Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Правоотношения - есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения субъектов права.

6. Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь норм и принципов права.

7. Акты применения права - это властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования.



  1. Стадии применения права, акт применения права; аналогия в процессе применения права.

Стадии применения права.

1. Исследование фактических обстоятельств. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами - материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированных в документах (показания свидетеля, заключение эксперта и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Сбор, проверка и оценка доказательств. Требования, предъявляемые к доказательствам: относимость, допустимость, достоверность и достаточность. Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Так, прежде чем назначить пенсию, нужно установить, достиг ли гражданин соответствующего возраста, имеется ли у него необходимый стаж работы, вправе ли он претендовать на пенсию на льготных условиях и т.д.

2. Выбор принципов и норм права. Здесь необходимо найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путём сравнения фактических обстоятельств и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установление тождества между ими. Далее необходимо покритиковать норму: установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц; обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции; ознакомление с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы (интерпретационный акт); толкование нормы, т.е. уяснение смысла и содержания нормы «для себя». При этом надо иметь в виду, что выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Таким образом, происходит юридическая квалификация дела.


Здесь необходимо найти юридические правила, предусматривающие установленные фактические обстоятельства. В деле о назначении пенсии такие правила находятся в Законе о государственных пенсиях.

3. Вынесение решения - принятие акта применения (решение суда, протеста прокурора и т.д.), подтверждающего субъективное право и требующего осуществление обязанности. Принятые акты применения должны быть законными, т.е. изданными на основании и в пределах права, и обоснованными, т.е. изданными на основании достоверно установленных фактических обстоятельств.

Акт применения права - это законный и обоснованный акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Признаки акта (документа) применения права.

1. Имеет письменную документальную форму, предполагающую особую структуру акта, специально-юридический язык, наличие обязательных реквизитов.

2. Издание акта применения права от имени особого властного субъекта, компетенция которого предусматривает возможность издания таких актов.

3. Правоприменительные акты строго индивидуальны (индивидуально-правовой акт), т.е. адресованы поименно определённым лицам.

4. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определённым ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности.

5. Они носят индивидуальный регулятивный характер, т.е. его направленность на упорядочение конкретного правоотношения.

6. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Виды актов применения права.

1. По отраслевому признаку: уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые и т.д.

2. По субъектам их издания: на акты судебных органов; прокурорских; следственных; органов законодательной власти; исполнительной власти; местного самоуправления; акты президента; правительства; федеральных министерств и ведомств.

3. По юридической природе: правоохранительные; правоисполнительные; правовосстановительные; правообеспечительные.

4. По последствиям: правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие.



5. По форме выражения: письменные, устные (штраф за переход улицы в неположенном месте).

6. По значению: основные (приговор суда); вспомогательные (определение о предании суду).

7. По названию: постановление, приказ, распоряжение, протокол, приговор и т.д.

Требования предъявляемые к актам применения.

1. Требование обоснованности - изданный на основании достоверно установленных фактических обстоятельств.

2. Требование законности - охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности; 2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.; 3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае; 4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3. Требование целесообразности - предписание диспозиции (санкции), как правило, допускают известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учёта материального положения сторон, индивидуализации ответственности.
Структура акта (документа) применения права.

  1. Вводная часть - содержит наименование акта (приговор и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

  2. Описательная часть - описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и каким способом совершены действия.

  3. Мотивировочная часть - включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и её обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

  4. Резолютивная часть - формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).



Пробелы в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: 1) в результате появления новых отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; 2) из-за упущений при разработки закона.

В таких ситуациях обычно используются специальные приёмы: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона - это применение к неурегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.

Аналогия права - это применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства (принципов).

Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: 1) при обнаружении пробела в законодательстве и 2) при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не даёт возможности использовать аналогию закона.


  1. Система права: понятие, элементы; публичное и частное право.


Система права - это внутреннее строение (структура) права, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся отношений (это строение права, деление его на отрасли и институты.
Признаки системы права.

1. Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений.

2. Система права рассматривается как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга.

3. Система права как сложное правовое явление имеет определённую структуру, подразделяется на составляющие её относительно самостоятельные части - отрасли права и институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений.

4. Первичной клеточкой системы права (элементом), регулирующей типовые общественные отношения определённой разновидности, является норма права.

5. Система права характеризуется устойчивостью правовых положений.

6. Динамизм системы права - выражается в изменении, дополнении системы права новыми правовыми институтами, отраслями права.

Структурные элементы системы права.

1. Норма права - является исходным и наиболее распространённым элементом системы права. Это выраженное в статье нормативно-правового документа правило поведения. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных).

2. Правовой институт - это система принципов и норм, регулирующих определённый вид общественных отношений. Институт - это структурное подразделение отрасли. Если отрасль регулирует всю совокупность однородных отношений (например, гражданско-правовых), то институт - лишь их отдельные виды (институты: «дарения», «аренда», «подряд» и т.д.). Поэтому в институте определена значительно меньшая совокупность норм права.