Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 599

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учётом ещё двух аспектов.

1. Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (это аксиома). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введение его в действие. Это правило - необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом. Однако нормативный акт может распространить своё влияние на отношения, которые имели место до его принятия в двух случаях:

  1. если в самом акте об этом указано;

  2. если нормативный акт смягчает или вообще устраняет ответственность (ч. 2 ст. 53 Конституции РФ, ст. 10 УК РФ).

2. Нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие нормативного акта в пространстве - это пределы его территориального распространения.

По общему правилу они ограничены территорией данного государства либо его отдельных частей. Нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства.

Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации - на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Некоторые федеральные законы прямо предназначены для применения к отдельным территориальным пределам в Российской Федерации. Примером могут служить законы и иные правовые акты, относящиеся к районам Крайнего Севера, пограничным зонам, особым экономическим зонам.


За пределами государственных границ нормативные акты действуют на территориях посольств, консульств России; гражданских морских, воздушных судов в открытом море и воздушном пространстве, а военных судов - где бы они не находились.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие нормативных актов по кругу лиц - это распространение нормативного акта на всех или определённое число субъектов права.

Действие нормативных актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают (территориальный принцип).

Нормативным актом общего действия является, например, Конституция РФ. Она оказывает воздействие на граждан, иностранцев, лиц без гражданства, организации, органы власти. В отличие от неё, например, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в самом названии определяет, чьи права подлежат охране и защите.

Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определённые части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чьё посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.

  1. 1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   26


Правовое регулирование: понятие, стадии. Механизм правового регулирования и его основные элементы.

Правовое регулирование - это направление поведение людей для достижения результатов, имеющих юридическое значение. Результаты предусмотрены в принципах и нормах права.

Признаки правового регулирования.

1. Осуществляется при помощи норм права и всей совокупности юридических средств (способы, методы, типы правового регулирования).

2. Посредством правового регулирования происходит воздействие на общественные отношения (человека).

3. В результате правового регулирования достигается позитивный результат, имеющий юридическое значение, который был заложен в принципах и нормах права.

Специфика правового регулирования заключается в том, что оно осуществляется в основном с помощью правовых принципов и норм, и как следствие, правовое регулирование (помимо результата, имеющего юридическое значение) дополняется правовым воздействием.

Правовое воздействие.

Воздействие права на общественную жизнь разнообразно. Через право человек получает важную информацию, начинает ориентироваться в ценностях, учиться направлять своё свободное поведение так, чтобы оно не нарушало прав и интересов других.

1. Ценностное(воспитательное) воздействие - ценность права состоит в том, что оно является равной мерой свободы и справедливости для людей, средством защиты их от произвола и беззакония. Одновременно право закрепляет и защищает моральные (честь, достоинство, доброе имя), культурные (памятники истории и культуры, произведения литературы и искусства), экономические (собственность, конкуренция, свободный труд), политические (демократия, разделение властей, политическое и идеологическое многообразие) ценности. Это создаёт хорошую основу для уважительного отношения к праву, формирования желания вести себя правомерно. Без принятия права как ценности личность не станет социально-активной, а право для неё будет только внешней принудительной силой.

2. Информационное воздействие - из него гражданин узнаёт об устройстве государства, об органах государства, о том, что можно иметь в собственности, кто такие истец и ответчик
, чем необходимая оборона отличается от крайней необходимости, почему одни граждане наследуют по завещанию, а другие по закону, и иную полезную правовую информацию.

3. Превентивное воздействие - связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения правонарушений, причиняющих вред личности и обществу в целом, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия.

Виды правового регулирования.

1. Государственное правовое регулирование - оно подразделяется на федеральное, республиканское и региональное.

  1. федеральное правовое регулирование основано на принципах и нормах Конституции, законах и других правовых документах РФ в целом;

  2. республиканское правовое регулирование основано на принципах, нормах Конституции, законах и других правовых документах республик, входящих в состав РФ;

  3. региональное правовое регулирование осуществляется на территории таких субъектов, как автономная область, автономный округ, край и область.

2. Местное правовое регулирование - производится в интересах жителей городов, районов, посёлков и сёл для решения вопросов местного значения.

3. Локальное правовое регулирование - осуществляется на предприятиях, учреждениях.

Выделяют также ещё два вида правового регулирования: нормативное правовое регулирование и казуальное правовое регулирование.

Нормативное правовое регулирование - это установление правил поведения, адресованных неопределённому кругу лиц и рассчитанных на использование при определённых жизненных обстоятельствах.

Казуальное правовое регулирование - это осуществляемое на основе норм права воздействие на конкретных субъектов путём установления содержания субъективных прав и юридических обязанностей. Оно оказывается необходимым в тех случаях, когда одного издания правовых норм недостаточно. В современных условиях казуальное регулирование призвано конкретизировать общие нормативные положения, организовать их практическую реализацию применительно к конкретным ситуациям. Казуальное регулирование начинается с возникновения правоотношения, охватывает его динамику и заканчивается только полной реализацией норм права в фактическом поведении субъектов.

Стадии правового регулирования.


1. Стадия правотворчества (нормативная регламентация) - это стадия введения в систему права правовых норм, т.е. формулируется общее правило (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

2. Стадия действия правовых норм (индивидуальная регламентация) - происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают субъективные права и обязанности (это стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением).

3. Стадия реализации (непосредственная реализация) - состоит в фактическом поведении участников общественных отношений, в котором реально воплощаются принципы и нормы права, и характеризует правовое регулирование с точки зрения его результата (окончание вуза, поставка продукции).

Механизм правового регулирования - это система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, акты применения права), при помощи которых осуществляется правовое регулирование, в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Элементы механизма правового регулирования.

1. Нормы права - выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования (это основа механизма правового регулирования).

2. Нормативно-правовой акт - как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путём установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

3. Акты официального токования - интерпретационные акты, изданные специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение содержания и смысла правовых норм.

4. Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.