Файл: Семинар Предпосылки зарождения цивилизации кочевников в эпоху древней металлургии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1010

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В древности тут проходил путь мигрировавших животных, затем дороги народов Азии. На их перекрестке появилось примерно 3000 лет назад святилище. Природа создала для древних художников необычное полотно – скалы каньона Тамгалы покрыты «пустынным загаром». Наносить на него изображения намного проще, чем на неподготовленные камни.

Наши предки поклонялись своим богам, совершая магические обряды и ритуалы. В этой местности исследователи обнаружили кроме петроглифов более 100 других древних памятников – тут найдены могильники, жертвенники и следы древних поселений. На небольшой территории можно познакомиться с историей Казахстана на протяжении нескольких тысячелетий.

Древние художники наносили изображения на «пустынный загар» с помощью камней или специальных металлических орудий. Спустя время новые слои природной корки покрывали сделанные человеком рисунки. Одна из особенностей живописи Тамгалы – созданные в разное время картины перекрывали друг друга, изображения получались многослойными. Самые древние рисунки из обнаруженных рядом с озером Балхаш предположительно относят к концу XIV века до н. э.

Еще одна особенность древней живописи – специфическая манера изображения животных, которую исследователи называют «звериным стилем». Также здесь можно увидеть надписи на разных языках – древнетюрские рунические, ойратские и казахские.

Древние художники изображали быков, оленей, кабанов, волков и лошадей. Главная тема – охота на животных. Много антропоморфных фигур – конных и пеших воинов с топорами и палицами, пастухов, чудовищ в звериных шкурах и богов с нимбами вокруг головы.

Во время возникновения первых государств, распространения письменности и религий у древних художников появились новые герои. Самая популярная фигура – воин-победитель, который не боится вступить в схватку с природой или другими людьми. Один из самых необычных рисунков – наездник на слоне.

Открыты петроглифы Тамгалы были в 1957 году А.Г. Максимовой. В 70-80-ые годы урочища обследовали геологи А. Г. Медоев и Б. Ж. Аубекеров, археологи А. Н. Марьяшев, А. С. Ермолаева и А. Е. Рогожинский. С 2003 года создан заповедник «Тамгалы»
4. Палеоэкономика эпохи бронзы.

В эпоху бронзы (2-1 тыс. до н.э.) у племён, населявших территорию Казахстана, произошла перестройка всей первобытной 
экономики. Ведущими отраслями хозяйства становятся пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. Палеоэкономика этого периода включала в себя такие отрасли, как горнодобывающая, металлургическая, литейная.

Формирование металлургических центров на территории Казахстана

Хозяйство казахского края интенсивно вовлекалось в систему общероссийской экономики. Возрастала колониальная эксплуатация населения и хищническое использование его природных богатств. Новым явлением в экономической жизни был ввоз капитала, развитие таких отраслей производства, которые обеспечивали поставки сырья и продовольствия в центральные районы страны. Русский и иностранный капитал вкладывался главным образом в горнодобывающую промышленность. Капиталисты считали более выгодным вывозить свои капиталы в колонии и организовывать там промышленное производство. Условия для вложения капитала в Казахстане были особенно благоприятными. Наличие обширных земель, богатства недр, дешевая рабочая сила, возможности для строительства железных дорог - все эти необходимые условия для ввоза капитала и получения максимальной прибыли были налицо. Царизм, находясь в зависимости от империалистических государств, открыл свободный доступ заграничному капиталу. Иностранный капитал устремлялся главным образом в горнодобывающую промышленность. Особенно привлекали иностранных капиталистов цветные металлы, золото, уголь, нефть. Большая часть концессий носила чисто спекулятивный характер. Месторождения цветных металлов, угля и нефти в Казахстане продавались иностранным промышленникам. В 1896 г. Зыряновское месторождение было передано в руки французов, в 1904 г. австрийский князь Тури-Такме, пользуясь своими связями при царском дворе, приобрел в концессию алтайские месторождения. В этом же году Карагандинские угольные копи. Успенский медный рудник и Спасский медеплавильный завод были сданы в концессию французскому промышленнику Карно. Американцы были держателями акций «Спасского общества». Крупный промышленник Гувер и миллиардер Морган являлись участниками «Русско-Азиатской корпорации», учредившей в Казахстане два «дочерних» общества, монополизировавших эксплуатацию Риддерских свинцовых рудников и Экибастузского угольного района. Эксплуатация природных богатств производилась хищническими методами. Затраты на оборудование и механизацию производства были ничтожны. В годы реакции и подъема рабочего движения продолжался процесс концентрации и централизации промышленности в руках наиболее крупных монополий. 235 С 1910 г. промышленный застой, продолжавшийся в течение нескольких лет, сменился подъемом во всех отраслях промышленности. С 1905 по 1913 гг. число промышленных предприятий в Казахстане (без нефтяной и рыбной промышленности) увеличилось с 3730 до 4596, а их валовая продукция - с 9,3 до 55,4 млн. рублей. Всего в крупной промышленности Казахстана в 1913 г. насчитывалось около 20 тысяч рабочих. Кроме того, значительное количество рабочих было на транспорте и мелких предприятиях. Строительство железных дорог содействовало вывозу сельскохозяйственных продуктов и повышению товарности сельского хозяйства, в 1917 г. общая протяженность железных дорог в крае достигла 2793 версты.



Материальная культура. Материальная культура казахского народа связана со скотоводством и земледелием, производством предметов быта, орудий труда, конской упряжи и прикладным искусством. Практически все необходимое для кочевой и оседлой жизни производилось внутри казахского общества народными мастерами-умельцами. Оружие, которым пользовались казахи и при внутренних родоплеменных столкновениях, и при сражениях с внешним врагом, постоянно совершенствовалось.

У казахского народа было очень развито прикладное искусство: ткачество, изготовление войлока и напольных и настенных войлочных ковров из него. Из кости, рогов и копыт животных умельцы делали различные поделки и использовали их для украшения домашней мебели, музыкальных инструментов, а из металла и дерева – домашнюю утварь, посуду, мебель. После присоединения к России казахи частично стали переходить на оседлый образ жизни.

В казахском обществе традиционное народное ремесленничество было ориентировано на обработку животноводческого сырья и изготовление из него необходимых для быта предметов. Мастерство передавалось из поколения в поколение. К женским видам ремесла относились обработка овечьей и верблюжьей шерсти и прядение из нее ниток, а затем ткание напольных ковров – алашей, изготовление войлочных ковров. Мужчины обычно занимались изготовлением различных бытовых изделий из кожи, серебра и другого сырья, которые отличались практичностью и высоким качеством.

Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы. Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты. Халат из тонкого белого войлока назывался қаттау, а из шелка и сукна – шапан. Из верблюжьей шерсти скатывали также шекпен – один из видов казахских плащей. Женская приталенная безрукавка называлась камзолом. На голову надевали бөрік – стеганую теплую шапку, отороченную мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась кәмшат бөрік. Удобна была летняя тақия из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили тымақ – лисий треух. Самый замечательный и богатый головной убор предназначался для невесты. Это саукеле – высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Некоторые саукеле в XIX в. украшались одновременно драгоценными камнями, кораллами, жемчугом, золотом и серебром. Через год после замужества женщины носили желек – вид саукеле, а после рождения детей – кимешек. Распространенными были мужские шляпы қалпақ и телпек. Красивыми и разнообразными были мужские и женские пояса. Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа.


Изготовление войлока было важной частью жизни кочевника, так как он широко использовался в быту. К примеру, из него создавали текеметы (напольные ковры).

Изготовление войлока – трудоемкий процесс. Другой вид напольного войлочного ковра – сырмақ. Для изготовления этого ковра использовали черно-белую или цветную шерсть. Такой ковер прошивался или стегался, а узоры обшивались тесьмой, и они получались с четко очерченными границами.

Казахи ткали ворсовые ковры. На стены юрты вешали тускиизы – ковры, на которые наносили различные цветные орнаментированные узоры методом аппликаций или вышивки.

Кожей, как правило, занимались мужчины. В обществе большим уважением пользовались ремесленники, изготавливавшие конскую сбрую, и скорняки, шившие сапоги. Также изготавливались другие изделия, как, например, бурдюки для хранения и перевозки молочных напитков. Из тонко нарезанных полосок кожи делали плети (қамшы).

В казахском обществе издревле было развито кузнечное дело. Кузнецы были уважаемыми людьми, они знали секреты плавки и ковки металла и могли делать самые разнообразные предметы. Оружейники изготавливали сабли, кинжалы, мечи, наконечники стрел и пик, даже фитильные ружья.

Гончары производили различную керамическую посуду, такую как кувшины, большие и маленькие чашки и др. Их украшали разными геометрическими узорами.

Наиболее сложные изделия и художественные вещи делали народные мастера, например, изделия для домашнего обихода из кости. Костью обычно украшали предметы мебели: сундуки, кровати, посудные шкафы и т. п.

Такие мастера очень ценились и были уважаемы в обществе. Как правило, этим ремеслом занимались мужчины.

У предков казахского народа еще до прихода ислама существовали обряды, связанные с огнем. Огнем очищали человека, жилище, поклонялись ему. Отсюда идет традиция уважительного отношения к очагу.

Способы захоронения и погребальные обряды.  Родовые кладбища. Кладбища казахов (форма их сооружений, размеры, ма­териал и т. д.), как правило, отражают различные исто­рические традиции, культурные влияния и религиозные веро­вания. Целые некрополи, города мертвых — своего рода запо­ведники древнего мира. Но они живут, живут своей историче­ской жизнью и раскрывают многовековые тайны для тех, кто умеет их читать. Могилы — не только кладбища, где хоронились останки умерших, совершались жертвоприношения и помино­вения, но и кладбища различных идей и воззрений. Так, ста­рые кладбища у сел Баршатас, Тарбагатай, Аксу-Аюлы, Акба-стау, “Косуйтас” Джезказганской, Сарулен, Джилитау и Кал-гутты Восточно-Казахстанской областей представляют огром­ные некрополи, где можно найти погребения всех, начиная с ка­менных ящиков андроновских племен, кончая казахскими ку­половидными и шатрообразными сооружениями, возле которых можно встретить выветренные конские черепа и тлеющие дета­ли детских колыбелей. Рядом со скорченными скелетами андроновцев находятся огромные сакские курганы, а мегалитические постройки карасукских племен соседствуют со скромными кру­глыми возвышениями кипчаков. Рядом, на открытых участках гуннских курганов с “усами” расположены казахские, по внеш­нему облику нередко напоминающие древние формы, при стро­ительстве которых в качестве материала были вновь использо­ваны камни древних могил. Поэтому зачастую трудно отличить казахские погребения от могил предшественников. Древние формы часто служили образцом при выборе типов сооружений. В качестве примера можно указать на могилу Раимбеката, ге­роя освободительной борьбы казахов против джунгарских заво­евателей XVIII в., которая представляет по форме нечто среднее между гуннским и кипчакским погребениями. Таким образом, влияние канонических религии на формы надмогильных соору­жений незначительно, что является свидетельством устойчиво­сти и доминирующей роли древних местных традиций. Обычай погребения умерших членов общины на родовых кладбищах существует в Казахстане с доисторических времен, он вытекает из того же представления местных племен о загроб­ном мире: реальная родовая общинная жизнь, проецируешь, пе­реносится в сознании как образ “того” мира. Таким образом, возникает представление о том, что загробная жизнь есть логи­ческое продолжение земной, в которой существуют те же зем­ные связи, та же социальная ориентация. Могущественный пре­док, родовой патриарх, похороненный здесь, есть глава среди похороненных, от его воли зависит предстоящая “новая” жизнь. Это он, когда надо, благоволит, а когда — пожурит. Быть похоро­ненным где-нибудь, значит находиться под игом духов чуждых предков, оказаться в зависимости, в плену. После войны казахи откапывали погибших и перевозили их тела на родовые клад­бища. Были случаи перевозки условных прахов в Казахстан (в основном земли из братских могил). Фабула художественно­го кинофильма “Сказ о матери” построена на этой особенности народного мышления.


Поселения и жилище. Традиционная система поселения включает в себя два типа -подвижный, кочевой и стационарный. Если основным элементом   первого типа поселения является переносное жилище - юрта, - то во втором   выделяются разнообразные виды  стационарных жилищ - полуземлянки, землянки, а также наземные формы жилых помещений типа шошала или тошала, тiркес уй и т.п.

В настоящее время учеными описаны четыре вида оседлых поселений у казахов, датируемые XV-XVIII  вв. Это:  1.  Кыстау -зимовки; 2.  Кыстаки - зимовки-поселения;  3.  Уактылы коргандар - временныезамки, укрепленные каменными и земляными стенами;  4.    Кенты (кала) -городища.*

Обычно 5-10 хозяйств объединялись и создавали одну зимовку. По всей  территории Казахстана  расположение и планировка зимовок одинакова. Причем данный вид зимовок генетически восходит ко времени саков и усуней.

Некоторые зимовки постепенно трансформировались  в кыстаки в следствии маргинализации  части бедных слоев кочевников в сторону оседлости. Здесь они постоянно жили и занимались земледелием.

Коренное  население края в большинстве имело свои постоянные зимние жилища.  В последней четверти XIX в. казахское население имело постоянные зимовки с жилыми и хозяйственными строениями. В южной скотоводческой зоне зимними строениями являлись в основном мазанки и землянки.

Следующие два типа оседлых поселений казахов - временные зимовки и городища - былираспространены в XVII-XVIII вв. в качестве ставок  степных аристократов - ханов, султанов, биев ,крупных скотоводов-баев. В последующие периоды  эти типы поселений прекратили свое существование. Больше всего были распространены первый и второй типы  поселения как наиболее соответствующие  традиционному укладу жизни казахов формы стационарных поселений.

И все же юрты были самым распространенным типом жилища не только в быту, но и в сфере хозяйственной деятельности. Об этом свидетельствует и то, что техническому совершенствованию и украшению юрты уделялось много внимания. Отсюда – широкая распространенность среди казахов в прошлом подвижного, кочевого типа поселения.

Строительство оседлых жилищ и животноводческих помещений имело важное значение в развитии оседлости. В XIX в. число переходивших от кочевого образа жизни к оседлому постоянно увеличивалось, а к 30-м годам XX столетия в силу исторических обстоятельств процесс перехода казахов к оседлому образу жизни в основном завершился.