Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 613
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классификация законов по сроку действия.
-
Постоянные. -
Временные.
По степени систематизации.
-
Кодифицированные. -
Обычные.
По содержанию.
-
Экономические. (Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Статья 42. Особые экономические зоны) -
Социальные. (Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") -
И Политические.( Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.04.2013) "О политических партиях", Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013))
- 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 26
Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, виды.?????
Подзаконный нормативно-правовой акт - это официальный документ субъекта правотворческой деятельности, основанный на законе и не противоречит ему, содержащий правила поведения (нормы права).
Признаки нормативно-правового акта.
1. Это документально оформленный акт (акт-документ). О надлежащей оформленности акта свидетельствуют такие реквизиты, как официальное название документа, дата принятия, дата подписания, регистрационный номер, наименование должностного лица его подписавшего.
2. Это акт субъекта правотворческой деятельности, который уполномочен издавать такие акты: уполномоченные органы государства, их должностные лица, органы местного самоуправления, их должностные лица.
3. Подзаконный нормативно-правовой акт принимается по кругу вопросов, которые отнесены к ведению субъекта правотворческой деятельности.
4. Такой акт принимается на основе и во исполнения Конституции РФ, они не должны противоречить законам и Конституции.
5. Это акт, содержащий правила поведения. Имеющиеся в нём права и обязанности адресованы к персонально неопределённому кругу лиц, рассчитаны на многократное действие.
6. Подзаконный нормативно-правовой акт направлен на установление, изменение или отмену правил поведения.
Виды подзаконных нормативно-правовых актов.
Указы Президента. Указы Президента обязательны к выполнению на всей территории РФ. Они не должны противоречить Конституции РФ и законам. В случае противоречия указа Конституции РФ, конституционному и (или) федеральному законам действуют принципы, нормы Конституции, законов.
Постановления Правительства РФ. Постановления издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Если постановления противоречат Конституции и законам, то они могут быть отменены Президентом.
Нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов РФ. Они должны издаваться в соответствии с Конституцией, законами, указами, постановлениями и им не противоречить. Приказы и инструкции, распространяющиеся на граждан, не могут ущемлять их права и законные интересы и должны быть обязательно зарегистрированы в Минюсте и опубликованы.
Нормативные акты региональных органов власти. Такими актами выступают решения краевых (областных) представительных органов, постановления главы краевой (областной) администрации. Решения и постановления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории субъекта РФ предприятиями, учреждениями, а также гражданами. Нормативные акты региональных органов государственной власти принимаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов и других нормативных актов высших органов власти. В свою очередь, постановления главы субъекта РФ не могут противоречить законами, решениям краевого (областного) представительного органа.
Нормативные акты органов местного самоуправления. К их числу относятся: решения городских, районных, поселковых и сельских представительных органов и постановления соответствующих глав администраций. Решения и постановления обязательны к исполнению на территории городов, районов и т.д. Они не могут противоречить Конституции, законам, указам и другим нормативным актам высших и региональных органов власти.
-
Понятие, признаки, виды юридической ответственности. Юридическая ответственность и иные меры правового принуждения.
Юридическая ответственность - это предусмотренное законом принудительное ограничение или лишение правонарушителя определённых благ.
Признаки юридической ответственности.
1. Это ответственность только по закону, что означает: применить меры юридической ответственности к правонарушителю возможно, лишь опираясь на принципы и нормы материального права (например, уголовного кодекса) и процессуального права (например, уголовно-процессуального права)
2. Её основание является только правонарушение. Правонарушение имеет определённую структуру или состав. Оно включает в себя такте элементы:
а) субъект - деликтоспособный индивид или организация;
б) субъективная сторона - вина, мотив, цель, т.е. всё, что характеризует психическое отношение субъекта к действию (бездействию) и его последствиям;
в) объективная сторона - само противоправное действие (бездействие), его общественно опасные последствия и причинно-следственная связь между действием (бездействием) и наступившими последствиями;
г) объект - общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.
3. Правонарушитель не только принуждается к исполнению обязанности, но и несёт лишения личного (лишение свободы), имущественного (выплата штрафа) характера. Иными словами, для правонарушителя юридическая ответственность - новая, дополнительная обязанность, выступающая возмездием, карой за противоправные действия (бездействия).
4. Юридическая ответственность применяется государственными органами, органами местного самоуправления и предполагает общественное и государственное осуждение поведения правонарушителя. Юридическая ответственность - жёсткое воздействие на человека. Поэтому строго определён в праве круг лиц, организаций, имеющих полномочия её налагать. Важно и то, чтобы применяемые меры принуждения поддерживались, одобрялись общественным мнением как справедливые.
Основания юридической ответственности.
Юридическая ответственность может быть назначена лишь при наличии определённых правовых и фактических оснований. Такими основаниями являются:
-
норма права, предусматривающая возможность применения мер ответственности за противоправное деяние; -
совершение правонарушения, юридически значимые признаки последствий отражает конструкция “состав правонарушения”. Правонарушение является юридическим фактом и влечёт возникновение охранительных правоотношений; -
правоприменительный акт, которым конкретизируется охранительная норма права, определяется конкретный вид и мера юридической ответственности (приговор суда, постановление о наложении административного взыскания и т.п.).
Виды юридической ответственности.
1. Уголовная ответственность - возлагается за преступления и только судом в виде уголовного наказания (лишение свободы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельность, конфискацию имущества, штраф.
2. Административная ответственность за административные правонарушения, возлагаемая различными административными органами (административной комиссией, органами ГИБДД, таможенной, пограничной службы, санитарной инспекцией и т.д.) в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством), административного ареста.
3. Гражданско- правовая ответственность - возлагается за гражданско-правовые внедоговорные нарушения (деликты), причиняющие материальный ущерб или моральный вред потерпевшему, а также за нарушения договорных обязательств (налагается судебными органами или добровольно реализуется самим нарушителем). Наиболее характерные санкции: возмещение правонарушителем причинённого имущественного и морального вреда, выплата неустойки (штрафа и пени).
4. Дисциплинарная ответственность - за дисциплинарные проступки в рамках служебной деятельности, которая налагается начальником, в подчинении которого находится правонарушитель. Применяются следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы
5. Материальная ответственность работника и работодателя. Материальная ответственность работодателя перед работником наступает за ущерб, причинённый имуществу работника (возмещение ущерба); за задержку выплаты заработной платы (выплатить её работнику с уплатой процентов - денежная компенсация); за моральный вред (в денежной форме, определяемых соглашением сторон). Материальная ответственность работника перед работодателем наступает за причинённый работодателю прямой действительный ущерб (неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежит). За причинённый ущерб работник несёт материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (материальная ответственность в полном размере причинённого ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами). В новом ТК РФ предусмотрена коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение вреда (необходимо заключение договора о возмещении ущерба в полном размере).
Иные меры правового принуждения.
Юридическая ответственность не является единственным видом правового принуждения, в праве имеется и ряд других мер правового принуждения.
-
Меры защиты - (восстановительные меры) - это разновидность мер правового принуждения, применяемых для восстановления нормального состояния правоотношения путём побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей. К мерам защиты относятся: признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное положение (двусторонняя реституция); взыскание долга; взыскание алиментов; восстановление на работе лиц, уволенных незаконно; взыскание налогов, отмена незаконного нормативно-правового или правоприменительного акта. Меры защиты обеспечивают восстановление нарушенных прав. При этом субъект побуждается только к исполнению невыполненной обязанности; лишений, характерных для юридической ответственности, он не испытывает. -
Меры предупредительного воздействия (превентивные меры) - это разновидность мер государственного принуждения, применяемых для предупреждения возможных правонарушений, а также используемых с целью обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, крупных промышленных авариях. Это, например, проверка документов; таможенный досмотр; административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы (возложение обязанности являться в органы милиции, уведомлять их о перемене места жительства и работы и т.д.). -
Меры процессуально пресечения - направлены на обеспечение нормального производства по юридическим делам (процессам) - уголовным, административным, гражданским, арбитражным: доставление правонарушителя, административное или уголовно-процессуальное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, обыски, освидетельствование, выемки документов, изъятие вещей, наложение ареста на имущество и т.д. -
Реквизиция - ст. 242 ГК РФ предусматривает возможность изъятия имущества у собственника по решению государственных органов в интересах общества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных чрезвычайных обстоятельствах с выплатой стоимости имущества собственнику. -
Принудительные меры воспитательного воздействия - применяемые к несовершеннолетним лицам за совершение общественно опасных деяний (преступлений). Они также не несут элементов кары. -
Принудительные меры медицинского характера - принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар).