Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


44


45



Задания для детей

1. Педагог дает детям задание: «Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте красивую букву у. Не забудьте произнести заклинание:

Щу-щу-щу, чу-чу-чу, Это то, что я хочу. Нужен мне вот этот знак. Я его рисую так!»

2. Педагог дает следующее задание: «Прочитайте нарисованные буквы, разбудите спрятанные внутри звуки».

3. Педагог просит детей вспомнить, как страшно выли в лесу вол­ки, и попробовать протянуть: «У-у-у!», затем объясняет: «Долго не за­мирает звук [у]. Значит, он... Верно, гласный, как и звуки [а], [о], [э].

Буква у, которую мы нашли, обозначает гласный звук».

4. Педагог дает задание детям придумать слова, которые начина­ются со звука [у], в каких звук [у] слышится в середине, в конце слова.

Словарик: утка, уж, утро, урна, уголь, умный; гусь, звук, сук, друг, круг, руль, дуб; дружу, кружу, брожу, дрожу, сижу, ношу, вожу, гну, рву.

5. Педагог показывает детям картинки (см. прил. 3). Под картин­ками - слова с пропущенными буквами у (...ж (уж), кр...г (круг), м...ха (муха)). Затем педагог дает задание рассмотреть картинки и сказать, что на них нарисовано, ответить на вопрос: «Какие две картинки можно было бы объединить в группу, а какую картинку исключить?»

6. Педагог дает задание детям: «Еще раз четко произнесите слова «уж», «круг», «муха». Во всех них четко слышится звук [у]. В каких словах он слышится в начале, в каких - в середине?»

7. Педагог просит детей вставить в слова под картинкой вместо пропусков букву, обозначающую звук [у], для чего вызывает троих к доске или в центр круга, где лежит плакат.

8. Педагог дает задание скопировать слова.

9. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно­цветных букв у.

Занятие 12


Закрепление знаний о буквах О, А, Э, У

Беседа с детьми

Педагог задает детям вопросы: «Какую букву нам удалось отыс­кать на прошлом занятии?», «Какой звук она обозначает?», «Этот звук состоит из голоса. Как мы называем звуки, состоящие из голо­са?», «Какие еще гласные звуки мы знаем?»

46

Проводится игра «Немые звуки». Педагог предлагает некоторым детям нарисовать цветными мелками буквы на доске или на боль­шом листе бумаги, разложенном на полу. Затем дети разглядывают рисунки с буквами у, выполненные дома.

Задания для детей

1. Педагог дает детям задания, комментируя их: «Из нарисован­ных дома букв у выберите самую красивую и обведите в кружочек. Из нее можно вырастить большую букву. Главное - сказать нужные волшебные слова и правильно посыпать маленькую букву порош­ком роста:

Был крючок с ноготок,

Стал, как дерево, высок!

Отправьте на прогулку большую У и маленькую букву у. Перед тем как рисовать буквы, произнесите такие слова:

Испишу я буквой у Всю тетрадную строку!»

2. Перед каждым ребенком - рифмованный текст. Педагог читает его вслух:

Гуси и утки Любили шутки. Обуют лапки В красные тапки И в красных тапках Уснут на лавках.

Затем дает задание: «Отыщите в нем все буквы у и подчеркните красной черточкой. Затем найдите все буквы а, все буквы о и все буквы э: букву о обведите в кружок, вокруг буквы а нарисуйте тре­угольничек, вокруг буквы э — квадратную рамочку» и просит от­ветить на вопрос: «Какой буквы для гласного звука не оказалось втексте?»

3. У детей - карточки с кусочками «размытых» букв о, а, э, у (см. прил. 4). Педагог дает задание восстановить по оставшимся кусочкам целые буквы.

4. Педагог читает следующий текст: «Пришла пора выбираться 113 Дремучего леса, куда мы попали в поисках букв. Только как?

Буква у нам помогла -Встала в пару с буквой а. А да у — вот и готово В лесу спасительное слово.

47

Какое? Если отгадаете, мы сразу найдем верную дорогу», затем показывает детям карточки с буквами а и у, предлагает составить из них слово и прочитать его. В конце задает вопрос: «Что получится, если поменять буквы местами?»



5. Домашнее задание для желающих: на альбомном листе нари­совать коллаж из цветных букв для гласных.

Занятие 13 Встреча с буквой Ы

Беседа с детьми

Дети и педагог рассматривают рисунки, сделанные дома. Затем педагог просит детей ответить на вопросы: «Найдите на рисунках буквы а и буквы у. Какие слова можно сложить из этих букв?», «Ка­кой звук обозначает эта буква (буква а)? А эта (буква у)?», «А и у состоят из голоса. Как называются такие звуки?», нарисовать слово «ау», которое должно вывести нас из сказочного леса.

Текст для чтения или рассказывания

Черные носы,длинныеусы

Кончился дремучий лес. Оглянулись мы вокруг — впереди рытвины да бугры. А из земляной дыры, из-под горы гнилой коры вылезают две крысы — черные носы, длинные усы - и давай зубами клацать: «Клы-клы-клы!»

Но мы не растерялись, а громко рассмеялись:

- Крысы, крысы из дыры! Отдавайте букву ы!

Крысы от досады пасти раскрыли, а мы букву ы раздобыли. Теперь и буква ы у нас есть!» (Педагог показывает детям картинку со ска­зочной буквой ы. Затем все вместе они произносят следующие риф­мованные строки, настраивающие на выполнение заданий:

Делу время, потехе час.

Время занятий настало для нас!)

Задания для детей

1. Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом: «Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте красивую букву ы. Для нее существует особое заклинание:

48

Буква ы вразвалочку Ковыляет с палочкой.

Запомните: палочку буква ы всегда ставит справа».

2. Педагог показывает детям зашумованную картинку с буквой Ы (см. прил. 5, рис. 4) и просит показать «спрятанные» в ней буквы.

3. Педагог дает детям задание придумать, как можно больше слов, в которых есть звук [ы].

Словарик: крыса, дырка, выдра, рыба, бык, сыр, дым, крыша; быть, плыть, рыть, выть, ныть; нет лисы, нет дыры, нет воды, нет

трубы.

Затем задает вопрос: «Есть ли среди слов такие, которые начина­ются на звук [ы]?» и комментирует ответ детей: «Таких слов нет. Удивительно!»

4. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Попробуйте по­тянуть звук [ы]. Он умеет петь?», «Да. Значит, этот звук тоже глас­
ный. Какие еще гласные звуки вы знаете?», «Чем они отличаются от звука[ы]?»

5. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками под­писи с пропущенной буквой ы (с...р, (сыр)р...ба (рыба), д...м (дым), 6„„к (бык)).

Педагог дает задание рассмотреть картинки, сказать, где слышит­ся звук [ы]: в начале, в конце или в середине слова, вставить пропу­щенные буквы, обозначающие звук [ы], в слова под картинками.

6. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какие слова явля­ются названиями животных?» и скопировать их.

7. Домашнее задание для желающих: «Несмотря на свою хромоту, буква ы любит гулять в горах. Можно нарисовать такую картинку:

Вот спускаются с горы Две чудесных буквы ы.

Или такую:

Вот спускаются с горы Три чудесных буквы ы».

Занятие 14

Закрепление знаний о буквах А, О, Э, У, Ы

Беседа с детьми

Педагог предлагает детям рассмотреть домашние рисунки, по-Считать буквы ы и вспомнить события предыдущего занятия: «Ка-*°й звук обозначает эта буква (буква ы)?», «Умеет ли этот звук петь?»,

49

«В каких словах можно услышать звук [ы]?», «Чем отличается звук [ы] от других известных нам гласных звуков?»

Проводится игра «Немые звуки». Теперь дети должны уметь вы делять целых пять гласных звуков: [о], [а], [э], [у], [ы], поэтому играть в чтение по губам стало труднее.

Задания для детей

1. Педагог показывает детям картинки и дает задание: «По смотрите на картинки (см. прил. 3) и угадайте, какие гласные звуки произносит мальчик. Нарисуйте под картинками и на листе бумаге буквы, которыми эти звуки обозначаются».

2. Перед каждым ребенком -рифмованный текст. Педагог читает его вслух:

Выдра ныряет, Ныряет, ныряет, Рыбу выдрятам К обеду поймает.

Затем дает задание: «Сначала отыщите в тексте все буквы и подчеркните их двумя черточками. Потом найдите все остальные известные вам гласные буквы: букву о обведите в кружочек, вокруг буквы а нарисуйте треугольничек, вокруг буквы э - квадратную рамку, букву у подчеркните одной красной черточкой» и задает вопрос «Каких букв для гласных звуков не оказалось в тексте?» Условные обозначения надо изобразить на плакате.

3. Перед детьми - карточки с элементами «размытых» букв о, а,э, у, ы (см. прил. 4). Педагог просит их восстановить каждую буки по ее части.

4. Педагог дает детям задание нарисовать все буквы для гласных звуков, которые они отыскали во время сказочного путешествия.

5. Игра «Выразительные звуки». Дети становятся в круг и берутся за руки. Педагог напоминает, что букву для каждого звук дети находили в определенных ситуациях. Например, буква о была обнаружена в тот момент, когда путешественники очень удивились, увидев говорящую курицу. Появление буквы а вызвало чувства восторга, наслаждения природой. Буква э подвернулась детям, когда они стояли, задумавшись у перекрестка дорог. А буква у – когда путешественники блуждали по темному лесу и испытывали чув- ство... (страха).

Педагог. Попробуем снова произнести гласные звуки, наполняя их этими чувствами. (Указывает в центр круга на воображаемый предмет.} Что это? (Дети и педагог на цыпочках сходятся к центру круга, изображая удивление.}

Дети. О-о-о!

Педагог (шепчет с восторогом). Что это здесь лежит? Какая

красота!

Дети (на вдохе). А-а-а!

(Круг расширяется, словно от полноты чувств.)

П е д а г о г. Но что это происходит?

Дети (задумчиво). «Э-э-э!».

Педагог (с изменившимся лицом). Какой ужас!

Дети (трясясь от «страха»). У-у-у!

Педагог (решительно, мужественно). Дадим страху отпор!

Дети (сжимая кулаки и скаля зубы). Ы-ы-ы!

(Все замирают и несколько секунд не двигаются. Глубокий выдох.)

Занятие 15

Игры со звуками и буквами

Кроме звуковых игр «Выразительные звуки» и «Немые звуки», на этом занятии можно играть с «добытыми» во время путешествия буквами, изображенными на карточках. Набор карточек должен быть как у педагога (демонстрационный), так и у каждого ребенка.

1. Игра «Озвучь букву для гласного». Педагог предлагает детям прочитать буквы на поочередно показываемых карточках. Показ кар­точек можно сопровождать различными игровыми условиями. На­пример, дети произносят букву, пока педагог держит карточку. Он может убрать ее очень быстро или подержать подольше. Можно раз­делить детей на команды. Каждая команда озвучивает только опре­деленные буквы, например: одна - о, у, э, а другая - а и ы.

2. Игра «Домик для звука». Педагог называет односложные сло­ва, например «мак», «рот», «кран», «сыр», «сук», «нос» и т. п. Дети должны распознать гласный звук и поднять карточку с буквой, обо­значающей этот звук.

Игра приобретает «остросюжетный» характер, если из детей, освоивших правила, формируются две команды по три-четыре чело­века. Если кто-нибудь из членов команды допускает ошибку, он вы­бывает из игры. Следует учитывать также время, в течение которого Играющий подбирает букву из набора карточек. Тот, кто подглядыва-ет, тоже выбывает. Побеждает та команда, которая за время «тайма» потеряла наименьшее число игроков.

3. Игра «Разложи буквы в нужном порядке». Игра нацелена на Ренировку как умения различать буквы, так и слуховой памяти. се Дети делятся на две команды, которые выстраиваются на ли-нии старта.



51


50



Ведущий (педагог) называет ряд из двух-трех гласных звуков, на­пример: [о], [а], [э]. Игроки (по одному от каждой команды) по сигна­лу (взмах руки или платочка, звук колокольчика) бегут к условному месту, где располагается «банк» карточек с буквами, выбирают нуж­ные и выкладывают в названной последовательности. Тот, кто выпол­нил задание без ошибок и быстрее, зарабатывает своей команде очко.

Так как в этой игре существенны быстрота реакции и общая под­вижность, педагог должен учесть это обстоятельство, формируя ко­манды и составляя пары соревнующихся игроков.

Гл а ва 4

ЗНАКОМСТВО С И

И ЙОТИРОВАННЫМИ БУКВАМИ

(Я, Е, Ё, Ю), С БУКВОЙ И

Занятия 16-17 Встреча с буквой И

Занятие 16

Беседа с детьми

Занятие начинается с проведения двух-трех игр (звуковых и с кар­точками) по выбору педагога и детей. По ходу каждой игры педагог задает детям вопросы: «Как называются звуки, состоящие из голо­са?», «Какие гласные звуки вы умеете выделять?», «Буквы для каких звуков вы обнаружили во время путешествия?» и т. п. Затем педагог предлагает детям послушать новую сказку.

Текст для чтения или рассказывания

Сказка про злуюКолдунью, которую училичитать

Жила-была на свете злая Колдунья. По правде говоря, она была не очень злая, да и колдовать как следует не умела. Но поскольку особенно доб­рой ее тоже нельзя было назвать, а как-то звать все-таки надо было, то и решили: пусть считается злой. За всю свою колдовскую жизнь Кол­дунья совершила только один злой поступок, да и то, когда была ма­ленькой девочкой.

Дело в том, что в детстве у Колдуньи была очень строгая бабушка. Она мечтала сделать из маленькой Колдуньи знаменитую волшебницу и каждый день заставляла ее разбирать колдовской букварь. С завтрака до самого обеда маленькая Колдунья сидела за кухонным столом, зава­ленным сушеными мушиными лапками, из которых бабушка варила эликсир бодрости, водила линейкой по строчкам и повторяла: «А-а-а! Б-б-б!». Для эликсира бодрости надо было нащипать ровно 435 муши­ных лапок. На 249 лапке бабушка все время сбивалась со счета и начи­нала сердиться: «И что это за чтение! А-а-а! Б-б-б! Никакой четкости, никакой выразительности! А скорость-то, скорость! Ты черепахой хочешь

53