Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 528

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, сколько в возможности активного и плодотворного правового поведения. Права и свободы реализуются по инициативе человека. Принуждение имеет место только при невыполнении (необеспеченности) права.
Общий вывод: любая теория имеет практический смысл, имеет конкретные цели. Классовая теория вела к отчуждению человека от права, а отсюда низкий уровень правовой культуры, правопорядка, человек оказывался за пределами пространства права. Цивилизационный наоборот.

Любая из этих теорий заработает, но для этого нужно подготовить базу - народ - правосознание, правовоспитание, законодательную базу.

Классовый подход до недавнего времени доминировал в нашей стране долгое время. Цивилизационный начал осуществляться недавно.


  1. Понятие, признаки и формы непосредственной реализации.


Непосредственная реализация права - это волевое правомерное поведение субъектов, посредством которого завершается работа механизма правового регулирования, достигается определённый юридический результат, складывается правопорядок в обществе (это претворение принципов и норм права в жизнь путём правомерного поведения участников правоотношения).

Признаки непосредственной реализации.

1. Реализация права исходит от всех право-дееспособных субъектов, для реализующего права не требуется никакой компетенции. В непосредственной реализации права участвуют граждане, должностные лица (судьи, прокуроры), государственно-властные органы, общественные объединения и т.д. Все они без чьего-либо вмешательства осуществляют принципы и нормы права, адресованные им.

2. Непосредственная реализация права обусловлена волей субъектов (необязательно сознательно, но хотя бы формальная воля).

3. Непосредственная реализация права - это следствие только правомерного поведения. Право реализуется тогда, когда поведение соответствует принципам и нормам права. Правонарушение исключает реализацию права.

4. Непосредственная реализация права завершает работу механизма правового регулирования.

5. В процессе непосредственной реализации права достигается определённый юридический результат. В процессе непосредственной реализации права, свободы и обязанности, содержащиеся в принципах, нормах объективного права
, через правоотношения воплощаются в правомерных действиях либо бездействиях субъекта. Тем самым достигается желанный для личности и общества юридический результат.

6. В результате реализации складывается правопорядок в обществе (устойчивость, стабильность в обществе), т.е. складываются нормальные общественные отношения. Это и есть свидетельство того, что правовое регулирование успешно завершилось.

Формы непосредственной реализации права.

Различают три формы непосредственной реализации права: использование, соблюдение и исполнение.

Использование - состоит в осуществлении субъектами своих прав, свобод (приобретение билета на концерт, подача заявления в государственный орган и т.д.).

Соблюдение - воздержание от совершения запрещённых правом действий. Иначе говоря, здесь достаточно не совершать действий, которые запрещены, например, уголовным правом.

Исполнение - обязательное совершение предусмотренных нормами правадействий (исполнение договора, правил дорожного движения и т.п.).

В какой бы форме не проходила непосредственная реализация права, она всё равно есть следствие правомерного поведения.

Методы реализации.

Выделяют следующие методы реализации: убеждение; правовое поощрение; организации; согласия (примирения); государственно-правового принуждения.

Метод убеждения - это внешнее воздействие на субъекта, опирающееся на научную обоснованность права, на его гуманизм, справедливость, характеризуется в целях побуждения правомерного поведения (образование, просвещение, правовое воспитание).

Правовое поощрение - внешнее воздействие на субъекта, основанное на использовании закреплённых в нормативном документе разнообразных стимулов - материальных, моральных, специальных юридических (смягчение наказания при явке с повинной).

Метод организации - это воздействие на субъекта путём создания условий, гарантирующих реальность правомерного поведения и одновременно побуждая к нему.

Метод согласия - направленный на примирение сторон, найти общие интересы и решить вопросы наиболее приемлемым способом.

Метод государственно-правового принуждения - это внешнее воздействие на субъектов, основанное на применении государственного принуждения, в целях побуждения к правовому поведению (юридическая ответственность, меры процессуального пресечения, превентивные меры, меры защиты). Особенность государственного принуждения состоит в том, что оно по-разному воздействует на разные группы.





  1. Понятие, признаки, необходимость применения права.

Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Признаки применения права.

1. Субъектами применения права являются не все, а только наделённые властными полномочиями (компетенцией) государственные, местные органы власти, суд, прокуратура и т.п.

2. Применение права - это организующая деятельность. Главное в применении права - создание наиболее благоприятных условий при использовании прав, свобод, а также обеспечение соблюдения и исполнения обязанностей. Без деятельности органов не будет назначена пенсия, приватизирована квартира, а правонарушитель уйдёт от ответственности.

3. Применение права направлено на установление конкретных субъективных прав, обязанностей, ответственности.

4. Применение права реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах, т.е. проводится в установленных процессуальным законом формах. Правоприменитель, решая юридические дела, затрагивает свободу, права, достоинства личности, налагает на неё дополнительные обязанности. Отсюда в целях законного и справедливого решения дела и требуется установление специальных процедур, детальное урегулирование действий правоприменителей.

5. Применение права завершается вынесением индивидуального юридического решения (индивидуально-правового акта).

Необходимость применения права.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

1. Когда определённые права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии и т.д.).


2. Когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим, состояние в родстве, в браке).

3. Когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки с недвижимостью).

4. Когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, спор о наследстве и т.д.).

5. Когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять её не может, так как она самоуправно занята другим лицом).

6. Когда нет добровольного исполнения обязанности (возврата долга, уплаты штрафа, налога).

7. Когда совершается правонарушение и требуется применить государственное принуждение к нарушителю.


  1. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.


Все нормативные акты имеют определённые временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определённый круг лиц (субъектов права).

По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Действие нормативно-правовых актов во времени.

Действие нормативно-правового акта во времени - это вступление нормативного акта в силу и утрата им силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства:

  1. момент вступления нормативного акта в законную силу;

  2. момент прекращения его действия;

  3. применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

Момент вступление в силу нормативно-правового акта (способы).

1. В результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу.


2. В результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.).

3. В результате применения общих правил.

  1. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное (ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 1994 года).

  2. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования (Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 1996 года).

  3. Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются Российская газета, Парламентская газета и Собрание законодательства Российской Федерации.

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Момент прекращения действия нормативного акта.

1. В результате истечения срока, на который был принят нормативный акт.

2. В результате объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте).

3. В результате принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений.

4. В результате устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили своё действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).