Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Это одна из форм систематизации, которая отвечает сути систематизации, т.е. связана с обработкой нормативных актов.

  2. При инкорпорации происходит только внешняя обработка, без изменения их содержания, допускаются типографические ошибки.

  3. В результате этой деятельности появляется сборники, собрания, своды нормативных актов.

Виды инкорпорации.

В зависимости от объёма охватываемого нормативного материала.

1. Генеральная инкорпорация - это деятельность по обработке всех действующих нормативных актов: 1) все нормативные акты страны; 2) либо все федеральные нормативные акты; 3) либо все акты того или иного субъекта Федерации (Своды).

2. Частичная инкорпорация - это деятельность по обработке нормативных актов по: отрасли права, по правовому институту и другим признакам (Сборники).

Выделяют также хронологическую инкорпорацию нормативных актов и предметную инкорпорацию нормативных актов.

1. Хронологическая инкорпорация - берётся временной критерий - нормативные акты располагаются по дню, месяцу, году издания.

2. Предметная инкорпорация - строится исходя из потребностей субъекта по разным признакам: по отрасли, институту права и др.

В зависимости от субъекта инкорпорации и юридической силы издаваемых сборников и собраний.

1. Официальная инкорпорация - это подготовка и издание самим правотворческим органом сборника нормативных актов либо утверждение правотворческим органом сборника (либо иным способом одобряет), который был подготовлен другим органом. Такой сборник носит официальный характер, т.е. он приравнивается к официальным источникам опубликования помещённых в сборник нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, при непосредственной реализации права гражданами и организациями. При официальной инкорпорации сборники, иные издания осуществляются от имени компетентных государственных органов, они являются формой официального опубликования или переопубликования нормативны актов и, следовательно, свидетельством достоверности и точности помещённых в них юридических норм. На них можно ссылаться при решении юридических вопросов.

2. Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это сборники нормативных актов, которые подготавливаются по поручению правотворческого органа, но изданные без его официального одобрения или утверждения. Например, по поручению Президента РФ Министерством Юстиции РФ был составлен сборник указов и опубликован, но Президент его не утвердил и не одобрил. Поэтому помещённые в нём акты не приобретают официальный характер.


3. Неофициальная инкорпорация - осуществляется учреждениями, организациями, издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных полномочий издавать сборники и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники нормативных актов не являются официальным источником опубликования, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Консолидация нормативных актов.

Консолидация нормативных актов - это деятельность субъектов правотворчества по укрупнению, т.е. сведению нескольких мелких нормативных актов, близких по содержанию, в один нормативный акт в целях единого регулирования общественных отношений (результат - сводный нормативный акт)

С течением времени образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» нормативных актов.

Один из путей преодоления такой множественности - это консолидация нормативных актов. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупнённый акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Консолидация - это своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования.

В процессе консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определённой логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определённая редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчётом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Консолидация - применяется тогда, когда возникает потребность устранить множественность нормативных актов, поскольку такая множественность затрудняет понимание, применение и реализацию принципов и норм, которые содержатся в таких нормативных актах.



Консолидация - это соединение разрозненных нормативных актов по одному вопросу в один крупный акт, т.е. новый укрупнённый акт. Этот акт заменяет полностью все предшествующие акты. Консолидированный акт принимается правотворческим органом, имеет собственный реквизиты, т.е. наименование, подпись и т.д.

Консолидация происходит либо путём объединения отрывков из старых нормативных актов, либо путём вкрапления вновь созданных по данной теме норм, и всё же консолидация не меняет содержания правового регулирования. При консолидации возможно лишь придание необходимой логической последовательности, а также устранение повторов и противоречий.
Отличие консолидации от инкорпорации.

  1. Консолидация вплотную примыкает к правотворческой деятельности.

  2. Консолидация проводится только органами, которые принимали нормативные акты.

  3. При инкорпорации создаются сборники нормативных актов, а при консолидации создаётся новый нормативный акт, а старые утрачивают силу.


Кодификация.

Кодификация - это деятельность субъектов правотворчества, направленная на глубокую и качественную переработку действующего законодательства, в целях создания нового нормативного акта (создание новых правил поведения).

Признаки кодификации.

1. Кодификация - это правотворческая деятельность (является систематизацией лишь в некотором смысле, а по существу это правотворческая деятельность).

2. Кодификация направлена на глубокое и качественное перерабатывание действующего законодательства.

3. Самое главное в кодификации - это создание новых правил поведения, с новым неизвестным ранее содержанием.

4. В кодифицированном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) права.

5. Кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия.

6. Предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы права на отрасли и институты.

7. В результате кодификации рождается новый, единый юридически и логически цельный нормативный документ.

8. Акт кодификации всегда значителен по объёму, имеет сложную структуру.

Признаки кодифицированного акта.

1. Кодифицированный акт отличается, тем что является новым нормативно-правовым актом, вносящим полностью или частично в существо правового регулирования.

2. Кодифицированный акт собирает объединённые вместе нормативные положения по данному предмету регулирования.

3. Кодифицированный акт обеспечивает единое, на основе предмета и метода, правовое регулирование.

4. Кодифицированный акт закрепляет устойчивые общественные отношения, рассчитанные на длительный период действия.

5. Кодифицированный акт, как правило, всесторонне и комплексно регулирует общественные отношения и, как следствие, имеет сложную структуру.
Виды кодифицированных актов.

В настоящее время в России различаются следующие кодифицированные акты: 1) Конституция; 2) Основы законодательства; 3) Кодексы; 4) Уставы; 5) Положения; 6) Правила.

Основы законодательства - именуются федеральные законы, устанавливающие общее начало правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений. Необходимость обусловлена федеративным строением государства (ст. 72 Конституции - совместное ведение).

Признаки.

  1. В Основах законодательства закреплены наиболее общие, фундаментальные положения, регулируемых отношений.

  2. В Основах большой удельный вес нормативных обобщений (принципов, целей, задач, определений).

  3. Закреплена максимальная полнота, но не детальность общественных отношений.

  4. Основы являются базой развития законодательства, особенно в сфере ст. 72, 73 Конституции РФ).

Кодекс - это кодифицированный законодательный акт, который детально и полно регулирует определённую сферу общественных отношений. Это традиционная, устоявшаяся форма кодифицированного акта. Создание кодекса - это всегда ликвидация множественности актов.

Виды кодексов.

Отраслевые кодексы - обычно крупный, сводный акт, который детально, непосредственно и полно регулирует однородные общественные отношения.

Межотраслевые (комплексные) кодексы - в них сочетаются нормативные положения разных отраслей права. Особенность: благодаря единой концепции и общим принципам, представляет собой единый, внутренне согласованный документ (Таможенный, Лесной, Водный).

Уставы - это кодифицированные акты, которые комплексно регулируют общественные отношения на уровне субъектов Федерации (Устав Красноярского края) и местного самоуправления (Устав города Красноярска).


Положения - это сводный кодифицированный акт, который определяет правовой статус (компетенцию) и задачи определённого органа, учреждения или группы таких органов, учреждений, организаций (Положение о службе в органах внутренних дел РФ).

Правила - содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (Правила возмещения вреда работодателями работникам).
Структура кодифицированного акта.

Особенность кодифицированного акта заключается в том, что в нём всегда имеется две выраженные части (Общая часть и Особенная част).

В Общей части содержатся нормативные обобщения: принципы, цели, задачи, дефиниции.

Особенная част состоит из конкретных положений.

Кодифицированные акты далее делятся на разделы, главы и статьи (преамбула есть?).


  1. Правовая типология. Общая характеристика основных правовых семей современности.


Классификация - это подразделение явлений на определённые классы, группы по самым различным основаниям, т.е. расчленение целого на части по любым возможным признакам. Главное здесь провести анализ разных сторон явления.

Типология - это классификация, проводимая с учётом существенных признаков на основе системообразующих критериев, которые позволяют раскрыть (осмыслить) явление как целое. Типология имеет глобальный характер.

Типология опирается на классификацию, преодолевает её недостатки и даёт более полное и глубокое представление об интересующем явлении.

Для любой типологии основной и самый сложный вопрос - это выбор критериев построения правовой системы.

Существует два основных подхода к типологии права - классовый и цивилизационный.

Формационный подход к праву.

Формация - это определённый тип общества, который основан на определённом способе производства. Любое государство существует в рамках конкретной общественно-экономической формации. Поэтому типу общества соответствует тип права. Каждый тип права отличается от другого: 1) экономической основой, т.е. типом производственных отношений; 2) классовой сущностью, т.е. орудием какого класса право является; 3) социальным назначением, т.е. какие функции выполняет право.

Согласно формационного подхода четырём классовым типам общественно-экономической формации соответствуют четыре типа права - рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.