Файл: Курсовая работа мдк 02. 01 Организация работы органов социальной защиты населения.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важно также, чтобы подросток владел речью, правильно произносил слова и строил фразы, проявлял интерес к познанию. Для письма необходимо развитие тонкой моторики и координации движений. Ребенку также необходим определенный запас знаний и общий кругозор, ориентация в окружающем мире.
С поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которая в отличие от игры, носит обязательный целенаправленный и систематизированный характер. При организации учебной деятельности детей, при выполнении детьми домашних заданий важно обращать внимание не столько на то, осознается ли школьником его действие, поскольку целью обучения является не только приобретение конкретных знаний, навыков, но и умений самостоятельно приобретать знания, подчинять свое поведение поставленной цели. При этом надо учитывать два момента: во-первых, большинство детей, начинающих обучение в школе, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития, во-вторых, многие приютские дети значительно отстают в психическом развитии, для них еще более характерен уровень наглядного мышления. Поэтому желательно, чтобы работа с детьми подросткового возраста носила игровой характер, с опорой на наглядный материал и занимательность содержания. Это будет способствовать поддержанию постоянного интереса учеников к занятиям.
В работе с детьми педагогам важно учитывать и тот факт, что самооценка школьника во многом зависит от оценок учителя, воспитателя. Она конкретна и ситуативна. Педагогам не следует давать низкие оценки способностям ребенка, оценивать можно только конкретную работу, проведенную ребенком. Важно эмоционально поддержать ребенка, подбадривать, подчеркивать малейшие его достижения, вселять в него веру в свои силы.
После поступления в приют ребенок вынужден менять свою школу, приходить в совершенно новый для него класс, и эта новая ситуация вызывает у него чувство тревоги и страха и является дополнительным стрессом. Поэтому работникам приюта необходимо помочь ребенку адаптироваться к новой для него ситуации, к новому классу, требованиям учителей, помочь приобрести новых друзей и почувствовать себя в эмоциональной безопасности.
Для развития произвольного поведения при работе с подростками активно используются сюжетно-ролевые и развивающие игры, а также арттерапия, игротерапия и музыкальная терапия, лепка, вышивание, конструирование, инсценирование сказок, рассказов, выдуманных самими детьми, историй, спортивные занятия. Необходимо развивать у детей навыки общения с детьми и взрослыми, обучать их нормам поведения в коллективе этикету, приобщать к посильному труду в приюте и на приусадебном участке.
Подростковый период - остро протекающий переход от детства к взрослости, и содержит в себе противоречивые тенденции. Ребенок стремится быть самостоятельным, он болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его. У подростка более содержательными и разнообразными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Отличительный переход от оценок взрослых по отношению к себе и другим, к действительной самооценке опирающейся на внутренние критерии оценки. В меньшей степени подросток ориентируется на мнение взрослых и в большей степени - на оценки сверстников и друзей и свои собственные оценки. Общение со сверстниками приобретает для него первостепенное значение. Он хочет быть "как все", вести себя "как другие". В нем пробуждается чувство взрослости, он уже не хочет, чтобы его считали ребенком и, особенно, чтобы к нему относились как к ребенку.14
Он уже претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе. Поэтому взаимоотношения подростков и работников приюта должны строиться на уважительном отношении друг к другу, на признании прав подростка на определенную самостоятельность, свободу выбора в принятии решений и в последующей ответственности за принятое решение.
Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания у подростка. Один из них - развитие своей личности по образцу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах подростка обладает самостоятельностью. Учитывая тот факт, что приютские дети часто имели перед собой дурные примеры, важно помочь подростку найти среди взрослых - родственников, знакомых, реальных или вымышленных героев достойный образец для подражания.
Чувство взрослости ребенок испытывает и в компании сверстников, где он может "на равных" обсудить любые взрослые проблемы и не беспокоиться, что его одернут, пристыдят, как маленького.
Большую помощь оказывает индивидуальная работа с подростком, имеющая характер бесед, разговоров, обсуждений различных проблем. Искреннее уважение взрослого к мнению и суждению подростка, приобретшего за свою недолгую жизнь горький опыт, разговор "на равных" способствовал тому, что дети с нетерпением ждали этого общения, просили: "Поговорите со мной!".
Недостаточная еще уверенность в себе не только заставляет подростка всеми средствами подчеркивать свою взрослость во внешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к ее недооценке. Это, в свою очередь, часто вызывает грубость и агрессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм и игнорирование советов и требований взрослых. Очень важно поэтому, найти у подростка лучшие его способности и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя, в свои возможности.
Подростков надо приобщать к труду, помочь им разобраться в своих профессиональных интересах и намерениях, готовить их к будущей профессии и труду.
Одной из психологических причин трудностей, возникающих у подростков в процессе обучения, является недостаточное владение навыками мыслительной деятельности, отсутствие знаний о смысле и значений некоторых важных понятий недостаточный объем словарного запаса. В связи с этим работа с подростками должна быть направлена на развитие основных мыслительных действий и умений детей работать со словом, то есть на развитие вербальных способностей.
Вместе с тем важно с первых дней пребывания подростков в приюте дать им понять, что, являясь членами коллектива, они имеют определенные обязанности перед другими его членами, и в первую очередь, они должны выполнять определенные требования дисциплины.15
Заключение
В курсовой работе, мы постарались показать организацию работы социального приюта. Здесь имеется в виду комплексная работа всех специалистов (юриста, психолога, социального работника, педагога, воспитателей и руководителей кружков). Стараниями этих людей дети, поступающие в приют, получают тепло, заботу и уют, которого они были лишены вне стен приюта.
Дети кроме этого получают знания, как адаптироваться в новых условиях, как сопротивляться тем социально-негативным воздействиям, которые могут быть после их выхода из приюта.
Ребенок становится человеком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми. В том чтобы возникла связь ребенка со всем миром, решающую роль играет взрослый. Чем раньше дети будут изъяты из неблагополучных условий, тем эффективнее пройдёт процесс социально-педагогической реабилитации детей в приюте.
Вместе с тем, в исследовании мы постарались показать, в каком виде и как оказывается помощь в приюте и насколько она эффективна. Для увеличения эффективности проводимой в приюте социально-педагогической и психологической реабилитации мы рекомендуем следующее:
. Уменьшение числа детей в группе, увеличение количества взрослых педагогов-воспитателей в приюте воспитывающих детей. Это позволит уделять больше внимания каждому ребенку и обеспечить адекватное возрасту содержание общения с ним взрослого.
. Обеспечение стабильности связи ребенка со сравнительно узким кругом взрослых, приостановка процесса текучести в детском учреждении и перевода детей из одного учреждения в другое, из одной группы в другую.
Повышение педагогического уровня подготовки работающих с детьми педагогов, воспитателей в приюте, интернате и т. д.
Необходимо уделять особое внимание организации общения детей друг с другом. Обучение воспитателей закрытых детских учреждений формированию общения со сверстником у воспитанников на основе специальных методических разработок.
Необходимость улучшения обеспечения учебным материалом, спортивным инвентарем, компьютерами, музыкальными инструментами, методической литературой.
Таким образом, цель настоящей курсовой работы достигнута .
Библиографический список
-
Антонво А.Н. Социальная политика и законодательство в социальной работе. Сост. Фирсов. - М., 2020. - 320с. -
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,2018. - 280с. -
Бондаренко Л.В. Территориальные учреждения социальной помощи семье и детям. - М., 2016. - 340с. -
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике.- М., 2020. - 290с. -
Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения: учебник для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений / В.П. Галаганов. – М.: Феникс, 2019. – 276 с. -
Дармодехин С.В. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. - М., 2019. - 360с. -
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии.- - М.: Медицина, 2020. - 450с. -
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2021. - 390с. -
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 2018. - 260с. -
Иващенко Г.М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. - М., 2020. - 452с. -
Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2020- 360с. -
Личко А.Е. Подростковая патопсихология. - Л. 1985. - 520с. -
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 480с. -
Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. Мухиной В.С. - М.: Прометей. 1989. - 465с. -
Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты: учебник для средних специальных учебных заведений / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – М.: Мастерство, 2018. – 192 с. -
Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Изд. центр "Академия", 2020. - 288с. -
Прихожин А.М., Толстых И.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 2020. - 250с. -
.Прихожан А.М., Толстых И.Н. Психология сиротства. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2019. - 416с. -
.Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. - М.: Педагогика, 2020. - 405с. -
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владис, 2016. - 305с. -
Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. - М., 2018. - 298с. -
Холостова Е.И. Социальная работа. - М.: ИТК "Дашков и К", 2020. - 668с.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)