Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 608
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источники (формы) позитивного права.
Содержание всегда должно быть оформлено и форма должна быть содержательной
Внутренняя форма права - это материал, который структурирует, оформляет (закрепляет) сущность и содержание права. Элементами внутренней формы права являются: принципы, цели, задачи, дефиниции (определения), нормы права.
Внутренняя форма права состоит из комплекса нормативно-регулятивных средств: 1) нормативных обобщений: 1) принципы права; 2) цели права; 3) задачи права; 4) правовые дефиниции (определения); 2) нормы права.
Внешняя форма права - это объективное проявление его сущности и содержания (воплощённое первоначально в принципах, целях, задачах, дефинициях, нормах) в юридических источниках, зафиксированных в различных носителях информации, т.е. это официальный способ выражения, закрепления сущности и содержания права (внешняя форма права - это система источников права).
Право всегда воплощается в определённой форме, является формализованным явлением, внешняя форма показывает каким образом право создаётся, фиксируется и доводится до членов общества.
В теории права используется ещё одно понятие “источник права” - обстоятельства, факторы, влияющие на появление и действие права. Источники права можно подразделить на первоначальные, духовные и юридические источники.
Духовные источники права - правовые теории, исторические памятники права, правовые традиции.
Первоначальные источники права - право исходит от народа, принадлежит ему, иными словами, источник права (как первопричина, т.е. то, что порождает право) не государство, а гражданское общество (правовая личность, т.е. сама природа человека, основные права и свободы присущи ему от рождения и неотчуждаемы; и система отношений: экономическая система отношений; социальная система отношений; политическая система отношений; духовно-культурная система отношений; информационная система отношений в гражданском обществе).
Юридические источники права - это правотворческая деятельность, в результате которой появляется система правовых актов (юридический источник указывает на то, откуда черпается право).
Юридические источники, как система, обладает рядом черт.
-
Юридические источники характеризуются множественностью форм права. -
Иерархическая соподчинённость, прежде всего, все национальные формы права должны соответствовать международному праву. -
Система правовых актов предполагает их субординацию, каждый акт играет определённую роль. -
Приоритет закона - все источники права, несмотря на их многообразие, должны соответствовать Конституции, закону. -
Связанность источников с государством - источники непосредственно исходят от государства, при создании других государство выступает одной из сторон (например, нормативный договор). Есть ситуации, когда государство не участвует (правовой обычай).
Виды источников права.
Источниками права являются: 1) международно-правовые документы: декларации, пакты, конвенции; 2) нормативно-правовые акты: Конституция, иные законы, а также система подзаконных актов (указов, постановлений, приказов и т.д.); 3) нормативные договоры (международные, коллективные); 4) правовые обычаи; 5) судебные прецеденты.
Нормативно-правовой документ - это официальный документ субъекта правотворческой деятельности, содержащий правила поведения (нормы права). К ним относятся законы и подзаконные акты.
Признаки нормативно-правового акта.
1. Это документально оформленный акт (акт-документ). О надлежащей оформленности акта свидетельствуют такие реквизиты, как официальное название документа, дата принятия, дата подписания, регистрационный номер, наименование должностного лица его подписавшего.
2. Это акт субъекта правотворческой деятельности. Субъектами правотворчества являются: непосредственно народ, путём всеобщего голосования (референдума); уполномоченные органы государства и местного самоуправления.
3. Нормативно-правовой документ - это результат правотворческой деятельности, т.е. особой процедуры.
4. Нормативно-правовой акт закрепляет через нормативно-регулятивные средства сущность и содержание права, а также механизм его обеспечения.
5. Это акт, содержащий правила поведения. Имеющиеся в нём права и обязанности адресованы к персонально неопределённому кругу лиц, рассчитаны на многократное действие.
6. Нормативно-правовой акт направлен на установление, изменение или отмену правил поведения.
Как акт-документ должен соответствовать ряду требований:
-
Издаётся в пределах компетенции. -
Должен иметь документальную форму, предусмотренную для юридических актов соответствующего органа. -
Он не должен противоречить международному праву, конституции и закону. -
Он должен быть опубликован и приведён в действие.
Нормативно-правовые акты можно подразделить: 1) по юридической силе; 2) по органу, принявшему этот акт.
Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов права, содержащее правила поведения, т.е. это совместный акт-документ, выражающий взаимное изъявление воли двух и более субъектов права (сторон) и содержащий правила поведения.
Признаки нормативного договора.
-
Является результатом волеизъявления двух и более субъектов права. -
Субъекты, от которых исходит нормативный договор, равны в выработке и принятии договора. -
Нормативный договор содержит правила поведения.
Виды нормативных договоров.
1. Международный договор - это соглашение между государствами в области экономического, политического, культурного и т.п. сотрудничества.
2. Федеральный договор - это соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ.
3. Региональный договор - это соглашение по вопросам экономического, социального, научного, культурного сотрудничества между субъектами РФ.
4. Договор местного самоуправления - это соглашение между органами власти города, районов в городе, города и сельских районов на территории субъекта РФ о разграничении, передачи и перераспределении полномочий, а также по иным вопросам местного значения.
5. Локальный договор - это соглашение по трудовым, социально-экономическим и профессиональным вопросам между администрацией и работниками на предприятии, в учреждении и организации, например, коллективный договор.
6. Договор на уровне организаций.
7. Договор в административном праве.
Правовой обычай - это сложившееся и широко применяемое общее правило поведения, имеющее юридическое значение.
Особенность правового обычая в том, что он непосредственно не закрепляется в законе, закон лишь отсылает к нему. Вместе с тем обычаи не должны противоречить законодательству. Правовой обычай признаётся источником российского права. В частности, ст. 5 ГК РФ говорит об обычаях делового оборота, отсылает к правовому обычаю и Кодекс торгового мореплавания.
Правовой обычай прямо не закрепляется в текстах нормативно-правовых актов, он существует в отношениях
, а законодатель отсылает к нему и, тем самым санкционирует его, т.е. придаёт ему юридическую силу и обеспечивает его выполнение.
Судебный прецедент - это решение по конкретному судебному делу, которому придано значение общего правила. Правовой прецедент является источником права в США, Англии.
Постепенно меняется отношение к судебному прецеденту в нашей стране. Всё больше учённых и практиков соглашаются с тем, что выносимые Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ решения (их называют “правоположения”) содержат не только разъяснения порядка применения норм права, а сами правила поведения. Поэтому и предлагается официально придать решениям названных выше органов форму прецедентного права.
Некоторые выделяют в качестве источника права правовую доктрину - например, теория разделения властей Ш. Монтескье.
-
Закон: понятие, виды.
Закон – это принятый всенародным голосованием (референдумом) илипредставительным органом государства нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее значимые общественные отношения, обладающий высшей юридической силой и имеющий прямое действие на подведомственной территории, принятый в особом, установленном Конституцией, порядке.
Признаки закона.
-
Закон принимается на референдуме или представительным органом государства. Закон – акт строго определённых, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов РФ или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета. -
Закон – это нормативно-правовой акт. Закон всегда принимается как акт нормативный, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. -
Закон принимается в соответствии с особой законодательной процедурой. (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, одобрение закона, подписание закона, опубликование закона). Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представительных органов. Так, федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Они подписываются и обнародуются Президентом РФ (ст. 107 Конституции РФ). Для принятия федеральных конституционных законов установлен свой порядок, предусмотренный ст. 108 Конституции РФ. -
В законе воплощаются важные и наиболее значимые общественные отношения. Закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона правовое регулирование по данным вопросам “начинается”.