Файл: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психическое здоровье xxi века психические отклонения в постмодернистском обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 604

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определенным причинам не сформировался в достаточной степени в младенческом возрасте.
Причинами этого могут быть некомпетентность родителей, как правило, матери, оставление младенца в течение слишком долгого времени в одиночестве без психобиологически необходимых для него симбиотических контактов с матерью или другим человеком, осуществляющим непосредственную заботу о нем. Психологическая несостоятельность, некомпетентность матери может быть обусловлена психическим нарушением, эмоциональным напряжением, особенностями характера
(холодностью, отстраненностью), альтернирующим отношением к младенцу. Если аттачмент не был сформирован в первые семь месяцев жизни, то возникает его нарушение, при котором дети, подростки и взрослые оказываются неспособными к развитию эмоциональных привязанностей к другим людям, к животным, каким-то ситуациям, объектам, явлениям. Основной особенностью носителя выраженного нарушения аттачмента является феномен
“человека без привязанностей” c присущими ему особыми психологическими чертами.
В экстремальных случаях нарушение формирования аттачмента способно блокировать инстинкт выживания.
Об этом свидетельствуют, в частности, примеры последствий суперстерильных условий, искусственно создававшихся в некоторых детских приютах США в 19-ом и начале 20-го века. К младенцам не прикасались вообще, считая, что таким образом можно исключить возможность занесения инфекции. В результате увеличилась детская смертность, а выжившие обнаруживали задержку психического развития со слабо выраженной мотивацией, без устанавливаемой органической причины.
22

Martha Stout (2005) анализирует последствия нарушения аттачмента у румынских детей, взятых на воспитание в 1990-е годы семьями США, Канады и стран Западной Европы. В 1989г. после падения коммунистической диктатуры Чаушеску достоянием общественности стали опубликованные фотографии находящихся в ужасающем состоянии маленьких детей из румынских приютов. В
Румынии, которая в те времена была страной с очень низким уровнем жизни, запрещались контроль рождаемости и аборты. Несколько сотен тысяч детей были брошены родителями. Около 100000 детей попали в государственные приюты. Об условиях жизни в этих учреждениях можно было судить уже по тому факту, что на 40 детей приходился лишь один человек из обслуживающего персонала.
Господствовала антисанитария, скудного питания едва хватало для выживания, дети и младенцы психологически и социально игнорировались.
После того, как многие из них были усыновлены/удочерены
Западными семьями, приемные родители в ряде зарегистрированных случаев столкнулись с серьезными проблемами отклоняющегося поведения у таких детей. Некоторых из них (в возрасте от 10-ти до 24- х месяцев) нельзя было утешить ничем. Они постоянно кричали и плакали. Попытки взять их на руки, укачать и приласкать только усиливали их негативные эмоциональные реакции.
Дети трех-пяти лет проявляли необычную жестокость по отношению к животным, агрессивность к другим детям, особенно в ситуациях, когда последние не могли защитить себя. Приемные родители встретились с состояниями апатии, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт, сменявшиеся приступами ярости и агрессии по отношению к объектам и людям.
23


Stout приходит к заключению, что наблюдавшиеся у приемных детей нарушения поведения являлись следствием тотальной депривации аттачмента в младенческом возрасте.
Нарушение аттачмента несомненно изменяет поведение ребенка, что приводит к патологии психического развития, особенно в эмоциональной сфере. Дети с нарушением аттачмента характеризуются импульсивностью и эмоциональной холодностью, иногда совершают акты насилия по отношению к родителям, сверстникам, сиблингам, мучают, калечат и убивают животных. Они склонны к воровству, вандализму, поджогам. Эти тенденции сохраняются и в последующие возрастные периоды.
Особенностью детей с нарушением аттачмента является их способность производить на окружающих их взрослых, иногда и родителей, необычное пугающее впечатление. В выражении их лица, во взгляде присутствует что-то непривычное, несвойственное обычным детям. При обмене взглядами, они не проявляют признаков эмоциональной связи, смотрят, как бы насквозь, не видя объекта, на который направлен взгляд. Те, кто контактировал с такими детьми, вербализовали свои впечатления с использованием таких метафор, как
“ледяное выражение глаз” или “ глаза рептилии ”.
Следует обратить внимание, что в подобных случаях мы встречаемся с личностью, психическая структура которой принципиально отличается от личностной структуры носителя
Нарушения Поведения (conduct disorder), описываемого в DSM-IV-TR
(2000). Несмотря на антисоциальность, дети с Нарушением Поведения способны производить положительное впечатление на людей, которые их недостаточно хорошо знают, вводя их таким образом в заблуждение. Дети же с нарушением аттачмента в этом варианте не
24
только неспособны очаровать других даже на короткое время, но даже и не предпринимают подобных попыток. Их эмоциональный
“репертуар” обеднен, эмоциональные реакции отчуждены, не реактивны, проявления любви, симпатии, сопереживания отсутствуют. Четко представлена тенденция к выражению прямой враждебности.
Более детальный анализ данной формы нарушения аттачмента дает возможность диагностировать наличие свойственных данному виду расстройств следующих важных психических функций:
(1) Cпособ самовосприятия, самоопределения, восприятия и оценки других людей и событий.
(2) Диапазон, лабильность и адекватность эмоциональных реакций.
(3) Особенности межличностного функционирования.
(4) Контроль над импульсивностью.
Восприятие окружающего мира значительно нарушено неконтролируемыми драйвами и незрелыми стремлениями к недостижимым целям. Лица с нарушением аттачмента хотят получать по максимуму, ничего не отдавая взамен. Они стремятся к постоянному самовозбуждению посредством пассивного наблюдения или активной организации событий, вызывающих у обычных людей страх, ужас или отвращение. Испытываемое при этом состояние внутреннего возбуждения не сопровождается обычно сколько-нибудь выраженными внешними проявлениями. Во всяком случае, эти сглаженные рудиментарные формы внешнего эмоционального реагирования неадекватны реакциям обычных людей. Например, при виде боли и страданий на их лицах появляется саркастическая улыбка, презрительная гримаса или отсутствующе мечтательное выражение.
25


Индивидуально-психологические особенности их личности противоречат базисным характеристикам человеческого существа – социальной природе, необходимости установления постоянных отношений, взаимодействий с другими людьми.
К нам обратилась мать 32-летнего нигде не работающего молодого человека с жалобами на невозможность продолжать с ним какие бы то ни было отношения.
Со слов пациентки, сын с детства не хотел учиться, отказывался, выполнять любые обязанности по дому, по уходу за животными. Он жил и продолжает жить за счет родителей, но только так, как хочет он, ведя праздный, разгульный, центрированный на удовлетворении своих потребностей эгоистический образ жизни.
В круг его друзей «бездельников» входят такие же, как он, дети очень обеспеченных родителей, проводящих время в казино, ресторанах, заграничных поездках и прочих молодежных тусовках с употреблением алкоголя и наркотиков.
Сын с детского возраста, со слов матери, был лишен необходимого внимания родителей и воспитывался часто сменяющимися нянями и гувернантками. Для занятых серьезной работой и постоянно отсутствующих дома родителей бизнес и супружеские отношения были гораздо важнее детско-родительских, в результате чего они «вырастили жестокого, безнравственного, бездушного потребителя, настроенного на паразитическое существование, обеспечивающее его потребности».
Поводом для обращения за помощью явился инцидент, когда возвращаясь ранним утром после очередной встречи с друзьями, сын пациентки избил горничную, работающую в их коттедже, только за то, что она, как ему показалось, неприветливо поздоровалась с ним.
26

Мать пришла в ужас не столько от того, что он отказался вызвать получившей телесные повреждения женщине бригаду скорой помощи, сколько от вида его «улыбающегося, самодовольного выражения на лице».
Со слов матери, сын в детстве любил мучить домашних животных, которых с тех пор в доме не было. Несколько раз он агрессивно набрасывался на няню и помощницу по хозяйству, нанося им удары и пытаясь их искусать. Замечания и увещевания родителей оставались без внимания и сопровождались фразой «Так им и надо!».
Как в детском, так и в подростковом возрасте он не стремился завязать теплые, дружеские отношения с родителями, родственниками, со сверстниками из соседних домов и одноклассниками. Радовался их бедам и трудностям, презирал без всякого на то основания и без стеснения постоянно и хладнокровно демонстрировал свое презрение и высокомерие.
Муж пациентки после очередного инфаркта миокарда поставил перед ней ультиматум, согласно которому они или прекращают любые виды отношений с этим «подонком», или он разводится с ней и уезжает в другой город.
Женщина попросила помочь определиться в выборе и понять, что для нее будет «более психологически комфортным: потерять отношения с мужем или сыном»? Совместный анализ проблемы позволил осознать, что развод с мужем будет очень болезненным, а отношения с сыном она продолжит, выделяя ему ежемесячно сумму, равную прожиточному минимуму.
Людям с этой формой нарушения аттачмента не свойственно также стремление к поиску контакта с чем-то большим, чем
27

собственное «Я», к связи с Высшей Силой в том или ином Ее понимании.
Лица с такими психологическими характеристиками могут быть ошибочно отнесены к категории личностных расстройств класса А
(шизоидному или шизотипическому), согласно DSM-IV-TR.
Существует также реальный риск установления у них до сих пор популярного в российской психиатрии диагноза простой формы шизофрении.
В связи с этим следует обратить внимание на то обстоятельство, что в процессе диагностики данных нозологий под последние, очевидно, “подгоняется” другое, до сих пор не входящее в современные классификаторы нарушение, выделение которого в настоящее время представляется интересным и целесообразным.
Имеется ввиду связанный с особой формой нарушения аттачмента симптомокомплекс повреждающих дисфункций и психических нарушений.
Эмоциональная недостаточность
Этот симптомокомплекс характеризуется, прежде всего, практически не проявляющейся эмоциональной привязанностью к людям, включая наиболее близких, членов ядерной семьи – родителей и сиблингов. Отсутствует стремление к формированию эмоционально значимых отношений. Не представлены чувства долга, признательности и благодарности людям, которые проявляют участие, заботу, помогают справляться с задачами и трудностями, решать какие-то жизненные проблемы. Отношение к людям в целом носит жесткий, лишенный каких-либо моральных принципов манипулятивный характер. Психологические, физические проблемы
28
и переживания других не только не вызывают адекватной эмоциональной реакции сочувствия, но могут сопровождаться появлением садистического удовольствия.
Лица с описываемым нарушением, называемым нами нарушением седьмого чувства, не стремятся даже на короткое произвести положительное впечатление, понравиться нужным им людям. Они не способны отложить возможность получения немедленного удовольствия даже при условии реально следующего за ним наказания. Все происходит по примитивному гедонистическому механизму удовлетворения драйва к получению удовольствия здесь и сейчас с игнорированием легко прогнозируемых последствий.
Последние обстоятельства приводят к тому, что эти лица не в состоянии самостоятельно добиваться значительных достижений, продвигаться по службе, делать успешную карьеру.
Лица с отсутствием седьмого чувства пренебрегают социальными правилами и нарушают их. У них заблокирована естественная потребность в социальной кооперации и гармонизации межличностных связей. Они не думают о потребностях, мотивациях и чувствах окружающих, не переживают за их здоровье и благополучие.
Выражаясь метафорически, у них нет внутреннего голоса, который мог бы направлять, руководить их поведением. Эти люди достаточно интеллектуальны, они знают правила социально приемлемого в данной культуре поведения, но игнорируют их, используя только те из них, которые выгодны в данной конкретной ситуации.
Дефект седьмого чувства делает принципиально возможным совершение различных антисоциальных поступков, в том числе и тяжелых преступлений без каких-либо угрызений совести. У лиц с
29

таким нарушением не сформированы представления о добре и зле ни на философском, ни на религиозном уровнях.
Анализ механизмов частой реализации антисоциального поведения при условии фактической неизбежности наказания показывает отсутствие существующей в норме связи между нарушением социального запрета и возникновением страха. Как известно, страх, ассоциированный с возможностью наказания за совершение определенного действия, способен предупредить его реализацию. Более того, страх может помешать возникновению самой идеи об антисоциальном акте или, во всяком случае, не дать развиться такой идее. У лиц с отсутствием седьмого чувства этот механизм не срабатывает, так как он не сформировался на ранних стадиях развития личности.
Возможно, имеет значение и недостаточно развитая способность к фиксации внимания на нескольких ситуациях одновременно.
Человек, концентрирующийся только на том, что его интересует, как известно, рискует не обратить внимание на что-то важное, в том числе и на сигнал об опасности.
Hare (1995) высказывал предположение, что у “психопатов“ внутренний диалог либо отсутствует, либо лишен эмоциональной окраски и выражается в простом чтении линейного текста, содержание которого может, например, отражать цепочку планируемых антисоциальных действий без какой-либо адекватной эмоциональной реакции.
Лица с патологией аттачмента страдают особым видом хронической неуверенности в себе. Эта неуверенность уходит корнями в ранний период жизни и затрагивает наиболее глубокое чувство бытия, экзистенциальное переживание жизни. В данном
30
контексте такая неуверенность может быть названа первичной экзистенциальной или онтологической.
Вышеперечисленная симптоматика наблюдалась нами у 34-х летнего мужчины, менеджера по продажам, обратившегося с жалобами на ощущение пустоты, одиночества и страх вступать в долговременные близкие, интимные отношения с женщинами.
Со слов пациента, сколько себя помнит, столько и испытывает страх остаться одному. Чтобы заглушить связанные с последним неприятные переживания, стремится к постоянному общению с хорошо и мало знакомыми людьми. Возможности побыть наедине с собой боится и не допускает, поэтому, в случае ее возникновения, во время поездок в машине или дома перед засыпанием включает музыку или телевизор, под звуки которого просыпается утром.
Сексуальные контакты с многочисленными женщинами трижды заканчивались регистрацией брака, в каждом из которых рождался ребенок. Все браки были кратковременными, самый продолжительный из них длился чуть дольше двух лет. Все законные и гражданские отношения с женщинами прерывались по желанию пациента, который после быстрой утраты сексуального интереса к партнершам начинал испытывать страх интимности и поглощения. С бывшими женами и детьми не встречается, не испытывая по отношению к ним никаких чувств.
Пациент рассказал о беспокоящей его хронической неуверенности в себе и отметил, что никогда и ни с кем не имел значимых эмоциональных отношений, ни к кому не испытывал теплых искренних чувств, интереса к их эмоциям и переживаниям не проявлял, поскольку сам никого не любил и налаживал исключительно поверхностные отношения для того, чтобы хоть как-то
31