Файл: Семинар Предпосылки зарождения цивилизации кочевников в эпоху древней металлургии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 1128
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В древности тут проходил путь мигрировавших животных, затем дороги народов Азии. На их перекрестке появилось примерно 3000 лет назад святилище. Природа создала для древних художников необычное полотно – скалы каньона Тамгалы покрыты «пустынным загаром». Наносить на него изображения намного проще, чем на неподготовленные камни.
Наши предки поклонялись своим богам, совершая магические обряды и ритуалы. В этой местности исследователи обнаружили кроме петроглифов более 100 других древних памятников – тут найдены могильники, жертвенники и следы древних поселений. На небольшой территории можно познакомиться с историей Казахстана на протяжении нескольких тысячелетий.
Древние художники наносили изображения на «пустынный загар» с помощью камней или специальных металлических орудий. Спустя время новые слои природной корки покрывали сделанные человеком рисунки. Одна из особенностей живописи Тамгалы – созданные в разное время картины перекрывали друг друга, изображения получались многослойными. Самые древние рисунки из обнаруженных рядом с озером Балхаш предположительно относят к концу XIV века до н. э.
Еще одна особенность древней живописи – специфическая манера изображения животных, которую исследователи называют «звериным стилем». Также здесь можно увидеть надписи на разных языках – древнетюрские рунические, ойратские и казахские.
Древние художники изображали быков, оленей, кабанов, волков и лошадей. Главная тема – охота на животных. Много антропоморфных фигур – конных и пеших воинов с топорами и палицами, пастухов, чудовищ в звериных шкурах и богов с нимбами вокруг головы.
Во время возникновения первых государств, распространения письменности и религий у древних художников появились новые герои. Самая популярная фигура – воин-победитель, который не боится вступить в схватку с природой или другими людьми. Один из самых необычных рисунков – наездник на слоне.
Открыты петроглифы Тамгалы были в 1957 году А.Г. Максимовой. В 70-80-ые годы урочища обследовали геологи А. Г. Медоев и Б. Ж. Аубекеров, археологи А. Н. Марьяшев, А. С. Ермолаева и А. Е. Рогожинский. С 2003 года создан заповедник «Тамгалы»
4. Палеоэкономика эпохи бронзы.
В эпоху бронзы (2-1 тыс. до н.э.) у племён, населявших территорию Казахстана, произошла перестройка всей первобытной
экономики. Ведущими отраслями хозяйства становятся пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. Палеоэкономика этого периода включала в себя такие отрасли, как горнодобывающая, металлургическая, литейная.
Формирование металлургических центров на территории Казахстана
Хозяйство казахского края интенсивно вовлекалось в систему общероссийской экономики. Возрастала колониальная эксплуатация населения и хищническое использование его природных богатств. Новым явлением в экономической жизни был ввоз капитала, развитие таких отраслей производства, которые обеспечивали поставки сырья и продовольствия в центральные районы страны. Русский и иностранный капитал вкладывался главным образом в горнодобывающую промышленность. Капиталисты считали более выгодным вывозить свои капиталы в колонии и организовывать там промышленное производство. Условия для вложения капитала в Казахстане были особенно благоприятными. Наличие обширных земель, богатства недр, дешевая рабочая сила, возможности для строительства железных дорог - все эти необходимые условия для ввоза капитала и получения максимальной прибыли были налицо. Царизм, находясь в зависимости от империалистических государств, открыл свободный доступ заграничному капиталу. Иностранный капитал устремлялся главным образом в горнодобывающую промышленность. Особенно привлекали иностранных капиталистов цветные металлы, золото, уголь, нефть. Большая часть концессий носила чисто спекулятивный характер. Месторождения цветных металлов, угля и нефти в Казахстане продавались иностранным промышленникам. В 1896 г. Зыряновское месторождение было передано в руки французов, в 1904 г. австрийский князь Тури-Такме, пользуясь своими связями при царском дворе, приобрел в концессию алтайские месторождения. В этом же году Карагандинские угольные копи. Успенский медный рудник и Спасский медеплавильный завод были сданы в концессию французскому промышленнику Карно. Американцы были держателями акций «Спасского общества». Крупный промышленник Гувер и миллиардер Морган являлись участниками «Русско-Азиатской корпорации», учредившей в Казахстане два «дочерних» общества, монополизировавших эксплуатацию Риддерских свинцовых рудников и Экибастузского угольного района. Эксплуатация природных богатств производилась хищническими методами. Затраты на оборудование и механизацию производства были ничтожны. В годы реакции и подъема рабочего движения продолжался процесс концентрации и централизации промышленности в руках наиболее крупных монополий. 235 С 1910 г. промышленный застой, продолжавшийся в течение нескольких лет, сменился подъемом во всех отраслях промышленности. С 1905 по 1913 гг. число промышленных предприятий в Казахстане (без нефтяной и рыбной промышленности) увеличилось с 3730 до 4596, а их валовая продукция - с 9,3 до 55,4 млн. рублей. Всего в крупной промышленности Казахстана в 1913 г. насчитывалось около 20 тысяч рабочих. Кроме того, значительное количество рабочих было на транспорте и мелких предприятиях. Строительство железных дорог содействовало вывозу сельскохозяйственных продуктов и повышению товарности сельского хозяйства, в 1917 г. общая протяженность железных дорог в крае достигла 2793 версты.
Материальная культура. Материальная культура казахского народа связана со скотоводством и земледелием, производством предметов быта, орудий труда, конской упряжи и прикладным искусством. Практически все необходимое для кочевой и оседлой жизни производилось внутри казахского общества народными мастерами-умельцами. Оружие, которым пользовались казахи и при внутренних родоплеменных столкновениях, и при сражениях с внешним врагом, постоянно совершенствовалось.
У казахского народа было очень развито прикладное искусство: ткачество, изготовление войлока и напольных и настенных войлочных ковров из него. Из кости, рогов и копыт животных умельцы делали различные поделки и использовали их для украшения домашней мебели, музыкальных инструментов, а из металла и дерева – домашнюю утварь, посуду, мебель. После присоединения к России казахи частично стали переходить на оседлый образ жизни.
В казахском обществе традиционное народное ремесленничество было ориентировано на обработку животноводческого сырья и изготовление из него необходимых для быта предметов. Мастерство передавалось из поколения в поколение. К женским видам ремесла относились обработка овечьей и верблюжьей шерсти и прядение из нее ниток, а затем ткание напольных ковров – алашей, изготовление войлочных ковров. Мужчины обычно занимались изготовлением различных бытовых изделий из кожи, серебра и другого сырья, которые отличались практичностью и высоким качеством.
Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы. Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты. Халат из тонкого белого войлока назывался қаттау, а из шелка и сукна – шапан. Из верблюжьей шерсти скатывали также шекпен – один из видов казахских плащей. Женская приталенная безрукавка называлась камзолом. На голову надевали бөрік – стеганую теплую шапку, отороченную мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась кәмшат бөрік. Удобна была летняя тақия из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили тымақ – лисий треух. Самый замечательный и богатый головной убор предназначался для невесты. Это саукеле – высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Некоторые саукеле в XIX в. украшались одновременно драгоценными камнями, кораллами, жемчугом, золотом и серебром. Через год после замужества женщины носили желек – вид саукеле, а после рождения детей – кимешек. Распространенными были мужские шляпы қалпақ и телпек. Красивыми и разнообразными были мужские и женские пояса. Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа.
Изготовление войлока было важной частью жизни кочевника, так как он широко использовался в быту. К примеру, из него создавали текеметы (напольные ковры).
Изготовление войлока – трудоемкий процесс. Другой вид напольного войлочного ковра – сырмақ. Для изготовления этого ковра использовали черно-белую или цветную шерсть. Такой ковер прошивался или стегался, а узоры обшивались тесьмой, и они получались с четко очерченными границами.
Казахи ткали ворсовые ковры. На стены юрты вешали тускиизы – ковры, на которые наносили различные цветные орнаментированные узоры методом аппликаций или вышивки.
Кожей, как правило, занимались мужчины. В обществе большим уважением пользовались ремесленники, изготавливавшие конскую сбрую, и скорняки, шившие сапоги. Также изготавливались другие изделия, как, например, бурдюки для хранения и перевозки молочных напитков. Из тонко нарезанных полосок кожи делали плети (қамшы).
В казахском обществе издревле было развито кузнечное дело. Кузнецы были уважаемыми людьми, они знали секреты плавки и ковки металла и могли делать самые разнообразные предметы. Оружейники изготавливали сабли, кинжалы, мечи, наконечники стрел и пик, даже фитильные ружья.
Гончары производили различную керамическую посуду, такую как кувшины, большие и маленькие чашки и др. Их украшали разными геометрическими узорами.
Наиболее сложные изделия и художественные вещи делали народные мастера, например, изделия для домашнего обихода из кости. Костью обычно украшали предметы мебели: сундуки, кровати, посудные шкафы и т. п.
Такие мастера очень ценились и были уважаемы в обществе. Как правило, этим ремеслом занимались мужчины.
У предков казахского народа еще до прихода ислама существовали обряды, связанные с огнем. Огнем очищали человека, жилище, поклонялись ему. Отсюда идет традиция уважительного отношения к очагу.
Способы захоронения и погребальные обряды. Родовые кладбища. Кладбища казахов (форма их сооружений, размеры, материал и т. д.), как правило, отражают различные исторические традиции, культурные влияния и религиозные верования. Целые некрополи, города мертвых — своего рода заповедники древнего мира. Но они живут, живут своей исторической жизнью и раскрывают многовековые тайны для тех, кто умеет их читать. Могилы — не только кладбища, где хоронились останки умерших, совершались жертвоприношения и поминовения, но и кладбища различных идей и воззрений. Так, старые кладбища у сел Баршатас, Тарбагатай, Аксу-Аюлы, Акба-стау, “Косуйтас” Джезказганской, Сарулен, Джилитау и Кал-гутты Восточно-Казахстанской областей представляют огромные некрополи, где можно найти погребения всех, начиная с каменных ящиков андроновских племен, кончая казахскими куполовидными и шатрообразными сооружениями, возле которых можно встретить выветренные конские черепа и тлеющие детали детских колыбелей. Рядом со скорченными скелетами андроновцев находятся огромные сакские курганы, а мегалитические постройки карасукских племен соседствуют со скромными круглыми возвышениями кипчаков. Рядом, на открытых участках гуннских курганов с “усами” расположены казахские, по внешнему облику нередко напоминающие древние формы, при строительстве которых в качестве материала были вновь использованы камни древних могил. Поэтому зачастую трудно отличить казахские погребения от могил предшественников. Древние формы часто служили образцом при выборе типов сооружений. В качестве примера можно указать на могилу Раимбеката, героя освободительной борьбы казахов против джунгарских завоевателей XVIII в., которая представляет по форме нечто среднее между гуннским и кипчакским погребениями. Таким образом, влияние канонических религии на формы надмогильных сооружений незначительно, что является свидетельством устойчивости и доминирующей роли древних местных традиций. Обычай погребения умерших членов общины на родовых кладбищах существует в Казахстане с доисторических времен, он вытекает из того же представления местных племен о загробном мире: реальная родовая общинная жизнь, проецируешь, переносится в сознании как образ “того” мира. Таким образом, возникает представление о том, что загробная жизнь есть логическое продолжение земной, в которой существуют те же земные связи, та же социальная ориентация. Могущественный предок, родовой патриарх, похороненный здесь, есть глава среди похороненных, от его воли зависит предстоящая “новая” жизнь. Это он, когда надо, благоволит, а когда — пожурит. Быть похороненным где-нибудь, значит находиться под игом духов чуждых предков, оказаться в зависимости, в плену. После войны казахи откапывали погибших и перевозили их тела на родовые кладбища. Были случаи перевозки условных прахов в Казахстан (в основном земли из братских могил). Фабула художественного кинофильма “Сказ о матери” построена на этой особенности народного мышления.
Поселения и жилище. Традиционная система поселения включает в себя два типа -подвижный, кочевой и стационарный. Если основным элементом первого типа поселения является переносное жилище - юрта, - то во втором выделяются разнообразные виды стационарных жилищ - полуземлянки, землянки, а также наземные формы жилых помещений типа шошала или тошала, тiркес уй и т.п.
В настоящее время учеными описаны четыре вида оседлых поселений у казахов, датируемые XV-XVIII вв. Это: 1. Кыстау -зимовки; 2. Кыстаки - зимовки-поселения; 3. Уактылы коргандар - временныезамки, укрепленные каменными и земляными стенами; 4. Кенты (кала) -городища.*
Обычно 5-10 хозяйств объединялись и создавали одну зимовку. По всей территории Казахстана расположение и планировка зимовок одинакова. Причем данный вид зимовок генетически восходит ко времени саков и усуней.
Некоторые зимовки постепенно трансформировались в кыстаки в следствии маргинализации части бедных слоев кочевников в сторону оседлости. Здесь они постоянно жили и занимались земледелием.
Коренное население края в большинстве имело свои постоянные зимние жилища. В последней четверти XIX в. казахское население имело постоянные зимовки с жилыми и хозяйственными строениями. В южной скотоводческой зоне зимними строениями являлись в основном мазанки и землянки.
Следующие два типа оседлых поселений казахов - временные зимовки и городища - былираспространены в XVII-XVIII вв. в качестве ставок степных аристократов - ханов, султанов, биев ,крупных скотоводов-баев. В последующие периоды эти типы поселений прекратили свое существование. Больше всего были распространены первый и второй типы поселения как наиболее соответствующие традиционному укладу жизни казахов формы стационарных поселений.
И все же юрты были самым распространенным типом жилища не только в быту, но и в сфере хозяйственной деятельности. Об этом свидетельствует и то, что техническому совершенствованию и украшению юрты уделялось много внимания. Отсюда – широкая распространенность среди казахов в прошлом подвижного, кочевого типа поселения.
Строительство оседлых жилищ и животноводческих помещений имело важное значение в развитии оседлости. В XIX в. число переходивших от кочевого образа жизни к оседлому постоянно увеличивалось, а к 30-м годам XX столетия в силу исторических обстоятельств процесс перехода казахов к оседлому образу жизни в основном завершился.