Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Защита прав женщин и детей в период вооруженного конфликта или иной чрезвычайной ситуации
1.1 Статус ребенка в международном праве
1.2 Принцип особой защиты прав детей в период вооруженных конфликтов
1.3 Защита прав женщин и детей в период вооруженного конфликта или иной чрезвычайной ситуации
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский юридический институт МВД России»
Факультет заочного обучения
620042 г. Екатеринбург, ул. Калинина,64
ГУ МВД России по Свердловской области
6 лет
Кафедра __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Слушатель: Фамилия _________________________________________________
Имя ____________________________________________________
Отчество _________________________________________________
Комплектующий орган _______________________________________________________
Вид обучения: заочное срок обучения __________________________________________
1
К
урс _________________________ набор _______________________________________
№ группы __________________________________________________________________
№ зачетной книжки __________________________________________________________
Курсовая (контрольная) работа, реферат, практикум ______________________________
_______ Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов ____
Вариант № __23____________________________________________________________
_
Правовое положение и обеспечение безопасности женщин, детей, беженцев и
__________________________________________________________________________
Т
перемещенных лиц в период вооруженных конфликтов или иной чрезвычайной ситуации
ема ______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата сдачи работы в секретариат ______________________________________________
Дата получения работы секретариатом _________________________________________
Дата получения работы кафедрой ______________________________________________
Дата окончания проверки работы преподавателем ________________________________
Подпись преподавателя (Ф.И.О.) ______________________________________________
Содержание
Введение 3
1. Защита прав женщин и детей в период вооруженного конфликта или иной чрезвычайной ситуации 5
1.1 Статус ребенка в международном праве 5
1.2 Принцип особой защиты прав детей в период вооруженных конфликтов 9
1.3 Защита прав женщин и детей в период вооруженного конфликта или иной чрезвычайной ситуации 24
2. Статус беженцев и вынужденных переселенцев 30
Список использованной литературы 34
Введение
Актуальность темы исследования. Усложнение политической и экономической обстановки и рост самосознания, выходящих на мировую арену новых стран и групп населения, стимулируют этноконфликты и напряженность в межрелигиозных отношениях. В свою очередь это означает то, что в современном мире очень высока степень угрозы возникновения все новых и новых вооруженных конфликтов. Принятая в 1995 году ЮНЕСКО Декларация принципов толерантности, включающая уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности направлена на достижение мира и содействие замене культуры войны на культуру мира.
Сегодня сотни детей по всему миру оказываются вовлеченными в вооруженные конфликты. Существует множество различных форм воздействия на детей, включающие в себя вербовку, насилие, ущемление прав и свобод, однако наиболее серьезным среди них является использование детей в качестве солдат. Многие из них становятся жертвами похищений, изнасилований, получают увечья и подвергаются многочисленным формам эксплуатации, большое количество детей теряет связь со своими семьями во время вооруженного конфликта. В такой ситуации возникает вопрос о том, какие ценности могут сформироваться у подрастающего поколения в период вооруженных конфликтов?
Повторение насилия и вооруженных конфликтов наиболее часто могут возникать там, где дети сформировались как личность в условиях вооруженных конфликтов. Эти дети составляют наибольшую группу риска, в особенности те, которые были завербованы в вооруженные силы какой-либо страны. Международное право четко регламентирует необходимость защиты прав детей во время вооруженного конфликта, но обеспечить защиту детей в ситуациях, когда насилие направленно непосредственно против них, удается не всегда. Несмотря на это, информация о расширении рядов детской армии поступает из разных частей мира.
Объектом исследования выступают международное и национальное законодательство
, регулирующее защиту прав детей в вооруженных конфликтах.
Предметом исследования являются закрепленные положения нормативно-правовых актов и деятельность международных организаций по защите прав детей в вооруженных конфликтах.
Цель исследования заключается в анализе механизмов, обеспечивающих защиту прав детей в условиях вооруженных конфликтов, как на национальном, так и на международном уровнях.
Задачами исследования являются:
- определение понятия ВКНМХ и его отличие от международного вооруженного конфликта (далее - МВК) и иных ситуаций, связанных с применением силы в рамках государственной территории;
- выявление специфики международных правоотношений в сфере защиты жертв ВКНМХ;
- анализ международно-правовых документов, защищающих права детей в условиях ВКНМХ;
1. Защита прав женщин и детей в период вооруженного конфликта или иной чрезвычайной ситуации
1.1 Статус ребенка в международном праве
Положение ребенка в международном праве зависит от объема предоставленных ему прав и степени гарантированности этих прав со стороны государств. Дети являются уязвимой частью населения, легко поддаются внушению, а, следовательно, их правовой статус отличается от статуса иных лиц. Статус ребенка в международном праве формируют права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Анализируя понятие «ребенок», можно обратиться к статье 1 Конвенции о правах ребенка, которая определяет его как: «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Следуя этому определению, возникает вопрос о том, когда же ребенок становится совершеннолетним? Многие страны считают, что совершеннолетие наступает по исполнению ребенку 21 года, другим достаточно достижения половой зрелости и тогда возрастные рамки понижаются до 12-14 лет. Решение этого вопроса остается за государствами- участниками на уровне их национального законодательства. Российская Федерация, к примеру, относит совершеннолетие к появлению полной гражданской дееспособности, которая по российскому законодательству наступает с 18 лет. На примере соединенных штатов можно сделать вывод, что на территории страны нет единого подхода и возраст совершеннолетия устанавливается на уровне каждого отдельного штата. Большая часть штатов устанавливает возраст совершеннолетия на уровне 18 лет, (например, Канзас), вместе с этим ряд штатов придерживается иного подхода и считает совершеннолетними лиц, достигших иного возраста: Алабама - 19, Небраска - 19, Миссисипи – 21.
Впервые признание прав ребенка как субъекта правоотношений произошло в 1792 г. во Франции, когда за ребенком были признаны права человека, включая право на свободу и равноправие, и был подготовлен документ «Провозглашение прав ребенка».
В дальнейшем растущий интерес к правам и свободам человека в большинстве стран Европы и Америки после окончания Первой мировой войны побудил Лигу Наций создать в 1919 году Комитет детского благополучия, но даже несмотря на обширный и разносторонний объем проделанной работы, деятельность Комитета была малоэффективной, так как практически во всех странах – членах Лиги Наций, ребенок «рассматривался сквозь призму взаимоотношений родителей и детей». Однако Комитет детского благополучия сыграл вспомогательную роль в принятии ряда конвенций, связанных с эксплуатацией детей и охраной детства. К примеру, были приняты: Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми (1921 г.) целью которой являлось пресечение действий, несовместимых с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожающих благосостоянию человека,
семьи и общества; О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (1921 г.) с той целью, чтобы оградить детей от эксплуатации и обеспечить им возможность нормального развития и формирования личности.
Немаловажным вкладом в развитие международных стандартов прав и свобод детей, явилась деятельность Международного союза спасения детей, который был основан британской общественницей Э. Джебб в 1922 году. Международный союз спасения детей принял декларацию, включающую в себя ряд требований по недопущению купли-продажи и эксплуатации несовершеннолетних, на основе которой 1924 году Лига Наций на своей пятой сессии принимает Международную Женевскую декларацию прав ребенка, которая стала первым весомым документом, оказавшим влияние на защиту и охрану прав детей, и вызвавшим значительный интерес со стороны общества.
В Декларации говорилось, что человечество должно давать детям лучшее, что у него есть, и закрепляла 5 следующих принципов: ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного; голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту; ребенок должен получать помощь в тяжелое время испытаний в первую очередь; ребенок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации; ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям. Следуя положению о том, что «человечество должно давать ребенку лучшее, что оно имеет», Декларация направлена на то, чтобы обеспечить детям счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества соответствующими правами и свободами. К характерным особенностям данной Декларации следует отнести ее абстрактный, общий характер, не обязывающий государства создавать определенные условия для развития и охраны детей. Однако Женевская декларация стала первым международным документом, обратившим внимание на необходимость введения специальных институтов охраны детей.