Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 519

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Толкование права: понятие, виды толкования по субъектам; интерпретационные акты.


Толкование - это уяснение и разъяснение содержания принципов и норм права.

Признаки толкования права.

  1. Это особая деятельность, которая связана с толкованием текста нормативно-правовых актов.

  2. Толкование состоит в уяснении содержания принципов и норм права.

  3. Толкование состоит в разъяснении содержания принципов и норм права, т.е. в объяснении принципов и норм права для других.

  4. В установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами.

  5. Цель толкования - правильное, точное и единообразное понимание и применение принципов и норм права, выявление их смысла, который законодатель вложил в словесную формулировку.

  6. Результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.


Виды толкования по субъектам.

В зависимости от субъектов толкование делится на:

  1. официальное и

  2. неофициальное.


I. Официальное толкование - это разъяснение принципов и норм права, которое дают компетентные (уполномоченные) органы, результатом такого толкования является интерпретационный акт, который имеет юридическое значение (общеобязательность).

Официальное толкование по признаку юридических последствий делится на:

1) Нормативное и

2) Казуальное.
1) Нормативное толкование - это характеризуется государственной обязательностью, распространимостью на неопределённый круг лиц и возможности неоднократного использования (т.е. распространяющимся на широкий круг обстоятельств, субъектов). Например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ о применении норм какого-либо закона (например, о применении части первой ГК РФ).

Нормативное толкование подразделяется на:

- аутентичное и

- легальное.

Аутентическое толкование - это разъяснение содержания принципов и норм права, даваемое самим правотворческим органом, издавшим эту норму.

Легальное толкование - это разъяснение содержания принципов и норм права специально уполномоченным органом. Например, Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции).

2) Казуальное толкование - непосредственно связано с конкретным случаем - поводом толкования и является обязательным только для прямо адресуемых субъектов (т.е. распространяющимся на конкретный случай, конкретных субъектов). Например, решение Верховного Суда РФ по конкретному делу. Казуальное толкование можно подразделить на судебное и административное.
II. Неофициальное толкование - это разъяснение содержания принципов и норм права, даваемое без специального поручения различными субъектами по своей инициативе, которое не имеет обязательного характера.

Выделяется:

  1. обыденное,

  2. профессиональное,

  3. доктринальное толкование.


1. Обыденное толкование - разъяснение, которое может дать каждый человек.

2. Профессиональное толкование - только то, которое исходит от юристов-практиков (адвокаты, прокуроры, нотариусы).

3. Доктринальное толкование - разъяснение ученых, преподавателей, например, в монографиях, научных комментариях практики и т.д.

Интерпретационный акт.

Интерпретационные акты - это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Интерпретационный акт является одной из разновидностей правового акта, а следовательно, отвечает его основным характеристикам, признакам.

Признаки интерпретационный акта.

  1. Имеет письменную документальную форму, предполагающую особую структуру акта, специально-юридический язык, наличие обязательных реквизитов.

  2. Издание интерпретационного акта от имени особого властного субъекта, компетенция которого предусматривает возможность издания таких актов.

  3. Общеобязательность, предполагающую обязанность его соблюдения всеми физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, к которым адресован интерпретационный акт.

  4. Направленность на упорядочение, регулирование общественных отношений.

  5. Ненормативный характер интерпретационных актов, т.е. такой акт не содержит новых правовых норм он лишь разъясняет содержание толкуемых норм права.

Поскольку интерпретационные акты - акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ и публикуются в “Бюллетене Верховного Суда РФ”. Конституционный Суд РФ издаёт

свои акты в форме постановлений, которые публикуются в “Собрании законодательства РФ” и в “Вестнике Конституционного Суда РФ”. Центральная избирательная комиссия РФ свои интерпретационные акты издаёт в форме разъяснений, которые публикуются в “Вестнике Центральной избирательной комиссии” и в “Российской газете”.

41Законность и правопорядок. Пути укрепления законности и правопорядка в РФ.
Законность - это требование следовать Конституции, другим правовым законам.
Признаки законности.

1. Это требование точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов теми, кому они адресованы.

2. Это общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений.

3. Это требование соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов.

4. Не противоречить Конституции, законам должны: подзаконные акты; иные источники права (правовой обычай, нормативный договор); акты применения права; акты толкования права; действия (бездействия) всех субъектов права.

5. Содержание законности составляет не формальное требование следовать любому закону, а такому закону, который адекватно воплощает общечеловеческие идеалы и ценности, основные права и свободы человека и гражданина.

6. В результате реализации требований законности складывается правовой порядок.
Действенность законности проявляется в её принципах.

1. Верховенство закона, т.е. в случае несоответствия подзаконного акта закону применению подлежит закон.

2. Равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо, не может иметь перед законом никаких преимуществ, привилегий.

3. Полное и реальное осуществление прав и свобод - о реальности права в обществе, государстве можно говорить лишь тогда, когда созданы все условия для реализации прав и свобод, удовлетворения интересов людей. Если этого не происходит, право заменяется произволом, беззаконием.

4. Единство законности: закон должны одинаково понимать и применять на всей территории государства.

5. Сочетание законности и целесообразности, т.е. принятие в рамках закона наиболее оптимального решения (например, рассмотрение руководителем заявления работника не в двухнедельный срок, как допускает закон, а за несколько часов, поскольку это отвечает интересам заявителя). Обход правового закона под предлогом политической, экономической целесообразности, выгоды, пользы недопустим.

Гарантии законности.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие условия.

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

1. Экономические условия - стабильность экономической жизни (бескризисное функционирование хозяйственного комплекса, обеспечение развития всех форм собственности и т.п.).

2. Политические условия - стабильность политической жизни (органичное разделение властей, наличие конструктивной оппозиции, парламентаризм, гласность и т.п.).

3. Идеологические условия - законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причём не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, чёткой системой правового воспитания и правового обучения.

4. Социальные условия - законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод (отсутствие безработицы, достойная заработная плата и т.д.).

5. Правовые условия - совершенное законодательство - научно построенное, непротиворечивое и доступное для понимания и использования.

Субъективные факторы.

1. Состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции.

2. Активность граждан в защите своих прав, свобод, прав и свобод других людей, (прав потребителя, избирательных, трудовых, семейных и т.д.).
Специальные средства законности.

Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии.

Юридические гарантии - это совокупность закреплённых в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.