Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
середине), «скита­лец» (в начале), «киска» (в начале), «ракета» (в середине)».

81

Педагог дает детям задание придумать слова, начинающиеся со звука [к'].

Словарик: кит, киска, кино, кефир, кетчуп, кегли; кидать, ки- петь, киснуть; кислое, китовый, кефирный, кедровый.

Затем поясняет, что в конце слов мягкого [к'] никогда не бывает.]

3. Педагог дает детям задания, комментируя их следующим текстом: «Положите руку на горлышко и произнесите: [к], [к']. Это глухие звуки или звонкие? Горлышко не дрожит, значит, [к] и [к'] - глухие. Они со- стоят только из шума. Голос в их образовании не участвует.

Произнесите еще раз звук [к], но попробуйте «добавить» к нему голос. Какой звук получился? Звук [г]. Звуки [к] и [г] составляют пару. Представьте себе, что в царстве звуков есть волшебное зеркало. Если звук с голосом посмотрит в это зеркало, в нем отразится безголосый, глухой звук. Если же на свое отражение будет смотреть глухой звук, он, наоборот, увидит звук звонкий.

Как вы думаете, что увидит в зеркале звук [з]? А звук [с']?»

4. Педагог дает детям задание взять палочку-рисовалочку, нари­совать букву к, украсить ее:

Щу-щу-щу, чу-чу-чу, Это то, что я хочу. Нужен мне вот этот знак. Я его рисую так!

5. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно­цветных буковок к.

Занятие 44

Занятие проводится по аналогии с занятием 31.

Задания для детей

1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы к и поставить под ними точки:

Карлик был ужасно зол: Нацепил кривой камзол.

2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - сло­ва, с пропущенной буквой к {...уст (куст), ...от (кот), ...оза (коза)).

Педагог просит детей ответить на вопрос: «С какой буквы долж­ны начинаться слова под картинками?» и вписать в слова вместо про­пусков букву к.

Затем задает вопросы: «Твердый или мягкий звук обозначает здесь буква?», «Какой звук обозначает буква к в этих словах - твердый или мягкий?», «Какая картинка может считаться лишней и почему?»

82

3. Педагог задает детям вопросы: «Кто нарисован натсартинке?», «С какого звука начинается слово «кит»?», «Какую букву надо впи­
сать в слово под картинкой?» и дает задания прочитать слоги с мяг­кими согласными звуками, придумать слова, в которых есть такие слоги: зе, се, ке, зи, си, ки, комментируя их следующим текстом: «Изобразить мягкий звук [к'] букве к всегда помогают две буквы -е и и. Помощью букв я, ё, ю она не пользуется, не обращается и за помощью к мягкому знаку».

Словарик: зебра, зелень, сера, серый, кеды, кепка; Зина, зим­ний, синий, сизый, кит, кислый.

4. Перед детьми - зашумованные картинки с буквами к, о, у (см. прил. 5, рис. 2, 7, 8). Педагог дает задание: «Какие буквы здесь спрятаны? Из этих букв можно составить звукоподражательные слова. Кто может так «разговаривать»? Нарисуйте эти слова».

5. Игра в ребусы (см. прил. 3). (Кот, ком, кит; коза, кино, куры.)

6. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - под­писи, в которых все буквы перепутались (ксо (сок), ксу (сук), сыко (косы), сыо (осы), зыко (козы)).

Детям надо найти для каждой буквы правильное место и нарисо­вать слова.

Занятия 45-48 Встреча с буквой Т

Занятие 45

Беседа с детьми

Занятие начинается с игр звуковых и на различение букв. Затем по картинкам дети восстанавливают содержание сказочного отрыв­ка, на котором оборвалось повествование. Вспоминают, какие бук­вы они извлекли из волшебных картинок.

Текст для чтения или рассказывания

Сказка про прекраснуюдочь Звездочета и про корень зла. Напутствие горбатого Гнома

- Теперь ты понял, что делать? - скрипучим голосом спросил Гном Рыцаря. — Чтобы спасти твою невесту, требуется отыскать корень зла, из которого произрастают ее несчастья.

И теребя тощую бородку пальцами в теплых перчатках, тихонько про­бормотал:

83

- Ты пробудил во мне теплые чувства: придется дать тебе провожатог Ступай с ним, чтобы не потерялся, - обратился он к Гусю, - помог отыскать заветную тропу. Но это еще не все. Тому, кто отыщет корек зла, придется вступить с ним в схватку — разрубить его. Это труди работа. Справиться с ней может лишь тот, кто владеет титановым топором из наследства трудолюбивых гномов. Смотри! Вот этот топор!

Гном неторопливо открыл старинный сундук и, достав волшебны? топор, протянул его Рыцарю. До чего же он был тяжелым! Топор тянул юношу к земле, хотел выр-| ваться, вывернуться из рук. Но Рыцарь устоял и выпрямился во весь рост, не выпустив топора из рук. А тот, будто признав за ним силу, утра-| тил свою строптивость.

- Тебе пора! — вдруг заторопил путника Гном.

И Рыцарь с волшебным топором и со странным своим провожатым дви-

нулся к тёмному лесу...

Задание для детей

Домашнее задание для желающих: нарисовать картинку к новой сказочной главе.

Занятие 46

Проводится по аналогии с занятием 30. Картинка к сказке с изоб- ражением буквы т-в прил. 1.

Занятия 47-48

Задания для детей

1. Педагог показывает карточку с буквой «Т» и дает детям за­дание отыскать в рифмованном тексте все буквы т и поставить под ними точку:

Топорище топора

Тяжелее, чем гора.

2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками — слова с пропущенной буквой т (кро... (крот), ено... (енот), бегемо... (бегемот)). Педагог задает вопросы: «Как одним словом ответить на вопрос: «Кто нарисован на этих картинках?» (крот, енот, бегемот -это животные), «На какой звук оканчиваются все слова - названия животных?» и дает задание вписать в слова под картинками вместо пропусков букву, обозначающую звук [т].

3. Педагог просит детей прицепить к вагончику с буквой т паро­возики-гласные: вписать в окошки одних локомотивов буквы а, о, у, э, ы, а в окошки других - буквы я, ё, е, ю, и, прочитать слоги.

84

4. Перед детьми - картинка (см. прил. 3). Под картинкой — слова, с пропущенными буквами (...нут по...нут (тянут потянут)). Педа­гог просит детей ответить на вопросы: «Что делают герои сказки?», «С какого звука начинается слово «тянут»?», «Какие две буквы надо вписать в слова под картинкой?»

5. Педагог просит детей прочитать слоги с твердыми согласны­ми звуками (см. прил. 3), подобрать к ним мягкие пары: та, ту, тэ, то, ты, обвести в рамочку слог, который может быть словом.

6. Педагог просит детей произнести слова: «верить», «любить», «искать», «спасать», «побеждать» и ответить на вопросы: «На какой звук они оканчиваются?», «С помощью каких букв можно изобразить
звук [т'] в конце слова?». Затем детям надо нарисовать эту букву.

7. Перед детьми - зашумованные картинки с буквами т, к, о (см. прил. 5, рис. 2, 8, 9). Педагог дает задание: «Какие буквы здесь спрятались? Нарисуйте их. Какое слово можно составить из этих букв? (кот). Нарисуйте его. Это слово необычное. Его можно прочитать задом наперед. Какое слово получилось? Нарисуйте его».

8. Педагог дает детям задание составить как можно больше слов из этих букв: т, и, о, к, у, с. (Каждая буква может повторяться не­сколько раз.)

Словарик: кот, ток, кит, сук, сок, куст, стук, сток, кто, ус, утки.

Занятия 49-51 Встреча с буквой Д

Занятие 49

Беседа с детьми

В начале занятия можно предложить детям игры со словами и с картинками. Затем по рисункам восстанавливается содержание сказ­ки про заколдованную дочь Звездочета.

Текст для чтения или рассказывания

Сказка про прекрасную дочь Звездочета

и про корень зла. Долинадуплистыхдеревьев

.. .Путники двигались по дремучему лесу. За одним долгим днем сле­довал другой, а просвета все не было. Солнечные лучи с трудом отыс­кивали путь в густой листве деревьев. Зато дождь без труда добирался до путников и заставлял дрожать от холода.

- Что бы я делал без тебя, дружок? - с благодарностью думал Рыцарь, когда Гусь едва заметными тропками вел его через гиблое болото или помогал пробраться через густой бурелом.

85


86

Но в один прекрасный день дремучий лес кончился. Взгляду путников открылась долина, поросшая редкими деревьями. В долине, словно стражи порядка, росли громадные дубы, вознесшие свои ветви прямо к небу.

- Какие чудесная долина, - подумал Рыцарь. - Но где-то, среди этого величия и красоты притаилось страшное Дерево-чудовище - дерево злобных колдовских чар. От мыслей его отвлек говорящий Гусь:

— Здесь простимся мы с тобой. Я потороплюсь домой. Ты один войдешь теперь В заколдованную дверь.

Не успел он закончить, как Рыцарь и впрямь увидел перед собой странную дверь. Не было ни замка, ни маленького домика, которым она могла бы служить входом. Дверь висела между небом и землей, сама по себе, и поскрипывала давно не смазанными петлями.

- Это вход в Долину дуплистых деревьев. Иначе туда нельзя попасть,
сказал Гусь и скрылся в зарослях кустарника.

- Га-га-га! Га-га-га! Там настигнешь ты врага! — издалека донеслось до Рыцаря.

Он, не раздумывая, шагнул через порог заколдованной двери и очутился в долине. Всюду, куда ни кинешь взгляд, поднимались к небу древние раскидистые дубы. В каждом дубе было довольно большое дупло, а в дуплах гнездились дятлы. Каждое утро дятлы вылетали из своих домиков и принимались долбить кору деревьев. Тогда по всей долине: раздавалась задорная барабанная дробь. Рыцарь почувствовал, как ус­тавшая душа его наполняется бодростью, а в сердце рождается надеж­да на победу.

И тут он увидел Дерево-чудовище. Он узнал его сразу, с первого взгля­да, потому что во всей долине это было единственное дерево без дупла

- дерево, не пожелавшее приютить дятлов. Безобразные, корявые его ветви вздымались вверх, как головы драконов. И ни одна птица не ос- меливалась присесть на них, чтобы отдохнуть или спеть песню. Это дерево не угощало обитателей долины своими плодами. Среди гряз­ных коричневых листьев виднелись кроваво-красные ягоды — ядови­тые ягоды бедствий!

- Я добрался до тебя, Дерево-чудовище! - воскликнул Рыцарь и под­нял свой топор.

Дерево задрожало от страха и досады, и на Рыцаря обрушился целый град дурно пахнущих, отравляющих дыхание ягод.

- Я пришел, чтобы срубить тебя! - крикнул он и нанес удар топором по стволу Дерева-чудовища. Ветви-драконы закачались, заскрипели и бросились в схватку. Они больно и злобно стегали юношу, стараясь выбить из рук топор, сломать руки, выцарапать глаза. Ствол же дерева,

казалось, даже не чувствовал ударов топора - таким он"-был крепким. Десять дней рубил Рыцарь заколдованный дуб, не давая себе передыш­ки ни для сна, ни для еды. Он был весь изранен: лицо исцарапано в кровь, жилы на руках и ногах вздулись, спину ломило от напряжения. Но юноша не опустил топора до тех пор, пока Дерево-чудовище не пошатнулось. С диким треском рухнуло оно, грозя задавить смельчака, и корни его вздыбились над землей.

Рыцарь сразу узнал корень зла - так похож он был на змею, в которую обратилась его любимая - и, собрав последние силы, обрушил на него яростный удар. Корень задрожал и рассыпался в прах.