ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Скоро дети сами начнут удивлять вас своими изысканиями. Дайте им только толчок. Кстати, обнаружится, что и сказок про буквы они знают гораздо больше, чем вы им рассказали: то ли услышали где-то, то ли сами придумали.
И это очень нелохая идея - взять и вместе с детьми придумать свою книгу «азбучных» сказок.
Педагог, работающий с малышами, должен все время ощущать на своей голове «шляпу волшебника» и быть готовым к тому, что из нее вылезет кролик. Чаще всего - в виде детского вопроса. А вопрос -это всегда узенький мостик к сотрудничеству и сотворчеству.
14
Будучи увенчанным волшебной шляпой, невозможно в течение всего занятия занимать только одну позицию - позицию сверху: ведь игра демократична по своей природе. А потому будет правильно, если учебное (точнее игровое) помещение превратится в сложно организованное пространство, существовать в котором можно по крайней мере в трех позициях: 1) сидя за столами, 2) стоя (стоя очень удобно, например, рассматривать выставку рисунков или пейзаж за окном, а также играть в мяч) и 3) сидя (или даже лежа на животике) на ковре.
Такое расположение, во-первых, открывает новые возможности для перемещений, т. е. для дополнительных движений во время занятия: перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если дети сидят на ковре, то выполняющий задание, естественно, не «выходит к доске», а выползает на четвереньках в середину круга). А во-вторых, разрушает представление об учебной группе как о чем-то линейно упорядоченном и построенном в затылок друг другу. Можно, конечно, и в затылок, если так удобнее смотреть на доску или на картину. Но, кроме этого, можно еще и в кругу, глаза в глаза, лицом к лицу, или буквой п (Ура! - буквой!), или парами, или микрогруппами.
Основной эффект непростой организации пространства - разрушение казенной атмосферы и академической холодности и, следовательно, расширение границ возможного. А можно, например, бегать. Беготня и крик во время эстафет или других соревнований, организованных, конечно же, с серьезнейшими образовательными целями, заряжают воздух невероятным количеством ионов мотивации - страстного желания отдать все силы во имя освоения грамоты или другой учебной премудрости.
Не это ли наша заветная педагогическая мечта - пробудить в ребенке желание учиться?
На подобных занятиях от взрослого требуется актерское мастерство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие игровой или сказочной действительности, а также способность разделить с ребенком эмоцию радостного удивления.
Но если по каким-то причинам дети в данный момент возбуждены другим происшествием, мысли и чувства их принадлежат другому значимому для них событию, или они сегодня настроены только играть, или только слушать и слушать сказку, педагог должен изменить план занятия и даже отказаться от реализации своих великих обучающих задач. Иначе он и дети окажутся в разных плоскостях реальности, и это исключает любую возможность сопереживания и сотворчества.
И волшебная шляпа окажется пустой уловкой не очень умелого фокусника...
15
Игры с буквами
Рукотворные буквы
Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.
Буквенный лабиринт
Играющие выбирают юлящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.
Буквы на дереве, или «Принеси то, не знаю что»
Буквы пекут из соленого теста, раскрашивают пестрыми узорами или просто тонируют и развешивают на «буквенном дереве».
Затем среди играющих выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что». После этих слов царь крепко зажмуривает глаза. А игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «срывает» с него букву. Затем «путешественник» возвращается к царю:
«Ходил я за горы высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за буква - отгадай!»
Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.
Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь, ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они составляют.
Очередность быть царем может определяться по жребию или считалкой.
Буквенные барельефы
Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы станут достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу), на дверях замка которого(ой) красуется такой герб.
16
Дорисуй букву
Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
Буквенный след на спине
Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.
Буквы на песке
Берется небольшой поднос с бортиками. В него насыпается мелкий песочек или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.
Буквы вверх ногами
Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква.
Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень - когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.
Заколдованные буквы
Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.
Расти, буковка!
Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой - с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие - умень
шить. Выигрывает та команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки.
17
О букве Я
Представляя букву я детям, можно обыгрывать ее по-разному. Но нельзя не обсуждать ее значение. Это личное местоимение первого лица, золотое сечение психологии, с которым связывают «я-субъектность», «я-концепцию», осознаваемое ядро личности. Вы только присмотритесь к этой букве: у нее даже головка есть, чтобы нарисовать в ней рожицу-портрет! В английском языке эта буква хотя и не открывает собой алфавит, но в качестве личного местоимения пишется с большой буквы. А в русском - вот беда! - ее не только не удостоили этой чести, но еще и задвинули в конец алфавита. Не просто задвинули, а с приговоркой: «я - последняя буква в алфавите».
Что-то здесь не так! В некоторые времена все было наоборот. В те времена, когда великий муж Константин Философ (в монашестве Кирилл) только создал свою азбуку, названную по двум первым буквам - аз и буки.
Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовало долгое изучение Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. Это языки Писания. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имело смысл: содержание, форма записи, даже расположение букв. И Константин, владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал среди славян христианство. А христианские идеи, чтобы встретили они любовь и понимание, полагал Философ, должно излагать на родном языке. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть. Потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал канонам священного письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как историю праведника и неправедного человека.
Аз и буки1 - две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово «азбука», обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный «быть первым», «свет
И это очень нелохая идея - взять и вместе с детьми придумать свою книгу «азбучных» сказок.
Педагог, работающий с малышами, должен все время ощущать на своей голове «шляпу волшебника» и быть готовым к тому, что из нее вылезет кролик. Чаще всего - в виде детского вопроса. А вопрос -это всегда узенький мостик к сотрудничеству и сотворчеству.
14
Будучи увенчанным волшебной шляпой, невозможно в течение всего занятия занимать только одну позицию - позицию сверху: ведь игра демократична по своей природе. А потому будет правильно, если учебное (точнее игровое) помещение превратится в сложно организованное пространство, существовать в котором можно по крайней мере в трех позициях: 1) сидя за столами, 2) стоя (стоя очень удобно, например, рассматривать выставку рисунков или пейзаж за окном, а также играть в мяч) и 3) сидя (или даже лежа на животике) на ковре.
Такое расположение, во-первых, открывает новые возможности для перемещений, т. е. для дополнительных движений во время занятия: перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если дети сидят на ковре, то выполняющий задание, естественно, не «выходит к доске», а выползает на четвереньках в середину круга). А во-вторых, разрушает представление об учебной группе как о чем-то линейно упорядоченном и построенном в затылок друг другу. Можно, конечно, и в затылок, если так удобнее смотреть на доску или на картину. Но, кроме этого, можно еще и в кругу, глаза в глаза, лицом к лицу, или буквой п (Ура! - буквой!), или парами, или микрогруппами.
Основной эффект непростой организации пространства - разрушение казенной атмосферы и академической холодности и, следовательно, расширение границ возможного. А можно, например, бегать. Беготня и крик во время эстафет или других соревнований, организованных, конечно же, с серьезнейшими образовательными целями, заряжают воздух невероятным количеством ионов мотивации - страстного желания отдать все силы во имя освоения грамоты или другой учебной премудрости.
Не это ли наша заветная педагогическая мечта - пробудить в ребенке желание учиться?
На подобных занятиях от взрослого требуется актерское мастерство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие игровой или сказочной действительности, а также способность разделить с ребенком эмоцию радостного удивления.
Но если по каким-то причинам дети в данный момент возбуждены другим происшествием, мысли и чувства их принадлежат другому значимому для них событию, или они сегодня настроены только играть, или только слушать и слушать сказку, педагог должен изменить план занятия и даже отказаться от реализации своих великих обучающих задач. Иначе он и дети окажутся в разных плоскостях реальности, и это исключает любую возможность сопереживания и сотворчества.
И волшебная шляпа окажется пустой уловкой не очень умелого фокусника...
15
Игры с буквами
Рукотворные буквы
Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.
Буквенный лабиринт
Играющие выбирают юлящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.
Буквы на дереве, или «Принеси то, не знаю что»
Буквы пекут из соленого теста, раскрашивают пестрыми узорами или просто тонируют и развешивают на «буквенном дереве».
Затем среди играющих выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что». После этих слов царь крепко зажмуривает глаза. А игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «срывает» с него букву. Затем «путешественник» возвращается к царю:
«Ходил я за горы высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за буква - отгадай!»
Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.
Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь, ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они составляют.
Очередность быть царем может определяться по жребию или считалкой.
Буквенные барельефы
Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы станут достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу), на дверях замка которого(ой) красуется такой герб.
16
Дорисуй букву
Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
Буквенный след на спине
Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.
Буквы на песке
Берется небольшой поднос с бортиками. В него насыпается мелкий песочек или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.
Буквы вверх ногами
Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква.
Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень - когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.
Заколдованные буквы
Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.
Расти, буковка!
Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой - с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие - умень
шить. Выигрывает та команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки.
17
О букве Я
Представляя букву я детям, можно обыгрывать ее по-разному. Но нельзя не обсуждать ее значение. Это личное местоимение первого лица, золотое сечение психологии, с которым связывают «я-субъектность», «я-концепцию», осознаваемое ядро личности. Вы только присмотритесь к этой букве: у нее даже головка есть, чтобы нарисовать в ней рожицу-портрет! В английском языке эта буква хотя и не открывает собой алфавит, но в качестве личного местоимения пишется с большой буквы. А в русском - вот беда! - ее не только не удостоили этой чести, но еще и задвинули в конец алфавита. Не просто задвинули, а с приговоркой: «я - последняя буква в алфавите».
Что-то здесь не так! В некоторые времена все было наоборот. В те времена, когда великий муж Константин Философ (в монашестве Кирилл) только создал свою азбуку, названную по двум первым буквам - аз и буки.
Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовало долгое изучение Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. Это языки Писания. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имело смысл: содержание, форма записи, даже расположение букв. И Константин, владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал среди славян христианство. А христианские идеи, чтобы встретили они любовь и понимание, полагал Философ, должно излагать на родном языке. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть. Потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал канонам священного письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как историю праведника и неправедного человека.
Аз и буки1 - две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово «азбука», обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный «быть первым», «свет