Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 527

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники (формы) позитивного права.
Содержание всегда должно быть оформлено и форма должна быть содержательной
Внутренняя форма права - это материал, который структурирует, оформляет (закрепляет) сущность и содержание права. Элементами внутренней формы права являются: принципы, цели, задачи, дефиниции (определения), нормы права.

Внутренняя форма права состоит из комплекса нормативно-регулятивных средств: 1) нормативных обобщений: 1) принципы права; 2) цели права; 3) задачи права; 4) правовые дефиниции (определения); 2) нормы права.

Внешняя форма права - это объективное проявление его сущности и содержания (воплощённое первоначально в принципах, целях, задачах, дефинициях, нормах) в юридических источниках, зафиксированных в различных носителях информации, т.е. это официальный способ выражения, закрепления сущности и содержания права (внешняя форма права - это система источников права).

Право всегда воплощается в определённой форме, является формализованным явлением, внешняя форма показывает каким образом право создаётся, фиксируется и доводится до членов общества.
В теории права используется ещё одно понятие “источник права” - обстоятельства, факторы, влияющие на появление и действие права. Источники права можно подразделить на первоначальные, духовные и юридические источники.

Духовные источники права - правовые теории, исторические памятники права, правовые традиции.

Первоначальные источники права - право исходит от народа, принадлежит ему, иными словами, источник права (как первопричина, т.е. то, что порождает право) не государство, а гражданское общество (правовая личность, т.е. сама природа человека, основные права и свободы присущи ему от рождения и неотчуждаемы; и система отношений: экономическая система отношений; социальная система отношений; политическая система отношений; духовно-культурная система отношений; информационная система отношений в гражданском обществе).

Юридические источники права - это правотворческая деятельность, в результате которой появляется система правовых актов (юридический источник указывает на то, откуда черпается право).
Юридические источники, как система, обладает рядом черт.


  1. Юридические источники характеризуются множественностью форм права.

  2. Иерархическая соподчинённость, прежде всего, все национальные формы права должны соответствовать международному праву.

  3. Система правовых актов предполагает их субординацию, каждый акт играет определённую роль.

  4. Приоритет закона - все источники права, несмотря на их многообразие, должны соответствовать Конституции, закону.

  5. Связанность источников с государством - источники непосредственно исходят от государства, при создании других государство выступает одной из сторон (например, нормативный договор). Есть ситуации, когда государство не участвует (правовой обычай).


Виды источников права.

Источниками права являются: 1) международно-правовые документы: декларации, пакты, конвенции; 2) нормативно-правовые акты: Конституция, иные законы, а также система подзаконных актов (указов, постановлений, приказов и т.д.); 3) нормативные договоры (международные, коллективные); 4) правовые обычаи; 5) судебные прецеденты.
Нормативно-правовой документ - это официальный документ субъекта правотворческой деятельности, содержащий правила поведения (нормы права). К ним относятся законы и подзаконные акты.

Признаки нормативно-правового акта.

1. Это документально оформленный акт (акт-документ). О надлежащей оформленности акта свидетельствуют такие реквизиты, как официальное название документа, дата принятия, дата подписания, регистрационный номер, наименование должностного лица его подписавшего.

2. Это акт субъекта правотворческой деятельности. Субъектами правотворчества являются: непосредственно народ, путём всеобщего голосования (референдума); уполномоченные органы государства и местного самоуправления.

3. Нормативно-правовой документ - это результат правотворческой деятельности, т.е. особой процедуры.

4. Нормативно-правовой акт закрепляет через нормативно-регулятивные средства сущность и содержание права, а также механизм его обеспечения.

5. Это акт, содержащий правила поведения. Имеющиеся в нём права и обязанности адресованы к персонально неопределённому кругу лиц, рассчитаны на многократное действие.

6. Нормативно-правовой акт направлен на установление, изменение или отмену правил поведения.
Как акт-документ должен соответствовать ряду требований:



  1. Издаётся в пределах компетенции.

  2. Должен иметь документальную форму, предусмотренную для юридических актов соответствующего органа.

  3. Он не должен противоречить международному праву, конституции и закону.

  4. Он должен быть опубликован и приведён в действие.


Нормативно-правовые акты можно подразделить: 1) по юридической силе; 2) по органу, принявшему этот акт.

Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов права, содержащее правила поведения, т.е. это совместный акт-документ, выражающий взаимное изъявление воли двух и более субъектов права (сторон) и содержащий правила поведения.

Признаки нормативного договора.

  1. Является результатом волеизъявления двух и более субъектов права.

  2. Субъекты, от которых исходит нормативный договор, равны в выработке и принятии договора.

  3. Нормативный договор содержит правила поведения.

Виды нормативных договоров.

1. Международный договор - это соглашение между государствами в области экономического, политического, культурного и т.п. сотрудничества.

2. Федеральный договор - это соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ.

3. Региональный договор - это соглашение по вопросам экономического, социального, научного, культурного сотрудничества между субъектами РФ.

4. Договор местного самоуправления - это соглашение между органами власти города, районов в городе, города и сельских районов на территории субъекта РФ о разграничении, передачи и перераспределении полномочий, а также по иным вопросам местного значения.

5. Локальный договор - это соглашение по трудовым, социально-экономическим и профессиональным вопросам между администрацией и работниками на предприятии, в учреждении и организации, например, коллективный договор.

6. Договор на уровне организаций.

7. Договор в административном праве.
Правовой обычай - это сложившееся и широко применяемое общее правило поведения, имеющее юридическое значение.

Особенность правового обычая в том, что он непосредственно не закрепляется в законе, закон лишь отсылает к нему. Вместе с тем обычаи не должны противоречить законодательству. Правовой обычай признаётся источником российского права. В частности, ст. 5 ГК РФ говорит об обычаях делового оборота, отсылает к правовому обычаю и Кодекс торгового мореплавания.

Правовой обычай прямо не закрепляется в текстах нормативно-правовых актов, он существует в отношениях
, а законодатель отсылает к нему и, тем самым санкционирует его, т.е. придаёт ему юридическую силу и обеспечивает его выполнение.
Судебный прецедент - это решение по конкретному судебному делу, которому придано значение общего правила. Правовой прецедент является источником права в США, Англии.

Постепенно меняется отношение к судебному прецеденту в нашей стране. Всё больше учённых и практиков соглашаются с тем, что выносимые Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ решения (их называют “правоположения”) содержат не только разъяснения порядка применения норм права, а сами правила поведения. Поэтому и предлагается официально придать решениям названных выше органов форму прецедентного права.
Некоторые выделяют в качестве источника права правовую доктрину - например, теория разделения властей Ш. Монтескье.

  1. Закон: понятие, виды.


Закон – это принятый всенародным голосованием (референдумом) илипредставительным органом государства нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее значимые общественные отношения, обладающий высшей юридической силой и имеющий прямое действие на подведомственной территории, принятый в особом, установленном Конституцией, порядке.
Признаки закона.

  1. Закон принимается на референдуме или представительным органом государства. Закон – акт строго определённых, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов РФ или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета.

  2. Закон – это нормативно-правовой акт. Закон всегда принимается как акт нормативный, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

  3. Закон принимается в соответствии с особой законодательной процедурой. (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, одобрение закона, подписание закона, опубликование закона). Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представительных органов. Так, федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Они подписываются и обнародуются Президентом РФ (ст. 107 Конституции РФ). Для принятия федеральных конституционных законов установлен свой порядок, предусмотренный ст. 108 Конституции РФ.

  4. В законе воплощаются важные и наиболее значимые общественные отношения. Закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона правовое регулирование по данным вопросам “начинается”.