Файл: Курсовая работа мдк 02. 01 Организация работы органов социальной защиты населения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В системе образования наряду с существующими формами государственной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей (детские дома и школы-интернаты), несовершеннолетних с девиантным поведением (спецшколы и специализированные ПТУ), создана сеть центров медико-социальной и психолого-педагогической поддержки, которые проводят диагностику и коррекцию, как правило, дезадаптированных учащихся, испытывающих затруднения в общении, консультируют их родителей или лиц, их заменяющих.

Разветвленная и разнообразная сеть социальных служб для подростков и молодежи формируется под эгидой Комитета по делам молодежи. Несмотря на разнообразие существующих в настоящее время молодежных социальных учреждений, их, прежде всего, объединяют задачи социализации и социальной адаптации молодежи и подростков, которые особенно обострены в это кризисное для России время.

Создание сети новых социальных учреждений потребовало, в свою очередь, значительного числа профессионально подготовленных кадров, практических психологов, социальных работников и педагогов. Они нуждаются в методическом оснащении, способствующем повышению уровня профессионализма этих специалистов.

Особенно серьезно и тщательно должны готовиться специалисты, работающие с различными формами детско-подростковой дезадаптации и девиации. Практически любому из вышеперечисленных социальных учреждений приходится иметь дело с социально дезадаптированными подростками, а также с разными проявлениями детско-подростковых девиаций, которые требуют специальных корректирующих программ и методов, квалифицированных специалистов для реализации этих программ.

Оказание психологической и психосоциальной помощи дезадаптированным детям и подросткам и начинается с психологической диагностики, которая позволяет определить характер дезадаптации и выявить их причины.8

В одном случае дезадаптация может вызываться некоторыми психологобиологическими факторами, неблагоприятными особенностями психики и организма, включая нервно-психические заболевания и патологии, разные степени умственной отсталости. В другом случае выявляются проблемы психосоциальной дезадаптации, связанные с индивидуально-личностными особенностями характера, эмоционально-коммуникативными нарушениями, неадекватной самооценкой и т.д.

Диагностика данных нарушений позволяет наметить коррекционно-реабилитационную программу, провести соответствующую психологическую консультацию учителей и родителей. Однако практически в любых случаях патогенной, психо-социальной и социальной дезадаптации важнейшую роль в процессе реабилитации играют средовые социально-психологические факторы, особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, школе, сообществе сверстников.


Как правило, социальная дезадаптация подростка характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций, неадекватностью самооценки, снижением уровня психосоциального развития, асоциальным поведением. И было бы неверно видеть причины этого только в личностных психологических особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррекцией.

Многочисленные отечественные исследования показывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости классного коллектива, отчуждения от школы, как института социализации. Это в свою очередь вызвано деформацией межличностных отношений "трудного подростка" в классе, снижением его социометрического статуса, эмоциональным дискомфортом.

Как правило, трудные - "изолянты" в классе, и поэтому они начинают искать иную среду общения и самоутверждения. Здесь, конечно, необходима социально-психологическая диагностико-коррекционная программа, которая выявляет характер межличностных нарушений, дает картину предпочтений и отвержений, сложившихся в коллективе, выявляет лидерские группировки, процессы и т.д. на основе - этой диагностики можно проводить индивидуальную групповую коррекцию, выравнивать систему взаимоотношений, формировать эмоционально-коммуникативные качества, позволяющие подростку нормально строить отношения с товарищами. Такая психосоциальная работа может осуществляться, как в постоянных, так и во временных коллективах, оказывающих временную помощь и поддержку в социальной адаптации. Если постоянные коллективы - это, как правило, коллективы по месту учебы и работы, то временные коллективы - это, как раз коллективы тех социальных учреждений, которые призваны оказывать помощь в социализации "трудных" дезадаптированных подростков. Сеть разнообразных социальных учреждений выполняет - эти функции. К таким учреждениям наряду со службами социальной поддержки молодежи можно также отнести подростковые клубы, летние оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, туристические центры, военно-спортивные клубы и лагеря.

Важно отметить, что наряду со специальными диагностико-коррекционными социально-психологическими программами, социальному работнику необходимо знать характеристики социальной среды микрорайона, особенности семейного и школьного воспитания, неформального окружения подростка, чтобы строить программы психологической и социальной поддержки. В этом смысле работа центра социальной поддержки молодежи либо территориального центра социальной помощи семье и детству должна начинаться со сбора информации о социальной инфраструктуре района, о социально-демографических характеристиках его населения, а также о составе и особенностях семей и детей группы риска, молодежно-подростковых группировках и т.д. Сбор и анализ такой информации также требует специального методического инструментария, которым должен владеть социальный работник, в частности, социальный педагог.

9


Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Организация деятельности приюта
Одной из основных задач коррекционной работы в приюте является устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекции нарушений поведения и здоровья, т. е. обеспечение условий для нормализации, взаимоотношений в родной или замещающей семье, для успешной учебы после выхода из приюта. Для решения поставленных задач необходимо, чтобы условия жизни детей в приюте были приближены к семейным.

Оптимальным является создание групп из 5-7 детей, для каждой группы определенный набор помещений: спальня, столовая, комната для занятий и игр, туалетная комната и т. д. Это было бы целесообразно и с той точки зрения, что в приюты часто поступают сразу несколько детей из одной и той же семьи.

Однако, чаще всего, приюты располагаются в зданиях, которые приходиться приспосабливать для длительного проживания и реабилитационной работы, поэтому формирование групп детей приходится делать по возрастным и половым признакам. Разделение детей по возрасту обусловлено не только значительными различиями режима дня, но и особенностями реабилитационной работы, проводимой с детьми и подростками. Если важнейшей задачей персонала приюта при работе с детьми младшего возраста является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков и знаний, которые они недополучили от родителей, то подростков приходится перевоспитывать, устранять имеющиеся у них нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Особое значение для подростков приобретает получение профессиональных навыков, трудовое воспитание, организация которого требует специальных помещений.

Наиболее существенным недостатком стандартных зданий детских учреждений является отсутствие небольших помещений для индивидуальной психотерапии или коррекционных занятий с небольшой группой детей, такие комнаты (10-15кв.м) могут быт устроены путем отгораживания части спальни или игровой.10

При организации разновозрастных групп детей следует учитывать тот факт, что приютские дети не знали в своих семьях любви и заботы старших.

Основными средствами воспитания их родителей были окрики, ругань, физические наказания. Естественно, что в общении с младшими по возрасту дети воспроизводили имеющийся у них опыт семейной жизни. По наблюдениям, крепкая привязанность между приютскими детьми из одной семьи возникает сравнительно редко, что и не удивительно, хотя старшие по возрасту дети проявляют покровительство по отношению к младшим или больным. Чаще всего, маленькие дети для старших оказывались своего рода живыми игрушками, которые носят на руках, наряжают, но на которых можно накричать или отшлепать, как только они становятся неудобными.


Наиболее неблагоприятное влияние на развитие маленьких детей оказывает эмоциональная депривация в семьях, откуда они попадают в приют. В связи с этим в учреждениях подобного рода должны быть созданы условия для персонифицированных доверительных отношений между ребенком и взрослыми. В первые месяцы работы приюта персонал испытывал большие трудности при установлении доверительных отношений с детьми, порой встречая негативные реакции в ответ на попытку сблизиться с ними. Был опробован такой подход: за каждым сотрудником независимо от занимаемой должности, закрепляли 2-3 ребенка с учетом взаимного расположения. Этот сотрудник становится замещающим родителем - "матерью" или "отцом". Во время работы он уделяет особое внимание своим "детям", опекает их, интересуется успехами в школе, проводит индивидуальные занятия, разрешает конфликты между ребенком и другими детьми или между ребенком и персоналом. При возможности сотрудник брал одного из "своих" детей на выходные дни домой. Такой прием создавал оптимальные условия для обучения детей действовать по образцу, полнее удовлетворял важнейшую для дошкольников и младших школьников потребность в персонифицированной любви, а для старших детей - в общении. Единственным недостатком системы "замещающих родителей" является неизбежный разрыв сложившихся теплых отношений при уходе ребенка из приюта, который болезненно переживался как ребенком, так и взрослыми. Поэтому необходимо заранее готовить и детей, и замещающих родителей к уходу ребенка из приюта.

Большое значение для эффективной реабилитационной работы имеет правильная организация режима дня, учитывая, что для приютских детей характерны быстрая истощаемость, повышенная отвлекаемость, неспособность сосредоточиться даже на короткое время, нарушения сна, двигательная гиперактивность, несформированность навыков общения и совместной деятельности. Эти обстоятельства определили следующие основные требования к организации режима дня для детей в приюте:

  • проведение занятий индивидуально или в малых группах;

  • непродолжительность занятий (15-20 минут), чередование занятий с отдыхом;

  • разнообразие занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течении дня;

  • перенос большей части активности на первую половину дня (возбуждающих игр, спортивных игр, новых для детей занятий и т. д.).