Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 526

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.

2. Средства предупреждения правонарушений. Это закреплённые в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Предупредительную роль играют такие средства, например, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

3. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав и свобод граждан. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

4. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребёнка (алиментов, виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения).

5. Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения.

6. Процессуальные гарантии.

7. Правосудие - деятельность судов, осуществляемая путём рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью защиты прав и свобод.

Организационные гарантии.

Эффективная в интересах человека и гражданина работа суда, прокуратуры, органов внутренних дел. Её слагаемые: квалифицированные кадры, хорошо отлаженный процесс разрешения дел, современная материальная база.
Правовой порядок -это сложившаяся в результате реализации законности система упорядоченных общественных отношений.

Признаки правового порядка.

  1. Правовой порядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

  2. Правовой порядок выступает как следствие действия законности, т.е. воплощение в жизнь её требований и принципов.

  3. Это порядок, предусмотренный нормами права.

  4. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

  5. Правовой порядок достигается правомерным поведение всех субъектов права. Правомерное поведение отличается постоянством, длительностью во времени, проявляется во всех отраслях права.

  6. Правовой порядок представляет собой систему устойчивых, организованных конституционных, гражданских, административных, земельных и иных общественных отношений.

  7. Благодаря правопорядку человек действительно становится свободным, уверенным в себе и других, защищённым от произвола и беззакония.

  8. Правовой порядок обеспечивается государством.



Принципы правопорядка.

1. Определённость правового порядка. Правопорядок базируется на формально-правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определённость общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют чёткие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

2. Системность правового порядка. По этой же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений.

3. Организованность правового порядка. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

4. Государственная гарантированность правового порядка. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

5. Устойчивость правового порядка. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

6. Единство правового порядка. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной власти и законности, правопорядок один на всей территории страны.
Необходимость законности и правопорядка в РФ.

  1. Для успешного проведения курса экономических реформ, становления рыночных отношений, развития производства.

  2. Для построения гражданского общества и правового государства.

  3. Для эффективного функционирования институтов демократии, политической системы.

  4. Для реализации прав и свобод человека и гражданина, упрочнения их гарантий.

  5. Для чёткой работы государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц.

  6. Для борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом.

  7. Для обеспечения правотворческого, правоприменительного процесса, а в более широком плане - управленческого процесса.

  8. Для формирования политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.


Пути укрепления законности и правопорядка в РФ.



  1. Создание и нормальное функционирование рыночной экономики.

  2. Функционирование политической системы общества в соответствии с демократическими принципами.

  3. Создание развитой социальной системы (развитие малого и среднего бизнеса для преодоления безработицы, достойная заработная плата).

  4. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

  5. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

  6. Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.

  7. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым правонарушениям Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении.

  8. Именно государство реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повыше роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

  9. Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция.

  10. И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развёртывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.




  1. Признаки и источники (формы) позитивного права.


Позитивное право - это свобода или возможность поведения, которые выражены в юридических источниках права (законы и т.д.).


Позитивное право складывается в результате правотворческой деятельности законодателей, судей, договаривающихся сторон. В итоге такой деятельности рождается нормативно-правовой документ (законы, судебные прецеденты, нормативные договоры - позитивное право).

В современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное право. Права человека, будучи закреплёнными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов. Это позволяет говорить об естественности позитивного права.

Признаки (свойства) позитивного права.
1. Нормативность права. Нормативность означает, что право регулирует широкий круг обстоятельств, случаев, оказывает общее направляющее воздействие на всех субъектов, действуя непрерывно (постоянно), т.е. вплоть до отмены или изменения.

2. Формальная определённость права. Определённость проявляется в точности, конкретности изложения границ правомерного и неправомерного, содержания прав и свобод, форм и средств их обеспечения и защиты, размера и вида ответственности за совершённое правонарушение. Это позволяет избежать произвольного понимания и претворения права в жизнь. Формальность - это документальное закрепление содержания права в различных его юридических источниках: законах, указах, нормативных договорах и т.д.

3. Обеспеченность права заключается в том, что оно поддерживается и защищается обществом, государством. Средствами обеспечения являются:

а) юридические обязанности. Обязанности не только сопровождают права, но и подкрепляют их действие. Необеспеченность прав обязанностями оставляет права только на бумаге, поскольку их реализация в такой ситуации невозможна. Поэтому о реальности прав, свобод одних субъектов права можно говорить лишь тогда, когда они обеспечены обязанностями других субъектов права;

б) организующая деятельность государства, его органов. Она проявляется в создании наиболее благоприятных условий для полной и оперативной реализации гражданами прав, свобод (проявляется во всяком положительном содействии субъектам права, чем доступней управленческие процедуры, профессиональней и культурней решаются вопросы, тем более гарантирована реализация права);

в) правовое поощрение. В праве используются разнообразные материальные (премия), моральные (почётная грамота) и специально-юридические стимулы (смягчение меры наказания). Правовое поощрение направлено на развитие инициативы и творчества в действиях граждан, должностных лиц, организаций;


г) государственное принуждение. Оно применяется за нарушение права. При этом принуждение носит правовой характер, проводится в особых процедурных формах (процессуальная форма). Процедурная форма предусматривает строгий порядок проведения следствия, судебного разбирательства, права и обязанности участников процесса, систему обжалования и т.п. Средствами принуждения являются меры защиты, процессуального пресечения, превентивные меры и юридическая ответственность;

д) Кроме того, в соответствии с международными договорами Российской Федерации индивиды могут обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

4. Системность права. Право - сложное социальное образование. Все его элементы связаны друг с другом, находятся во взаимодействии. Органически соединены естественное право и позитивное право, объективное и субъективное право. Согласованы права, свободы, обязанности и ответственность. Нормы права могут действовать только опираясь на принципы права. Увязаны между собой юридические источники права. Все элементы права связаны между собой, находятся во взаимодействии. Прежде всего это относится к нормативно-регулятивным средствам, действующим в необходимой связке, сочетании. При этом более конкретные основываются на более общих, в частности, нормы - на принципах, целях, задачах.

5. Динамизм права. Перечень прав и свобод, определённых Конституцией РФ, не является исчерпывающим. По мере продвижения России по пути социального, научно-технического прогресса будут углубляться существующие и появляться новые права и свободы человека и гражданина. Развитие права в этом отношении вряд ли исчерпаемо. Динамизм права проявляется также: в энергичной, своевременной отмене устаревших, противоречивых нормативных документов; в выработке обыкновений правоприменительной практики, устранении пробелов (аналогия закона и права), применении коллизионных, ситуационных норм и т.п.; в правомерном и особенно правомерно-активном поведении индивидов, их ассоциаций, когда они непосредственно используют права и свободы, удовлетворяют насущные потребности и интересы. Динамизм характеризует право в действии, даёт представление о смысле и конечных целях правового регулирования.