Файл: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психическое здоровье xxi века психические отклонения в постмодернистском обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Шпикс Т.А.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ XXI ВЕКА
Психические отклонения в постмодернистском обществе
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Шпикс Т.А.
Психическое здоровье XXI века. Психические отклонения в постмодернистском обществе /монография/ Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH
& Co.KG Heinrich-Bocking-Str. 6-8. 66121 Saarbrucken, Germany, 2011.-352с.
ISBN: 978-3-8473-1219-2
Содержание
Глава 1.
Основные характеристики постмодернистского общества и
его отличия от традиционного и современного общества 3
Глава 2
2.1. Повреждающие психические дисфукции
19 2.2. Нарушения аттачмента
19 2.3. Эмоциональная недостаточность
28 2.4. Избегание
38 2.5. Импульсивность
69 2.6. Потребность в возбуждении
72
Глава 3
Психические нарушения, преобладающие в
постсовременном обществе
77 3.1. Осессивно-компульсивная повреждающая психическая организация
77 1

3.2. Пограничная повреждающая психическая организация 98 3.3. Параноидная повреждающая психическая организация 114 3.4. Самоповреждающее поведение
128 3.5. Групповые Интернет самоубийства
145 3.6. Нарушения идентичности. Диссоциогенная идентичность 150 3.7. Антисоциальное личностное расстройство (теневая форма) и Нарушение Поведения
190 3.8. Нарушение дефицита внимания c гиперактивностью
204 3.9. Синдром Мюнхаузена-Прокси
216 3.10. Шоппинг
228 3.11. Пищевые расстройства: нервная анорексия, булимия
241
Глава 4
4.1. Психодинамическая терапия
256
Библиография
333 2

Основные характеристики постмодернистского общества и его
отличия от традиционного и современного общества
Термины “постмодернистское общество” и “постмодернистская культура” в последние десятилетия все чаще встречаются в литературе по социологии, транскультуральной психологии и психиатрии. Они отражают специфику новых явлений и процессов, происходящих в конце 20-го и начале 21-го века, прежде всего, в наиболее развитых странах. Постмодернистская культуральная модель, являясь продуктом модернистского общества, сосуществует с ним, проявляя тенденцию к более или менее быстрому дальнейшему распространению. В разных регионах мира, в том числе и в сегодняшней России, обнаруживается мозаичность сочетания традиционной, модернистской и постмодернистской культур.
Постмодернистская культура в современной России получает наибольшее развитие в крупных городах, метрополиях, зонах интенсивного промышленного роста. Для лучшего понимания особенностей постмодернистской культуры целесообразно остановиться на основных чертах предшествующих ей культур – традиционной и модернистской.
Присущая традиционной культуре патриархальность не только препятствует естественному развитию, но и является несовместимой с темпом изменений, имеющих место в высокоразвитых регионах. Ее относительно длительная стабильность во времени во многом обусловлена особенностями политических систем, искусственно сдерживающих спонтанно происходящие процессы.
Так, например, традиционная культура в СССР (бывший СССР, несмотря на специфику коммунистического режима, сохранял многие элементы унаследованной им от Российской империи традиционной
3

культуры) характеризовалась сравнительно медленными изменениями в различных сферах жизни. Все события того периода происходили постепенно и плавно, с многочисленными периодическими задержками, зависанием, стагнацией экономических и социальных процессов. Традиционному обществу типичны сильные связи как внутри ядерной семьи, так и между членами большой, расширенной семьи, включая весь родственный клан. Традиционная культура консервативна. Географическая подвижность ее членов ограничена.
Люди очень привязаны к месту жительства, работы. В условиях
СССР в течение длительного периода существовал закон принудительного распределения выпускников высших и специальных средних учебных заведений. Увольнения и переход на другую работу по собственному желанию без разрешения администрации были запрещены. Люди, работающие в сельском хозяйстве (колхозы, совхозы) не имели паспортов, что лишало их возможности переезда в город или на другую территорию. Фактически за железным занавесом, камуфлированным лицемерными демагогическими лозунгами о свободе и “вольном дыхании”, существовали элементы восстановленного крепостного права, отмененного в России в 1862 г.
Люди в традиционном обществе поддерживали тесные отношения как внутри ядерной семьи, так и с членами своего родственного клана, входящими в состав расширенной семьи.
Создание эмоционально теплых отношений с соседями и друзьями обусловливалось традицией и жизненной необходимостью во взаимной поддержке. В то же время эти отношения далеко не всегда включали достаточную интимность и эмпатию. Традиционное общество было социально стратифицированным, подчинялось строгой регламентации и порядку, в котором каждый знал свое место. Любовь,
4
проявления душевной заботы между родителями и детьми и между супругами ограничивались социальной дистанцией между поколениями и полами. В 18-19 веках 7-8-летние дети считались
“маленькими взрослыми” и часто отсылались в другие семьи в качестве прислуги или в школьные интернаты. Заключение брака и рождение детей основывалось, прежде всего, на экономическом принципе и законе, согласно которому мужья, в отличие от жен, имели почти неограниченные права. Жены находились в подчиненном положении. Такое положение санкционировалось не только законами, но и религией, а также принятыми в обществе нормами. Церковь в традиционном обществе ограничивала сексуальность, разрешая сексуальные отношения только в браке с целью продолжения рода, мотив получения удовольствия исключался.
В модернистском обществе значение интимности и эмпатии в межличностных отношениях, особенно внутри ядерной семьи, между супругами, родителями и детьми возрастает. Семейная среда становится изолированной, во многом приватной крепостью, защищенной от внешних вмешательств посторонних структур, в том числе государственных и религиозных институций. В благополучных обеспеченных семьях среднего класса создаются хорошие условия для прогрессивного воспитания и обучения детей, приобретения ими разносторонних знаний в обстановке родительской любви и заботы. В целом индивидуум модернистского общества имеет реальные шансы выхода из системы ограничений и запретов традиционной культуры.
Cherlin (1992) констатирует, что семейные ценности в 1950-х годах содержали в себе более чем достаточное количество элементов культа индивидуализма, называемого автором “индивидуалистским этосом”. Последний набирал силу на Западе со времени
5

возникновения коммерческого капитализма. Люди с нарастающей интенсивностью искали смысл жизни в самореализации и интимности. Эти процессы происходили в рамках изолированной ядерной семьи, состоящей только из родителей и детей. С середины
1960-х годов поиск путей самореализации стал приобретать все более индивидуалистический характер, несмотря на то, что зачастую это приводило к распаду семьи.
Британский антрополог Marilyn Strathorn (1992) обращает внимание на изменение содержания самого понятия “индивидуализм” в процессе перехода к постмодернистской культуре. Для модернистского общества, по мнению автора, характерна тенденция, присущая не только представителям английского среднего класса, но и общая для евро-американской цивилизации. Эта тенденция проявляется в стремлении каждого нового поколения быть более индивидуалистическим, чем предшествующее, в желании родителей видеть своих детей более индивидуальными, чем были они. В сознании англичан в ходе спирального развития сформировался гипериндивидуализм, характеризующийся потерей чувства индивидуального отношения и ответственности по отношению к другим. Индивидуум утратил не только часть необходимых для успешной социализации экстериоризированных черт личности. В нем начали происходить внутренние изменения, приводящие к деформации его отношений с обществом.
Модернистская концепция воспитания детей предполагает наличие у родителей чувства ответственности за формирование характера ребенка. К сожалению, в реальности дети часто лишаются родительского контроля. Они очень рано осознают свои права, их поведение далеко не всегда соответствует общепринятым нормам и
6
правилам, становится агрессивным, бескомпромиссным. Дети не всегда понимают отрицательные последствия своих действий.
Прививаемые ребенку чувства, самооценка его социального «Я» и оценка своих родителей, в особенности матери, хотя и делается не всегда правильно, но воспринимается им как зрелая и соответствующая истине. Это, с точки зрения Harris (1983), опасно и
“напоминает вручение заряженного револьвера в руки ребенка пятилетнего возраста”. Автор полагает, что родительское, и в особенности, материнское чувство ответственности за формирующийся характер детей превышает возможности родителей и детей и наносит как тем, так и другим, серьезное психологическое повреждение. Если лица, осуществляющие первичную заботу о детях, воспринимают особенности их характера как оценку своей собственной компетентности, то тем самым они ввергают себя в состояние парализующего сомнения в последней.
Известный европейский социолог Zygmunt Bauman (1997) отмечает, что модернистская культура уже содержит в себе элементы постмодернизма, которые легко развиваются на ее почве. К ним автор относит два ключевых компонента: капитализм и изолированный индивидуум. Капитализм господствует во всем мире и объединяет его, а люди, живущие в таких условиях, чувствуют себя в них изолированными и чужими, оставаясь наедине со своим сэлфом.
Таким образом, в то время, как мир объединяется и унифицируется в связи с универсальным влиянием капитализма, сфера взаимопонимания и межличностной эмпатии сжимается как шагреневая кожа до размеров одного индивидуума. Человек становится чужим среди чужих для него других.
7


Центральное место в постмодернистской культуре занимает шопинг (покупки). Постмодернистская культура является, прежде всего, культурой потребления. Шопинг имеет в ней особый психологический смысл, cтановится способом самоопределения.
Шопинг бросает вызов осознанию идентичности, предлагая приобрести новую идентичность “человека-потребителя”. Основными психосоциальными факторами формирования идентичности личности модернистской культуры являлись работа, профессиональная деятельность, социальные связи и функционирование в обществе. И, если девиз модернистской культуры звучал как “ Я идентифицирую себя с тем, что я делаю”, то девиз постмодернистской культуры провозглашается как “ Я идентифицирую себя с тем, что я покупаю”.
В постмодернистском обществе специалисты по рекламе с помощью средств массовой информации обучают человека с раннего детства думать именно таким образом.
Постсовременный мир эпизодичен, непостоянен, условен и случаен. То, что сегодня принято считать безусловно “правильным“, завтра может оказаться “неправильным”. Постмодернистской культуре свойственны онтологическая неуверенность, исчезновение критериев правильности общепринятых систем ценностей, положений, мнений, стратегий поведения, принятия решений.
Психологическое содержание значений, декларируемых истин, правил, положений, регламентированных активностей оказывается неполным, незавершенным, двойственным. Сущность этих феноменов изменяется уже с начала их возникновения и тем более применения в реальной жизни.
Происходящее неизбежно приводит человека к отчуждению, изоляции, возникновению экзистенциального страха аннигиляции,
8
отсутствия существования, состояния, названного известным польским писателем Гомбровичем “паникой на фоне обломков”. В таком состоянии на сознательном и бессознательном уровнях появляется желание почувствовать себя хоть в какой-то степени и хотя бы временно внутренне интегрированным, спаянным, целостным. Это чувство находит выражение в стремлении испытать безответственное возбуждение и особую радость, становясь членом, частичкой толпы. Сливаясь с толпой, человек «присоединяется» к общему для всех ее членов коллективному бессознательному, что коренным образом изменяет субъективное восприятие себя, своего сэлфа. Слабое фрагментированное эго временно насыщается энергией коллективного бессознательного, что сопровождается психическим подъемом, ощущением необычных возможностей, силы, единения с другими членами толпы. Образ такой толпы может иногда появляться в качестве воображаемого объекта, приводя в целом к аналогичному психологическому состоянию ощущения ослабления чувства одиночества, большей уверенности в себе, заполнения внутренней пустоты. Отсюда стремление к идентификации с командой, группой, какой-нибудь общей темой, общим интересом.
Общественные структуры, создаваемые в постмодернистской культуре, часто объединяются на базе позитивных намерений. В них ищут стабильности, тепла, уверенности, возможности приобщиться к гуманистическим ценностям. К сожалению, подобные проявления социофилии в постмодернистском обществе обычно кратковременны, так как не имеют под собой сколько-нибудь глубоких корней, кроме изначального стремления к объединению. В случаях наличия у членов таких объединений экстремистских, фанатических идей и установок, возможно возникновение социально опасных активностей. В более
9

мягком варианте встречаются нетерпимость к лицам, не входящим в группу, всевозможные предубеждения, утрированная традиционность, неприемлемость каких бы то ни было оппозиционных взглядов.
Член постмодернистского общества практически чужд большинству людей, с которыми ему приходится встречаться. В модернистском обществе “чуждость” определялась указаниями
“сверху” центральными авторитетами. Чужой в постмодернистском социуме это, с одной стороны, незнакомый сосед, а, с другой, – не совсем незнакомый человек. Чужим свойственны характеристики первого и второго вариантов. Чужие подобны соседям, и, в то же время, остаются непонятными и недоступными для понимания.
Человек постмодернистского общества сталкивается с объективным фактом изменения роли языка. В существующих до этого прежних социальных формациях язык использовался как средство непосредственного контакта с окружающим миром, в том числе как средство его описания. В постмодернистской культуре язык становится средством самого формирования мира. Человек постсовременного мира пользуется языком, выполняющим функцию поддержки самоопределения, помогая ответить на вопрос: кем и чем он/она является.
Индивидуум в постмодернистском обществе не просто фрагментарен. Фрагменты его психики нагружены огромным количеством сознательных и бессознательных значений. Социальная перенасыщенность личности сочетается с фрагментарностью, отдельные фрагменты (субличности) выражают различные, часто противоположные по смыслу и содержанию состояния и используют разный язык. Все это приводит к множеству не связанных друг с
10
другом инкогеррентных отношений
(конфликтов между субличностями).
По мнению Gergen (1990), постмодернистскому миру важно хотя бы в какой-то мере быть стабильным и постоянным, поскольку само общество не позволяет опереться на него как на структуру, поддерживающую любое постоянство и последовательность.
Среди факторов постмодернизма особенное значение имеют следующие (Anderson, 1992 ): (1) чрезвычайная мобильность населения; (2) культуральный плюрализм; (3) мобильность символов;
(4) культуральные изменения.
Как известно, в традиционном, а в определенной степени и в модернистском обществе, миграция населения была или девиацией или явлением нетипичным. В постмодернистском обществе миграция является нормой. Передвижение происходит в различных направлениях. Люди переселяются из сельской местности в города, из одного региона в другой, из одной страны в другую. Причины миграции различны. Люди меняют место жительства, надеясь на улучшение финансового положения, получение лучших возможностей для обучения, профессионального роста, спасение от дискриминации, обеспечение более безопасной и перспективной жизни своим детям.
Процесс глобализации в постсовременных обществах приводит к тому, что многие регионы, характеризующиеся ранее культуральной и этнической гомогенностью, становятся космополитичными, включают в свою структуру целые районы, населенные мигрантами из других культур и этносов.
Новые слова, непривычные выражения, зрительные образы заполняют окружающее пространство. Ранее неизвестные сигналы, знаки и символы транслируются по телевидению, радио, интернету,
11