Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Скоро дети сами начнут удивлять вас своими изысканиями. Дай­те им только толчок. Кстати, обнаружится, что и сказок про буквы они знают гораздо больше, чем вы им рассказали: то ли услышали где-то, то ли сами придумали.

И это очень нелохая идея - взять и вместе с детьми придумать свою книгу «азбучных» сказок.

Педагог, работающий с малышами, должен все время ощущать на своей голове «шляпу волшебника» и быть готовым к тому, что из нее вылезет кролик. Чаще всего - в виде детского вопроса. А вопрос -это всегда узенький мостик к сотрудничеству и сотворчеству.

14

Будучи увенчанным волшебной шляпой, невозможно в течение всего занятия занимать только одну позицию - позицию сверху: ведь игра демократична по своей природе. А потому будет правильно, если учеб­ное (точнее игровое) помещение превратится в сложно организованное пространство, существовать в котором можно по крайней мере в трех позициях: 1) сидя за столами, 2) стоя (стоя очень удобно, например, рассматривать выставку рисунков или пейзаж за окном, а также играть в мяч) и 3) сидя (или даже лежа на животике) на ковре.

Такое расположение, во-первых, открывает новые возможности для перемещений, т. е. для дополнительных движений во время за­нятия: перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, под­прыгнуть и даже проползти (если дети сидят на ковре, то выполняю­щий задание, естественно, не «выходит к доске», а выползает на чет­вереньках в середину круга). А во-вторых, разрушает представление об учебной группе как о чем-то линейно упорядоченном и построен­ном в затылок друг другу. Можно, конечно, и в затылок, если так удобнее смотреть на доску или на картину. Но, кроме этого, можно еще и в кругу, глаза в глаза, лицом к лицу, или буквой п (Ура! - буквой!), или парами, или микрогруппами.

Основной эффект непростой организации пространства - разру­шение казенной атмосферы и академической холодности и, сле­довательно, расширение границ возможного. А можно, например, бегать. Беготня и крик во время эстафет или других соревнований, организованных, конечно же, с серьезнейшими образовательными целями, заряжают воздух невероятным количеством ионов мотива­ции - страстного желания отдать все силы во имя освоения грамоты или другой учебной премудрости.


Не это ли наша заветная педагогическая мечта - пробудить в ре­бенке желание учиться?

На подобных занятиях от взрослого требуется актерское мастер­ство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие игровой или сказочной действительности, а также способность разделить с ребенком эмоцию радостного удивления.

Но если по каким-то причинам дети в данный момент возбужде­ны другим происшествием, мысли и чувства их принадлежат друго­му значимому для них событию, или они сегодня настроены только играть, или только слушать и слушать сказку, педагог должен изме­нить план занятия и даже отказаться от реализации своих великих обучающих задач. Иначе он и дети окажутся в разных плоскостях реальности, и это исключает любую возможность сопереживания и сотворчества.

И волшебная шляпа окажется пустой уловкой не очень умелого фокусника...

15

Игры с буквами

Рукотворные буквы

Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулеч­ка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствую­щие названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.

Буквенный лабиринт

Играющие выбирают юлящего. Водящий выкладывает на полу бук­ву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.

Буквы на дереве, или «Принеси то, не знаю что»

Буквы пекут из соленого теста, раскрашивают пестрыми узора­ми или просто тонируют и развешивают на «буквенном дереве».

Затем среди играющих выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что». После этих слов царь крепко зажмури­вает глаза. А игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «сры­вает» с него букву. Затем «путешественник» возвращается к царю:



«Ходил я за горы высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не откры­вай, что за буква - отгадай!»

Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.

Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь, ощупав бук­вы, пытается отгадать, какое слово они составляют.

Очередность быть царем может определяться по жребию или счи­талкой.


Буквенные барельефы

Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы станут достойным украшени­ем фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (ры­царя, волшебника, принцессу), на дверях замка которого(ой) красу­ется такой герб.

16

Дорисуй букву

Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.

Буквенный след на спине

Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нуж­но угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.

В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водя­щих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.

Буквы на песке

Берется небольшой поднос с бортиками. В него насыпается мел­кий песочек или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.

Буквы вверх ногами

Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква.

Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень - когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.

Заколдованные буквы

Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.

Расти, буковка!

Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскаты­ваются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой - с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие - умень­
шить. Выигрывает та команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки.

17

О букве Я

Представляя букву я детям, можно обыгрывать ее по-разно­му. Но нельзя не обсуждать ее значение. Это личное местоимение первого лица, золотое сечение психологии, с которым связывают «я-субъектность», «я-концепцию», осознаваемое ядро личности. Вы только присмотритесь к этой букве: у нее даже головка есть, чтобы нарисовать в ней рожицу-портрет! В английском языке эта буква хотя и не открывает собой алфавит, но в качестве личного местоимения пи­шется с большой буквы. А в русском - вот беда! - ее не только не удос­тоили этой чести, но еще и задвинули в конец алфавита. Не просто зад­винули, а с приговоркой: «я - последняя буква в алфавите».

Что-то здесь не так! В некоторые времена все было наоборот. В те времена, когда великий муж Константин Философ (в монаше­стве Кирилл) только создал свою азбуку, названную по двум пер­вым буквам - аз и буки.

Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в мо­мент молитвы. А исторические источники уточняют: божественно­му откровению предшествовало долгое изучение Константином язы­ков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. Это языки Писания. На последних двух велись богослуже­ния. В священных текстах все имело смысл: содержание, форма за­писи, даже расположение букв. И Константин, владевший мудро­стью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал сла­вянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионе­ром и проповедовал среди славян христианство. А христианские идеи, чтобы встретили они любовь и понимание, полагал Философ, должно излагать на родном языке. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть. Потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал канонам священно­го письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как историю праведника и неправедного человека.

Аз и буки1 - две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово «азбука», обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный «быть первым», «свет­