ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лым князем». Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо. Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным числом букв. В правом столбике (слово «правый» происходит от слова «правда») - «хорошие» буквы, связанные с Аз-первым, в левом - «плохие» буквы, «букины».
1 Изложено по книге: Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, I 1991.
18
Названия букв кириллицы были, как известно, словами: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» и т. д. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз-праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни, другая - о жизни Буки-пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.
Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали, как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.
Даже в начертании букв правого и левого столбика сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче. У букв левой стороны была сложная, вычурная форма, освоить их было гораздо труднее. Так что все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и языком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик предложенный ему жизненный урок.
Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился с букву а, Буки - в букву б (бэ), веди - в в (вэ) и т. д.
Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь. Но, может быть, имеет смысл рассказывать детям о том, чем были буквы раньше? Ведь тогда становятся ясными непонятные прежде выражения: почему, например, пугали непослушных детей Букой? Или почему буква, обозначающая одну из важнейших реалий действительности, - личное местоимение «я» оказалась в нашей азбуке на последнем месте? Да нет же! Первой она была, первой. Только произносилась по-другому: «Аз». «Аз семь человек!» Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему.
История Аз-первого
«Родоначально Первый: ведай учение, говори-поступай добронравно, по естеству живи; усердно работай, люби свою землю, постигай мироздания сущность; как люди мыслящий, наш брат мудро-любивый, изречешь слово твердо, укрепишь закон, обретешь славу, жизнь вечную».
История Буки-пустого
«Безначальным будешь - мерзко закончишь, утробная тварь; шваль суетная, вор, пьянюга, враг-еретик, выпадет доля горькая, изувера изловят, измают, в узилище заточат, казнят; издохнешь псиной смердящий прах».
19
Учить писать дошкольника? Категорически нет!
Интервью с директором Института возрастной физиологии РАС доктором биологических наук Марьяной Михайловной Безруких.
Марина Аромштам: Марьяна Михайловна! Как Вы счита ете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?
Марьяна Безруких: В результате исследований, проведен ных нашим Институтом, установлено, что методика обучения дете$ безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональные возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению пси хофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполненш биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенке гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо не может быть безот< рывным. Связным - да, но не безотрывным. Даже при сформированном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой - три. Это зависит от механизмов темповой орган» зации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у другого в речи после каждого слова - пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности. Марина А р о м ш т а м: Почему?
Марьяна Безруких: Потому что формирование навыка
письма - сложнейший и длительный биологический процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок не готов к письму не только в шесть, но и в семь, а порой и в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых письменных букв, нужен достаточно длительный предактивный период, т. е. период
20
одготовки. И этот период подготовки к школе должен включать
как минимум 30 занятий. ^
Марина Аромштам: Почему подготовительный период должен быть таким долгим?
Марьяна Безруких: Потому что, прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать линии (ровную, прямую, наклонную), овалы. Он должен научиться работать в строке (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы
печатных букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тренируйте у детей мышечное чувство и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До девяти лет мышечное чувство, как физиологи называют его -кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов.
Марина Аромштам: Но существует мнение, что чем больше ребенок выполняет технических, упражнений, например много штрихует, тем легче ему потом научиться писать.
Марьяна Безруких: Это совершенно ложное утверждение.
У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обучали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали -целые тетради. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функций. Сделать это в возрасте пяти-шести лет очень просто.
Марина Аромштам:В чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?
Марьяна Безруких: Гораздо в большей степени, чем про-писывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, включится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль...
Автор выражает благодарность Анатолию Пинскому, Марине Гиверц и английским коллегам вальдорфской школы в Кт§з1ап§1у за возможность познакомиться с их идеями и методами обучения. Без этого книга была бы невозможна.
Гл а в а 1
УРОКИ ФОНЕТИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Урок 1. Фонетика
Чтобы люди могли разговаривать, слова должны звучать, причем звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался рНопе От греческого слова и произошло название науки, которая изучав! звуки речи, закономерности их произношения и изменения, соответствие письменным нормам языка. Это наука фонетика.
Для обозначения звука в фонетике используется специальны значок [ ]. С помощью фонетической записи передается действитель| ное звучание речи.
Урок 2. Гласные и согласные
При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон -это музыкальный звук. Чтобы упростить объяснение образования звуков детям, тон называют «голосом».
Звуки языка могут состоять только из тона, голоса (или, по-старославянски, из «гласа»), тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума с тоном (голосом) и называются со
гласными.
Гласные - «ртораскрыватели»: чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные, наоборот, - «ртосмыкатели»: чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать рот.
Ошибки взрослых. Случается, что во время занятий на произношение звуков взрослый предлагает малышу придумать слова на какую-нибудь букву, например, на букву б (бэ). Для ребенка, еще не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква-это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать, как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с дошкольниками - развивать умение малыша различать звуки в словах, поэтому лучше просить детей придумывать слова, которые начинаются на какой-нибудь звук. Но тогда в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если вы хотите услышать от ребенка слова на звук [б], то и произнести его надо четко и коротко, без гласной «добавки» [э].
22
у р о к 3. Звонкие и глухие согласные
Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называется звонким, если только из шума - глухим.
Среди согласных существуют так называемые парные: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [Д] - М, [з] - [с], [ж] - [ш].
Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный.
Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим.
Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на какой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет такой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться представление о различии звука и буквы.
1 Изложено по книге: Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, I 1991.
18
Названия букв кириллицы были, как известно, словами: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» и т. д. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз-праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни, другая - о жизни Буки-пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.
Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали, как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.
Даже в начертании букв правого и левого столбика сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче. У букв левой стороны была сложная, вычурная форма, освоить их было гораздо труднее. Так что все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и языком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик предложенный ему жизненный урок.
Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился с букву а, Буки - в букву б (бэ), веди - в в (вэ) и т. д.
Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь. Но, может быть, имеет смысл рассказывать детям о том, чем были буквы раньше? Ведь тогда становятся ясными непонятные прежде выражения: почему, например, пугали непослушных детей Букой? Или почему буква, обозначающая одну из важнейших реалий действительности, - личное местоимение «я» оказалась в нашей азбуке на последнем месте? Да нет же! Первой она была, первой. Только произносилась по-другому: «Аз». «Аз семь человек!» Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему.
История Аз-первого
«Родоначально Первый: ведай учение, говори-поступай добронравно, по естеству живи; усердно работай, люби свою землю, постигай мироздания сущность; как люди мыслящий, наш брат мудро-любивый, изречешь слово твердо, укрепишь закон, обретешь славу, жизнь вечную».
История Буки-пустого
«Безначальным будешь - мерзко закончишь, утробная тварь; шваль суетная, вор, пьянюга, враг-еретик, выпадет доля горькая, изувера изловят, измают, в узилище заточат, казнят; издохнешь псиной смердящий прах».
19
Учить писать дошкольника? Категорически нет!
Интервью с директором Института возрастной физиологии РАС доктором биологических наук Марьяной Михайловной Безруких.
Марина Аромштам: Марьяна Михайловна! Как Вы счита ете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?
Марьяна Безруких: В результате исследований, проведен ных нашим Институтом, установлено, что методика обучения дете$ безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональные возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению пси хофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполненш биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенке гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо не может быть безот< рывным. Связным - да, но не безотрывным. Даже при сформированном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой - три. Это зависит от механизмов темповой орган» зации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у другого в речи после каждого слова - пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности. Марина А р о м ш т а м: Почему?
Марьяна Безруких: Потому что формирование навыка
письма - сложнейший и длительный биологический процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок не готов к письму не только в шесть, но и в семь, а порой и в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых письменных букв, нужен достаточно длительный предактивный период, т. е. период
20
одготовки. И этот период подготовки к школе должен включать
как минимум 30 занятий. ^
Марина Аромштам: Почему подготовительный период должен быть таким долгим?
Марьяна Безруких: Потому что, прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать линии (ровную, прямую, наклонную), овалы. Он должен научиться работать в строке (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы
печатных букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тренируйте у детей мышечное чувство и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До девяти лет мышечное чувство, как физиологи называют его -кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов.
Марина Аромштам: Но существует мнение, что чем больше ребенок выполняет технических, упражнений, например много штрихует, тем легче ему потом научиться писать.
Марьяна Безруких: Это совершенно ложное утверждение.
У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обучали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали -целые тетради. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функций. Сделать это в возрасте пяти-шести лет очень просто.
Марина Аромштам:В чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?
Марьяна Безруких: Гораздо в большей степени, чем про-писывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, включится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль...
Автор выражает благодарность Анатолию Пинскому, Марине Гиверц и английским коллегам вальдорфской школы в Кт§з1ап§1у за возможность познакомиться с их идеями и методами обучения. Без этого книга была бы невозможна.
Гл а в а 1
УРОКИ ФОНЕТИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Урок 1. Фонетика
Чтобы люди могли разговаривать, слова должны звучать, причем звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался рНопе От греческого слова и произошло название науки, которая изучав! звуки речи, закономерности их произношения и изменения, соответствие письменным нормам языка. Это наука фонетика.
Для обозначения звука в фонетике используется специальны значок [ ]. С помощью фонетической записи передается действитель| ное звучание речи.
Урок 2. Гласные и согласные
При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон -это музыкальный звук. Чтобы упростить объяснение образования звуков детям, тон называют «голосом».
Звуки языка могут состоять только из тона, голоса (или, по-старославянски, из «гласа»), тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума с тоном (голосом) и называются со
гласными.
Гласные - «ртораскрыватели»: чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные, наоборот, - «ртосмыкатели»: чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать рот.
Ошибки взрослых. Случается, что во время занятий на произношение звуков взрослый предлагает малышу придумать слова на какую-нибудь букву, например, на букву б (бэ). Для ребенка, еще не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква-это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать, как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с дошкольниками - развивать умение малыша различать звуки в словах, поэтому лучше просить детей придумывать слова, которые начинаются на какой-нибудь звук. Но тогда в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если вы хотите услышать от ребенка слова на звук [б], то и произнести его надо четко и коротко, без гласной «добавки» [э].
22
у р о к 3. Звонкие и глухие согласные
Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называется звонким, если только из шума - глухим.
Среди согласных существуют так называемые парные: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [Д] - М, [з] - [с], [ж] - [ш].
Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный.
Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим.
Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на какой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет такой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться представление о различии звука и буквы.