Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Для организации управления обществом государство располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, т.е. особой публичной властью. Другие элементы политической системы не имеют публичных органов.

4. Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находится целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы. Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, сборы).

5. И, наконец, самое существенное в характеристике государства как основного элемента политической системы общества: государство обладает суверенитетом (верховенство власти внутри страны и её независимость от всех внешних властей). Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть.

6. Принимаемые государством как верховной политической властью управленческие решения обязательны к исполнению всеми гражданами и их объединениями. Суверенитет государства проявляется в том, что только государство может издавать обязательные для исполнения нормативные акты; в том, что только государство имеет право на законное применение силы, принуждения и располагает для этого специальным аппаратом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества и отличается от других субъектов политической системы: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом публичной власти; 4) издаёт нормативные акты, которые обязательны для исполнения всеми субъектами; 5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.); 6) определяет главные направления развития общества.
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политической системы, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями.

  1. Государство может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений и т.д.

  2. Государство регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

  3. Государство может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.





  1. Основные направления совершенствования политической системы Российской Федерации.


Политическая система - это прежде всего механизм народовластия.
Направления совершенствования.
1. Совершенствование механизма народовластия, т.е. проведение комплексных мероприятий организационного, политического, правового характера, обеспечивающих целостность государства. Политическая система состоит из элементов. Каждый элемент имеет самостоятельность и может по своему влиять на власть. Необходимо сделать так, чтобы эти элементы не расшатывали государственную власть.

2. Реформирование (обновление) законодательства, закрепляющего правовой статус элементов политической системы.

3. Необходимо более чёткое определение места и роли государства в политической системе. Государство, являясь центральным элементом политической системы, должно действовать в рамках закреплённых Конституцией (правовое, социальное, демократическое государство).

4. Создание реальных условий для развития идеологического и политического плюрализма.

5. Укрепление законности деятельности всех субъектов (элементов) политической системы.

6. Повышение политической и правовой культуры субъектов политической жизни.


  1. Основные направления совершенствования политической системы Российской Федерации.

1. Заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Последние практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т.д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.

2. Низкий удельный вес политических партий в политической системе, их слабое влияние на власть, общество.

3. Новые институты часто не находят поддержки в обществе, поскольку в нём ещё господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения. Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы и т.д.).

4. Наша политическая система ещё не сформировала своё культурное основание в лице признанных в обществе демократических идеалов, ценностей (уважение прав и свобод человека, ответственность за принятое решение, поступок), норм, её возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность довольно ограничены. Поэтому политическая система в России ещё какое-то время будет балансировать между целостностью общества и с его дезинтеграцией, распадом.



5. Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решения.

6. Недостатком политической системы России является и её слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов (манифестации обманутых вкладчиков, работников бюджетной сферы, не получающих зарплату.

7. В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов фактически отсутствуют возможности постоянного действенного контроля за их деятельностью как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Это создаёт возможности для бесконтрольного расходования федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система, способная выявить и выразить интересы социальных групп, ещё не завершила своего формирования. Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти.

8. Формирование развитого гражданского общества. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, её устремлённостью к постоянному самосовершенствованию.

9. Российское общество вновь оказалось перед дилеммой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели сильной власти при отчуждении от неё народа. Пока же нередки случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что всё больше отчуждает общество от власти, не служит гарантией неприкосновенности гражданских прав индивидов.

10. Отказавшись от тотального контроля за различными сферами жизни общества с помощью принуждения, российское государство должно сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения. Трудности на этом пути обусловлены в значительной мере тем, что в России ценности свободы, индивидуализма не были преобладающими в общественном сознании, у населения до сих пор ещё сильны надежды на помощь со стороны государства. Ослабление социальной функции государства служит важной причиной наблюдаемого сегодня роста конфликтов в обществе.


11. Необходимо постепенное формирование конкурентной партийной системы в процессе укрупнения политических партий за счёт их организационного слияния, более чёткого определения идеологических позиций. Это окажется возможным при условии, если будет достигнуто гражданское согласие относительно целей и образа будущего общества. В этом случае ни одна политическая партия не будет стремиться разрушить базовые принципы общественного устройства, а будет руководствоваться интересами общего блага, совершенствования политического порядка.

12. Политическая культура в России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Тип политической культуры современного российского общества можно скорее назвать фрагментарным. Это название отражает то обстоятельство, что фрагментарная политическая культура не представляет собой единого целого, а соединяет элементы разнородных субкультур. Она отражает ситуацию раскола в обществе, состояние переходности. Для фрагментарной политической культуры характерно отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества. Это порождает повышенную конфликтность и социальную напряжённость, которые обусловливают политическую нестабильность в обществе. Современной политической культуре России свойственна низкая степень доверия населения к государственным институтам власти, игнорирование законных способов разрешения конфликтов.
31. Государственный орган: признаки, виды.
Государственный орган – это самостоятельный элемент государственного аппарата, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой, наделённый определённой компетенцией и выступающий от имени государства.
Признаки государственного органа.


  1. Государственный орган – это единоличное лицо (президент, прокурор и др.) или коллегиальный орган.

  2. Представляет собой самостоятельный элемент аппарата государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма.

  3. Действует от имени государства и по его поручению.

  4. Образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов и подзаконных актов).

  5. Выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделён в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения).

  6. Имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закреплённых полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определённого круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа. Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

  7. Осуществляет свою компетенцию тремя способами: 1) принятием нормативных актов (предписанием общего характера); 2) принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); 3) конкретно-организационной деятельностью.

  8. Имеет внутреннее строение (структуру). Органы состоят из подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.) и государственных служащих, скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы.

  9. Имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчётный счёт в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач.

  10. Обладает определённым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание.

  11. Действует на определённой территории (имеет территориальный масштаб деятельности).



Классификация государственных органов.
По порядку образования.

  1. Органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ и др.)

  2. Органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др.).


По функциям.

  1. Законодательные.

  2. Исполнительные.

  3. Судебные.

  4. Контрольно-надзорные


По принципу разделения властей.

  1. Законодательные.

  2. Исполнительные.

  3. Судебные.


По сфере действия.

  1. Центральные.

  2. Местные.


По объёму решаемых задач.

  1. Государственные.

  2. Муниципальные.


По характеру полномочий.

  1. Ординарные.

  2. Чрезвычайные.


По времени работы.

  1. Временные.

  2. Постоянные.


По способу принятия решений.

  1. Единоличные.

  2. Коллегиальные.


По правовым формам деятельности.

  1. Правотворческие.

  2. Правоприменительные.

  3. Правоохранительные.


По характеру компетенции.

  1. Органы общей компетенции (правительство).

  2. Органы специальной компетенции (министерство).



32. Государственный служащий: понятие, виды.
Государственные служащие – это лица занимаемые должности в государственном аппарате, осуществляющие функции его органов и получающие за это определённую заработную плату.
Признаки государственного служащего.

  1. Занимают государственные должности, т.е. обладают совокупностью прав и обязанностей, связанных с государственной службой и точно закреплённой функцией в рамках государственного аппарата.

  2. Доступ к государственной службе осуществляется через специальную процедуру поступления на неё.

  3. Деятельность государственных служащих подвергается жёсткой процессуальной регламентации.

  4. Для государственных служащих служба является профессиональной деятельностью и основным источником доходов.


Государственная служба - это одна из сторон или частей деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава его органов и иных организаций, а также и сама деятельность этого личного состава государственных служащих по практическому осуществлению функций органа государства.