штаб разработчиков (или же всего 1 программиста), может

50 настроить под себя большинство шаблонных (стандартных) прикладных решений. Для апгрейда или модификации системы не требуется применять отдельно какие-либо другие программные продукты, т.к. все необходимые средства разработки уже входят в состав технологической платформы 1С. Это возможно благодаря «открытости» платформы для внесения изменений и относительной лёгкости в разработке прикладного решения, т.к. платформа уже включает в себя набор прототипов объектов конфигурации.
Конфигурация имеет представление в виде древовидной структуры.
Определенную составляющую конфигурации описывает отдельная ветвь структуры. Дерево конфигурации представляется в виде иерархического списка всех объектов конфигурации и служит для создания и удаления объектов конфигурации, изменения их порядка, копирования и переноса объектов, фильтрации объектов по подсистемам.
Конфигурация имеет четыре основные подсистемы:
- движение книг (ДК);
- справочники (С);
- отчёты (О);
- администрирование (А).
Состав основных объектов подсистем представлен ниже в таблице 12:
Таблица 12 – Объекты, используемые в конфигурации
Тип объектов
Объекты
С
ДК
О
А
Константы
 НаименованиеОрганизации;
 ОтветственныйЗаВыдачуКниг;
 ДопустимыеРасширенияФайлов.
+
+
+
Справочники

Абоненты;

Авторы;

Издательства;

Книги;
+
+
+
+


51

МестаРазмещения;

Пользователи.
+
+
Документы

ВводОстатковКниг;

ВыдачаКниг;

ВозвратКниг;

СписаниеКниг.
+
+
+
+
Обработки

ИмпортСправочникаКнигИзExcel;
+
Регистры накопления

КнигиВБиблиотеке
+
Отчеты

ИсторияПользованияКнигами;

ОстаткиКниг.
+
+
Подсистема «Справочники» предназначена, в первую очередь, для учёта книг и абонентов библиотеки, также в ней есть возможность ведения учёта авторов и издательств литературы.
Подсистема «Движение книг» предназначена для учёта документов по движению книг (поступление, выдача, возврат, списание).
Подсистема «Отчёты» предназначена для формирования отчётов по остаткам книг и истории их использования.
Подсистема «Администрирование» включает в себя: возможность импорта книг из Excel-файла. Данная подсистема имеет подчинённую подсистему «Роли и права», которая позволяет вести учёт и распределение ролей пользователей системы, настройку системы (назначение ответственного лица за выдачу книг).
Более подробное описание функционала программы и пользовательская инструкция будут представлены в приложении.
В процессе постановки задачи было выдвинуто требование к режимам работы информационной системы – это создание пользовательского режима работы и режима работы администратора.

52
Для распределения доступа пользователей в конфигурации 1С используется отдельный объект метаданных – «Роли». Роли определяют каким набором прав будут обладать пользователи.
После распределения системным администратором ролей (задание логинов, паролей), для использования системы нужно будет пройти аутентификацию – рисунок 10.
Рисунок 10 – Окно запуска конфигурации после распределения ролей
Всего в информационной системе существует 2 роли:

ПолныеПрава (роль представлена как «Администратор»);
 Пользователь (роль представлена как «Библиотекарь»).
У администратора имеется полный доступ ко всем подсистемам и настройкам, пользователь имеет доступ ко всем подсистемам, что и администратор (кроме подчинённой подсистемы «Пользователи и права»), но без возможности внесения изменений в части и настройки конфигурации.
Также имеется возможность формирования двух видов отчётов:
-
Остатки книг;
-
История пользования книгами.
Первый отчёт используется для учёта остатка книг в библиотеке.
К примеру, абонент запрашивает книгу «А», библиотекарь не может помнить о наличии всех книг. Для поиска нужной информации он обращается к картотеке, перебирает карточки, находит нужную и только тогда может предоставить абоненту информацию о наличии (отсутствии) книг(и) в