Файл: Курсовая работа мдк 02. 01 Организация работы органов социальной защиты населения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные мероприятия – создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В результате исполнения подпрограммы ожидалось значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы и расширение сети специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 ед.), и учреждений помощи детям и семьям (до 2026 ед.); увеличение количества несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации и получивших помощь от государства.4

Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» от 13.03.2012 г. №154 утвердило План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

В целях усиления мер по совершенствованию оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям издан приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» от 7.02.2012 г. №47.

На основе этого приказа Правительством РФ принято постановление «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений».

В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 2012 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.2011 №124 – ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2012. – №31 – ст. 3802. Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально – экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации безнадзорных, вводит понятие социальных служб для них – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона №124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию безнадзорных, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.
5

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних .

Реализация данной федеральной целевой программы позволит частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы должно стать увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Целью Программы определяется дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, улучшения качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений. Планируется проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволит расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников будут эффективнее осуществляться их социальная адаптация.

Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних (на 2010–2018 гг.): Правительством приняты решения о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.


В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.

Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно-нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.

Таким образом, можно констатировать наличие процесса становления правовой и нормативной базы социального обслуживания безнадзорных детей и подростков, что позволит повысить уровень их социального благополучия и расширить перечень социальных и медицинских услуг.

Следует учесть, что нормативно-правовую базу социальной работы с данной категорией населения должны составлять и законы, призванные устранить причины возникновения безнадзорности, предупредить процесс деформации микросреды несовершеннолетнего, благоприятствующей его нормальному развитию, превращение ее в микросреду, способствующую безнадзорности.

За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания:

• предупреждение;

• выговор;

• строгий выговор.

2. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, могут также применяться следующие меры взыскания:

сообщение родителям или иным законным представителям;

исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.


3. Порядок применения мер взыскания к несовершеннолетним определяется соответствующими нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. По отношению к несовершеннолетним не допускаются:

• применение физического и психического насилия;

• применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

• применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

• ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;

• уменьшение норм питания;

• лишение прогулок.6

1.3 Территориальные учреждения области для детей и подростков
Дети в территориальных комплексных учреждениях, а также в социальных учреждениях нового типа пребывают в соответствии с Уставом этих учреждений, определяющим порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В специализированные учреждения несовершеннолетние принимаются в следующих случаях:

по личному обращению,

- по направлению органов, осуществляющих социальную защиту,

- по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних,

по заявлению родителей или лиц, их заменяющих,

по ходатайству органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел,

по постановлению или определению суда, прокуратуры или следственных органов, если родители осуждены.

При приеме в учреждение производится медицинский осмотр ребенка, ценные вещи, предметы, представляющие опасность для жизни ребенка и окружающих, принимаются на хранение. Сведения о поступившем в учреждение ребенке заносятся в журнал учета. Ребенок зачисляется в учреждение приказом директора и на него оформляется личное дело, ему предоставляется полное государственное обеспечение. Руководитель учреждения обязан сообщить о приеме несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.7

Выпуск из учреждения оформляется приказом директора на основании распоряжения органа опеки и попечительства о передаче ребенка под опеку, на усыновление в приемную семью, в интернат или детдом или личного заявления родителей. Лицам, которым передается ребенок на семейную форму воспитания, выдается справка о его выпуске со всеми документами, которые он имел при поступлении в учреждение и которые накопились за период его пребывания в учреждении.


Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в учреждение, имеют право его покинуть на основании личного заявления, о чем делается отметка в регистрационном журнале.

Общими направлениями организации деятельности учреждения являются:

профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье;

  • обеспечение детям временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки оптимальных форм трудоустройства;

  • обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессинально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, бытовой, физкультурно-оздоровительный и другие компоненты.

Воспитанники учреждения обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости, лекарственными средствами согласно установленным нормам. Для учреждения выделяются специальные помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям и технике безопасности, располагающие всеми видами коммунальных удобств.

В учреждении создаются условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации детей с девиантным поведением. Образовательная работа проводится на основании существующего Законодательства и в соответствии с инструктивно-методическими документами.

В настоящее время можно констатировать, что в России создана разветвленная сеть государственных социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и поддержку людям, находящимся в различных кризисных ситуациях, и, прежде всего, оказывающая комплекс психолого-медико-социальных услуг детям и семьям группы риска.

За последние годы интенсивно формируется сеть новых социальных учреждений в системе Министерства труда и социального развития РФ, которая включает такие новые для России учреждения, как социальные приюты, центры социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры медико-социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями, центры помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и другие социальные учреждения, направленные, прежде всего, на поддержку семей и детей, находящихся в кризисной ситуации.