Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 604
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, понятия и приёмы, тем самым способствует развитию правового познания.
3. Эвристическая функция – (эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий) – теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии.
4. Методологическая функция – будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определённый уровень, теоретическую и логическую целостность.
5. Политико-управленческая функция – теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
6. Идеологическая функция – (идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом) – теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создаёт научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
7. Практически-организаторская функция – теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.
8. Прогностическая функция – на основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Теория государства и права (как учебная дисциплина) – это совокупность информации о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлениях, которая преподаётся в юридических вузах и полностью базируется на теории государства и права – науке.
Функции теории государства и права как учебной дисциплины.
Изучая теорию государства и права, студент:
17. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
К общественным наукам относятся философия, экономическая теория, социология, политология, история, этнография, кибернетика, психология, педагогика, этика, логика, лингвистика и многие другие.
Государство и право изучаются не только юридическими, но и другими общественными науками. Однако последние исследуют проблемы государства и права лишь в пределах, способствующих раскрытию собственного предмета. Юридические науки занимаются специальной разработкой проблем государственно-правовой действительности.
Характеристика связи теории государства и права с другими общественными науками.
1. Изучая государственно-правовые явления, невозможно абстрагироваться от остальной социальной действительности, невозможна «чистая» юридическая наука (хотя именно за это ратовали отдельные научные школы, известна, в частности, «чистая» теория права Ганса Кельзена). Поэтому при изучении государства и права в обязательном порядке используются достижения самых разных общественных наук. Например, для анализа представлений людей о праве или механизма правомерного или противоправного поведения используются данные психологии.
2. Юридическая действительность настолько переплетена с другими явлениями, что исследование самых разных сфер общественной жизни – экономической, культурной, политической и т.д. – также будет неполным без обращения к данным юридических наук, и прежде всего – к теории государства и права как к общей, фундаментальной юридической науке.
Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер. С одной стороны, теория государства и права использует достижения общественных наук, с другой – последние учитывают, в той или иной степени, разработки по теории государства и права. Этот вывод следует из фундаментального принципа единства и взаимосвязи научного знания.
Система юридических наук.
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.
Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.
18. Основные конституционные черты Российского государства.
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 Конституции РФ характеризует государство также как социальное, а статья 14 Конституции РФ – как светское.
1. Российская Федерация – демократическое государство. Важнейшие признаки демократического государства: 1)реальная представительная демократия; 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловлены формирование Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы человека и гражданина.
2. Российская Федерация – федеративное государство. Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 88 равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 9 – автономные округа, 7 – края, 2- города федерального значения, 48 – области. Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие: 1) Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Федерации; 2) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство; 3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации; 4) во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
3. Российская Федерация – правовое государство. 1) В конституции закреплён высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – ст. 2 – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; 2) независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод, прямо закреплена в ст. 120 Конституции; 3) в Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить; в Конституции закреплён приоритет международного права (ч. 4 ст. 15) – во-первых, безусловно признаётся, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, а во-вторых, в случае расхождения правил закона и международного договора России приоритет отдаётся правилам международного договора.
4. Российская Федерация – социальное государство. В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). В ч. 2 ст. 7 даётся некоторая расшифровка обязанностей государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; 4) развитие системы социальных служб; 5)
установление государственных пенсий, пособий; 6) иные гарантии социальной защиты.
5. Российская Федерация – светское государство. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает её в следующих положениях: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
6. Республиканская форма правления. Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.
19. Понятие формы государства.
Форма государства – представляет собой его внутреннюю организацию; она раскрывает его структуру, порядок образования органов государства, разграничение их полномочий и принципы взаимоотношений между собой; форма государства отвечает также на вопросы о соотношении государства как целого со своими составными частями, о методах и способах осуществления государственной власти в обществе.
Обычно выделяют три основных элемента, из которых складывается форма государства: 1) форма правления; 2) форма государственного устройства; 3) государственно-правовой (политический) режим.
20. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ.
Государственно-правовой (политический) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления государственной (политической) власти.
Признаки государственно-правового (политического) режима.
3. Эвристическая функция – (эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий) – теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии.
4. Методологическая функция – будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определённый уровень, теоретическую и логическую целостность.
5. Политико-управленческая функция – теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
6. Идеологическая функция – (идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом) – теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создаёт научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
7. Практически-организаторская функция – теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.
8. Прогностическая функция – на основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Теория государства и права (как учебная дисциплина) – это совокупность информации о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлениях, которая преподаётся в юридических вузах и полностью базируется на теории государства и права – науке.
Функции теории государства и права как учебной дисциплины.
-
Вводит студентов в юридическое образование – реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин – конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др. -
Обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование правосознания и правовой культуры.
Изучая теорию государства и права, студент:
-
Овладевает знаниями, имеющими значение для фундаментальной подготовки квалифицированного юриста; -
Формирует своё научное юридическое мировоззрение, правовую культуру, способность принимать правильные решения в профессиональной деятельности; -
Усваивает первичные правовые понятия, необходимые для эффективного изучения других юридических дисциплин.
17. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
К общественным наукам относятся философия, экономическая теория, социология, политология, история, этнография, кибернетика, психология, педагогика, этика, логика, лингвистика и многие другие.
Государство и право изучаются не только юридическими, но и другими общественными науками. Однако последние исследуют проблемы государства и права лишь в пределах, способствующих раскрытию собственного предмета. Юридические науки занимаются специальной разработкой проблем государственно-правовой действительности.
Характеристика связи теории государства и права с другими общественными науками.
1. Изучая государственно-правовые явления, невозможно абстрагироваться от остальной социальной действительности, невозможна «чистая» юридическая наука (хотя именно за это ратовали отдельные научные школы, известна, в частности, «чистая» теория права Ганса Кельзена). Поэтому при изучении государства и права в обязательном порядке используются достижения самых разных общественных наук. Например, для анализа представлений людей о праве или механизма правомерного или противоправного поведения используются данные психологии.
2. Юридическая действительность настолько переплетена с другими явлениями, что исследование самых разных сфер общественной жизни – экономической, культурной, политической и т.д. – также будет неполным без обращения к данным юридических наук, и прежде всего – к теории государства и права как к общей, фундаментальной юридической науке.
Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер. С одной стороны, теория государства и права использует достижения общественных наук, с другой – последние учитывают, в той или иной степени, разработки по теории государства и права. Этот вывод следует из фундаментального принципа единства и взаимосвязи научного знания.
Система юридических наук.
-
Историко-теоретические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений). -
Отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.). -
Прикладные юридические науки (криминалистика, правовая статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.). -
Международное право (международное публичное право, международное частное право).
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.
-
Она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определённой сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. -
Теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.). -
Теория государства и права играет методологическую роль в юриспруденции в целом.
Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.
18. Основные конституционные черты Российского государства.
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 Конституции РФ характеризует государство также как социальное, а статья 14 Конституции РФ – как светское.
1. Российская Федерация – демократическое государство. Важнейшие признаки демократического государства: 1)реальная представительная демократия; 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловлены формирование Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы человека и гражданина.
2. Российская Федерация – федеративное государство. Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 88 равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 9 – автономные округа, 7 – края, 2- города федерального значения, 48 – области. Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие: 1) Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Федерации; 2) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство; 3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации; 4) во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
3. Российская Федерация – правовое государство. 1) В конституции закреплён высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – ст. 2 – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; 2) независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод, прямо закреплена в ст. 120 Конституции; 3) в Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить; в Конституции закреплён приоритет международного права (ч. 4 ст. 15) – во-первых, безусловно признаётся, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, а во-вторых, в случае расхождения правил закона и международного договора России приоритет отдаётся правилам международного договора.
4. Российская Федерация – социальное государство. В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). В ч. 2 ст. 7 даётся некоторая расшифровка обязанностей государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; 4) развитие системы социальных служб; 5)
установление государственных пенсий, пособий; 6) иные гарантии социальной защиты.
5. Российская Федерация – светское государство. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает её в следующих положениях: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
6. Республиканская форма правления. Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.
19. Понятие формы государства.
Форма государства – представляет собой его внутреннюю организацию; она раскрывает его структуру, порядок образования органов государства, разграничение их полномочий и принципы взаимоотношений между собой; форма государства отвечает также на вопросы о соотношении государства как целого со своими составными частями, о методах и способах осуществления государственной власти в обществе.
Обычно выделяют три основных элемента, из которых складывается форма государства: 1) форма правления; 2) форма государственного устройства; 3) государственно-правовой (политический) режим.
-
Форма правления – показывает, как организована высшая (верховная) государственная власть в обществе (монархия или республика).
-
Форма государственного устройства – показывает, как распределена государственная власть между центром и частями государства (унитарные, федеративные и конфедеративные).
-
Государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность средств, способов и методов, при помощи которых осуществляется государственная (политическая) власть. Государственно-правовой режим выражает содержание и характер власти, складывающейся и осуществляемой государством (демократический, тоталитарный, авторитарный).
20. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ.
Государственно-правовой (политический) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления государственной (политической) власти.
Признаки государственно-правового (политического) режима.
-
Показывает степень участия народа в механизмах формирования государственной власти, а также сами способы такого формирования. -
Показывает соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности. -
Показывает характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации государственной власти непосредственно народом. -
Показывает положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата. -
Показывает место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти. -
Показывает доминирование определённых методов (убеждения, поощрения, принуждения) при осуществлении государственной власти. -
Показывает политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.). -
Показывает меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.