Файл: Курсовая работа мдк 02. 01 Организация работы органов социальной защиты населения.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Режим дня школьников и подростков в значительной степени индивидуализирован, в нем предусмотрено время для уборки спален, для приготовления уроков, получения профессиональных навыков. Дисциплинирующим моментом явился также правила поведения воспитанника в приюте.
ПРАВИЛА
поведения воспитанника в приюте для детей и подростков
Дети и подростки, поступающие, в приют получают бесплатное жилье, питание и одежду. При необходимости им оказывается медицинская, психологическая и педагогическая помощь, эмоциональная поддержка и содействие при устройстве дальнейшей судьбы.
Во время пребывания в приюте каждый воспитанник имеет следующие обязанности:
-
. Сообщить данные о своей личности, родителях или лицах их замещающих, о месте постоянного жительства и занятости. -
. Пройти первичную санитарную обработку и первичный медицинский осмотр. -
. Соблюдать правила внутреннего распорядка приюта. -
. Обслуживать себя и помогать младшим детям. -
. Убирать за собой кровать и поддерживать чистоту и порядок в спальне и других помещениях. -
. Детям старше 10 лет принимать участие в уборке помещений приюта, в том числе туалетных комнат. -
. Относиться с уважением к другим детям и не предпринимать действий, ущемляющих их достоинство. -
. Выполнять отдельные поручения персонала в интересах приюта.
Запрещается:
-
. Курить в здании приюта. -
. Приносить в приют и распивать спиртные напитки. -
. Употреблять нецензурные слова и выражения. -
. Обращаться на "ты", грубить и оскорблять персонал. -
. Уходить без разрешения из приюта, не поставив в известность персонал. -
. Заходить без разрешения в служебные помещения (кабинеты директора, врача, медсестры, на кухню).
В случае несоблюдения воспитанником этих правил он может быть отчислен из приюта.
2.2 Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков
Почти все дети, поступающие в приют, - педагогически запущенные, часть детей дошкольного возраста имеют задержку психического развития, часть - умственную отсталость. Опыт работы в приюте с такими детьми убеждает, что во всех случаях возможна коррекция поведения и умственного развития, поэтому целью педагогической реабилитации является осуществление коррекции и компенсации дефектов в психическом развитии детей, преодоление педагогической запущенности и отклонений в поведении на основе индивидуального подхода. Исходя из этого, задачи педагогов-воспитателей и психологов приюта следующие:
. Организовать жизнедеятельность детей в приюте с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и интересов.
. Выявить отклонения в развитии и поведении ребенка, оценить уровень психического развития, знаний, навыков и умения.
. Составить программу коррекционной работы с каждым ребенком.
. Проводить коррекционную и развивающую работу, учитывая динамику состояния каждого ребенка.
Коррекция неправильного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Американский психотерапевт Рудольф Дрейкурс, который внес большой вклад в практику воспитания детей, педагогическое образование родителей, в развитие семейного консультирования не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире, считал, что все причины неправильного поведения детей можно свести к 4-м целям:
-
требование внимания или комфорта; -
желание показать свою власть или самоутвердиться; -
месть или возмездие; -
демонстрация своей подлинной или воображаемой несостоятельности или неполноценности.
Как полагает доктор Дрейкус, эти цели неправильного поведения представляют собой ошибочные подходы, посредством которых дети, независимо от их личностных особенностей, уровня образования стараются найти и обеспечить себе чувство сопричастности, безопасности или признания внутри семьи или внутри группы.11
Такие ошибочные подходы характерны для детей в возрасте до 10 лет и направлены они в основном на взрослых. В подростковом и более старшем возрасте появляются дополнительные ошибочные цели.
Задача взрослых (родителей, воспитателей) заключается в том, чтобы понять, какие дефектные цели сочетаются с определенным видом неправильного поведения и попытаться найти пути его коррекции. Анализ имеющейся по этому поводу литературы и анализ работы в приюте показал, что наиболее эффективным способом модификации поведения детей является оказание искренней поддержки детям. Необходимо изменить стереотип поведения родителей, воспитателей, учителей, когда взрослый обращает внимание на ребенка только в том случае, если тот неприемлемо себя ведет или совершает плохой поступок. Модифицируя шаблонное поведение по отношению к ребенку, воспитатель с большей вероятностью достигает успеха.
Прежде всего, необходимо резко ограничить отрицательные эмоционально-словесные воздействия при общении с детьми, хотя поведение приютских детей таково, что это очень трудно сделать.
По результатам экспериментальной работы, проведенной Т.И. Комиссаренко в детских домах можно сделать следующий вывод: после отрицательных воздействий взрослого (наказаний или резких окриков, замечаний за плохую дисциплину) наблюдаются 3 наиболее ярко выраженные тенденции в поведении детей:
. Снижение социальной активности (у 2/3 детей), дети старались избегать общения с этим взрослым.
. Дети продолжали оставаться активными в установлении контактов со взрослыми, но эта активность в основном проявлялась в виде мести, заискивания, ябедничества друг на друга и др.
. У небольшой части детей отчуждение взрослого вызывало состояние фрустрированной агрессии, которая была направлена или на самого воспитателя (дети кривлялись, передразнивали или кричали на него) или же на нейтральные предметы - игрушки, мебель и т. д.
Все эти типы поведения детей в ответ на отрицательно-эмоциональное воздействие педагога-воспитателя наблюдаются и в данном приюте.
Необходимым условием социально-педагогической реабилитации и коррекции нежелательного поведения детей является не запреты, замечания и наказания, а выражение одобрения правильному поведению ребенка, закрепление этого действия, при этом не следует нахваливать самого ребенка, а давать положительную оценку его действия.
Венгерские педагоги рекомендуют: при общении с детьми дошкольного возраста демонстрировать демократический стиль общения , воспитывать их не путем принуждения, запрещающих распоряжений и приказов, а оказывать вербальную или действенную помощь, а также непрямым способом выражать одобрение правильному действию или последующей деятельности, то есть давать детям возможность выбора добровольного присоединения.
Следующим необходимым условием педагогической реабилитации несовершеннолетних является проявление симпатии и участия по отношению к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрываться, "выплеснуть" наружу свои проблемы, причины ошибочных подходов к достижению целей.
Продемонстрировать свою поддержку и тепло воспитатель может как вербально, так и используя средства невербальной коммуникации - взгляд, улыбку, физический контакт, если ребенок не возражает против этого.
Коррекционные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего проводить во время игр (игровая терапия), при этом можно использовать специально разработанные приемы и методы игровой терапии, содержание которых соответствует коррекционным задачам. Так, в приюте для несовершеннолетних используются, предлагаемые отечественными педагогами и дефектологами И.В.Дубровиной, Л.Б.Филоновым, А.А.Катаевым, А.Б.Залкиндом сюжетно-ролевые игры, специальные игры - драматизации, в ходе которых реализуются приемы снятия страхов, барьеров в общении, тренировка воли, достигается эмоциональная децентрация.
Необходимым условием для модификации поведения детей с помощью игровой терапии является оборудование, в том числе и современные игрушки, дающие возможность воспроизводить ролевые функции и взаимоотношения в семье (наборы "семья", кукольный дом с набором различных комнат, в том числе ванной комнаты) куклы на руках, настольные и напольные игры.
Педагоги-воспитатели приюта столкнулись с ситуацией, когда маленьких детей надо было учить играть, поскольку часть из них не имели дома игрушек или они долгое время находились в стационаре по "медико-социальным" показателям.
Наблюдения за ними в первые дни пребывания в приюте показали, что игрушки привлекали их внимание лишь на короткое время, гораздо чаще они играли в предметы обстановки, бегали по столам, некоторые дети не знали, как выглядят те или иные зверюшки, растения.
Очень хороший эффект в сближении детского коллектива приюта и установлении доверительных, дружеских отношений с персоналом оказывает совместная подготовка к праздникам. Разучивание песен, стихов, обсуждение различных идей о проведении праздника, сближает как самих воспитанников приюта, так помогает и в установлении взаимопонимания между детьми и педагогами-воспитателями и. Эти мероприятия дают возможность расширить кругозор, приобщить к прекрасному для эстетического и нравственного воспитания детей. Учитывая, что многие дети находятся в приюте более полугода, столь длительное пребывание в однообразной среде негативно сказывается на их развитии, особенно у маленьких детей. Насущной задачей реабилитационной работы становится максимальное разнообразие их жизни.12
2.3 Организация обучения и воспитания детей в приюте для несовершеннолетних
реабилитация
В течение всего периода пребывания в приюте дети соответствующего возраста должны продолжать получать образование, несмотря на то, что многие из них имеют хроническую неуспеваемость.
Некоторые из детей 8-10-летнего возраста и старше вообще не начинали учиться. Часть детей, посещавших школу до поступления в приют, устраивают общеобразовательную школу или спецшколу, если у детей есть задержки или отклонения в развитии.
Для детей, которые вообще не ходили в школу лучший вариант - это организовать школу в самом приюте.
В любом случае, педагогическая реабилитация детей включает образовательную программу. Для формирования у детей положительной мотивации к обучению необходим индивидуальный подход, который заключается в следующем:
.При оценке поведения и результатов деятельности каждого ребенка следует учитывать динамику его личного роста и развития и сравнивать его сегодняшние успехи и неуспехи с тем, что он делал вчера, не акцентируя внимание на общих требованиях, предъявляемых к детям данной возрастной группы.
. Следует оценивать не самого ребенка, а результаты его деятельности, избегая резких слов и оценок. Реакция на ошибки ребенка должны предполагать не осуждение и порицание, а разъяснение, оказание поддержки и помощи.
. Необходимо фиксировать и поощрять малейшие успехи и достижения ребенка, любые положительные проявления в его поведении и учебной деятельности.
Занимаясь с ребенком, необходимо учитывать его интересы, склонности и возможности.
Предлагаемые ребенку задания должны быть посыльными для него. Иногда полезно предложить облегченные задания, с которыми он легко справится, чтобы повысить самооценку ребенку, улучшить его настроение и подготовить к выполнению более сложных заданий.
С детьми, которые еще не ходили в школу, следует проводить специальные занятия по их подготовке к школе. В приют поступают и более старшие дети, которые не посещали школу, их также следует готовить к школьному обучению Ребенок, поступающий в школу, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Неготовность ребенка к школе впоследствии проявляется в виде неуспеваемости, девиаций, в поведении, в школьных неврозах, повышенной тревожности. Условия школьной жизни требуют от ребенка определенного уровня произвольности действий, умения организовывать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого, анализировать предлагаемый образец (выделять его из материала), предполагает определенный уровень развития мышления и речи, а также наличия желания идти в школу.13
Для того, чтобы учитель мог начать работу и общение с ребенком, последний не должен бояться этого общения и излишне тревожиться. Поэтому следует учить детей общению со взрослыми и детьми, правилам поведения в школе, способности обратиться ко взрослому за помощью, не бояться и не стесняться задавать вопросы. Нужно развивать у детей способность к целенаправленной психической деятельности, при которой достижение цели требует от ребенка определенных усилий воли, концентрации внимания, эмоционального напряжения. Готовность к обучению в школе предполагает, что ребенок должен уметь делать простые обобщения, то есть находить сходство в предметах и объяснять его, объединять предметы по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира.