Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лым князем». Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное суще­ство. Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным числом букв. В правом столбике (слово «правый» происходит от слова «правда») - «хорошие» буквы, связанные с Аз-первым, в левом - «плохие» буквы, «букины».

1 Изложено по книге: Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, I 1991.

18

Названия букв кириллицы были, как известно, словами: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» и т. д. Из этих слов складыва­лись две истории. Одна повествовала о житии Аз-праведного, стре­мящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни, другая - о жизни Буки-пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.

Эти истории представляли собой примеры подобающей и непо­добающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изу­чению грамоты. Они звучали, как напутствие человеку, выбирающе­му жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.

Даже в начертании букв правого и левого столбика сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы пра­вой стороны писались и запоминались легче. У букв левой стороны была сложная, вычурная форма, освоить их было гораздо труднее. Так что все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и язы­ком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик предложенный ему жизненный урок.

Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз пре­вратился с букву а, Буки - в букву б (бэ), веди - в в (вэ) и т. д.

Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас свя­щенными знаками и напутствием в жизнь. Но, может быть, имеет смысл рассказывать детям о том, чем были буквы раньше? Ведь тогда стано­вятся ясными непонятные прежде выражения: почему, например, пуга­ли непослушных детей Букой? Или почему буква, обозначающая одну из важнейших реалий действительности, - личное местоимение «я» оказалась в нашей азбуке на последнем месте? Да нет же! Первой она была, первой. Только произносилась по-другому: «Аз». «Аз семь чело­век!» Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему.


История Аз-первого

«Родоначально Первый: ведай учение, говори-поступай добро­нравно, по естеству живи; усердно работай, люби свою землю, по­стигай мироздания сущность; как люди мыслящий, наш брат мудро-любивый, изречешь слово твердо, укрепишь закон, обретешь славу, жизнь вечную».

История Буки-пустого

«Безначальным будешь - мерзко закончишь, утробная тварь; шваль суетная, вор, пьянюга, враг-еретик, выпадет доля горькая, изу­вера изловят, измают, в узилище заточат, казнят; издохнешь псиной смердящий прах».

19

Учить писать дошкольника? Категорически нет!

Интервью с директором Института возрастной физиологии РАС доктором биологических наук Марьяной Михайловной Безруких.

Марина Аромштам: Марьяна Михайловна! Как Вы счита ете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?

Марьяна Безруких: В результате исследований, проведен ных нашим Институтом, установлено, что методика обучения дете$ безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональные возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению пси хофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполненш биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенке гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо не может быть безот< рывным. Связным - да, но не безотрывным. Даже при сформиро­ванном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой - три. Это зависит от механизмов темповой орган» зации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у друго­го в речи после каждого слова - пауза.

Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему мож­но даже не обсуждать. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообраз­ный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности. Марина А р о м ш т а м: Почему?

Марьяна Безруких: Потому что формирование навыка

письма - сложнейший и длительный биологический процесс.

Функционально ребенок дошкольного возраста к этому слож­нейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произ­вольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окосте­нение запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок не готов к письму не только в шесть, но и в семь, а порой и в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функ­циональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не зна­чит, что письму нельзя учить. Учить нужно, учитывая функцио­нальные и психологические особенности ребенка. А что это зна­чит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформи­ровать навык. Обучение письму - процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых письменных букв, нужен достаточно длительный предактивный период, т. е. период

20

одготовки. И этот период подготовки к школе должен включать
как минимум 30 занятий. ^

Марина Аромштам: Почему подготовительный период должен быть таким долгим?

Марьяна Безруких: Потому что, прежде чем перейти к кур­сивному письму, ребенок должен научиться писать линии (ровную, прямую, наклонную), овалы. Он должен научиться работать в стро­ке (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадо­бится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы

печатных букв.

В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тре­нируйте у детей мышечное чувство и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиоло­гии! До девяти лет мышечное чувство, как физиологи называют его -кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контро­ля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов.

Марина Аромштам: Но существует мнение, что чем боль­ше ребенок выполняет технических, упражнений, например много штрихует, тем легче ему потом научиться писать.

Марьяна Безруких: Это совершенно ложное утверждение.
У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обу­чали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали -целые тетради. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функ­ций. Сделать это в возрасте пяти-шести лет очень просто.

Марина Аромштам:В чем же тогда заключается подго­товка дошкольников к письму?

Марьяна Безруких: Гораздо в большей степени, чем про-писывание графических элементов, к письму готовит развитие та­ких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.

Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, вклю­чится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль...

Автор выражает благодарность Анатолию Пинскому, Марине Гиверц и английским коллегам вальдорфской школы в Кт§з1ап§1у за возможность познакомиться с их идеями и методами обучения. Без этого книга была бы невозможна.

Гл а в а 1

УРОКИ ФОНЕТИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Урок 1. Фонетика

Чтобы люди могли разговаривать, слова должны звучать, при­чем звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался рНопе От греческого слова и произошло название науки, которая изучав! звуки речи, закономерности их произношения и изменения, соответ­ствие письменным нормам языка. Это наука фонетика.

Для обозначения звука в фонетике используется специальны значок [ ]. С помощью фонетической записи передается действитель| ное звучание речи.

Урок 2. Гласные и согласные

При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон -это музыкальный звук. Чтобы упростить объяснение образования звуков детям, тон называют «голосом».

Звуки языка могут состоять только из тона, голоса (или, по-старо­славянски, из «гласа»), тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума с тоном (голосом) и называются со­
гласными.

Гласные - «ртораскрыватели»: чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные, наоборот, - «ртосмыкатели»: чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать рот.

Ошибки взрослых. Случается, что во время занятий на произноше­ние звуков взрослый предлагает малышу придумать слова на какую-нибудь букву, например, на букву б (бэ). Для ребенка, еще не умею­щего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква-это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать, как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с дош­кольниками - развивать умение малыша различать звуки в словах, поэтому лучше просить детей придумывать слова, которые начина­ются на какой-нибудь звук. Но тогда в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если вы хотите услышать от ребенка слова на звук [б], то и произнести его надо четко и коротко, без гласной «добавки» [э].

22

у р о к 3. Звонкие и глухие согласные

Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называ­ется звонким, если только из шума - глухим.

Среди согласных существуют так называемые парные: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [Д] - М, [з] - [с], [ж] - [ш].

Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный.

Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим.

Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на ка­кой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет та­кой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться представление о различии звука и буквы.