Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Защита прав женщин и детей в период вооруженного конфликта или иной чрезвычайной ситуации
1.1 Статус ребенка в международном праве
1.2 Принцип особой защиты прав детей в период вооруженных конфликтов
1.3 Защита прав женщин и детей в период вооруженного конфликта или иной чрезвычайной ситуации
Вооруженным конфликтом является событие: «происходящее на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия», - ст. 1 Дополнительного Протокола 1977 года. На практике не всегда можно определить, когда и в каких ситуациях имеет место вооруженный конфликт. В Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительных протоколах 1977 года к ним государства отдают предпочтение термину «вооруженный конфликт», а не «война». А.В. Герасимов объясняет это тем, что с точки зрения терминологии понятие «вооруженный конфликт» охватывает более широкий круг возможных конфликтных ситуаций, чем понятие «война». Понятием «война» не охватываются многие пограничные ситуации, при которых интенсивность и продолжительность столкновения вооруженных сил не превысила определенный порог, например, такие, как пограничные инциденты, рейды вооруженных банд, мятежи без контроля над определенной территорией.
Выделение прав детей государствами в отдельную категорию прав, подлежащих особой защите впервые наблюдается с предоставлением им особого уважения и защиты от любого рода непристойных посягательств. Государства акцентируют внимание на том, чтобы стороны, участвующие в конфликте, предпринимали все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. Конфликтующим сторонам следует воздержаться от вербовки детей в свои вооруженные силы, а в случае вербовки из числа лиц, достигших пятнадцатилетнего возраста, но которым еще не исполнилось восемнадцать лет, отдавать предпочтение лицам старшего возраста. Это условие очень важно, так как оно не позволяет детям до 18 лет участвовать в военных действиях и тем самым увеличивается степень их защиты. Для реализации этого условия государства ввели абсолютный запрет на участие в военных действиях лицам до 15 лет.
Однако достаточно ярким примером является ситуация, когда дети наряду со взрослым населением при наступлении вражеских войск добровольно берутся за оружие для борьбы с неприятелем. Участие детей в вооруженных конфликтах известно еще со времен средневековья, когда в 1212 году около тридцати тысяч французских и немецких детей и подростков направились освобождать Иерусалим. В истории 13 го века этот период получил название «Крестового похода детей». Еще тогда идея крестового похода детей была связана с «непорочностью» и «святостью» юных душ, а также с суждением, что им не может быть причинен физический вред оружием.
В начале XIII века в Европе распространилось убеждение о том, что только безгрешные дети способны освободить Святую землю. Пламенные речи проповедников нашли широкий отклик среди детей и подростков, в основном среди крестьянских семей Северной Франции и Прирейнской Германии. В июне 1212 года в одной деревне во Франции явился мальчик-пастух по имени Стефан, который объявил, что он посланец Бога и призван стать предводителем и снова завоевать христианам Землю Обетованную. Он прошел по всей стране и везде вызывал бурное воодушевление своими речами. Вскоре во многих местностях появились мальчики в качестве крестоносных проповедников, которые собирали вокруг себя целые толпы единомышленников и вели их со знаменами, крестами и торжественными песнями к Стефану. Родители и духовные лица, пытались удержать мальчиков, но так ничего и не смогли сделать, тем более народ ждал от этого крестового похода великих дел и резко порицал тех, кто думал иначе.
Безрассудство, охватившее французских детей, распространилось также и в Германии. Инициатором выступил мальчик Николай (ему не было и 10 лет). Толпа в 20 тысяч мальчиков и девочек, которая двинулась на юг через Альпы. По дороге большая часть погибла от голода и разбойников, многие возвратились домой, не осилив трудности похода. Часть мальчиков направилась в Рим, чтобы просить у Папы освобождения от крестоносного обета. Но Папа римский, находясь в разгневанном состоянии, приказал детям бросить их безумное мероприятие. Обратный путь уничтожил почти все детское «войско». Сотни детей падали от истощения и погибали на больших дорогах, и лишь немногим удалось вернуться в Германию. Такой поступок французских и немецких детей является первым в истории примером военного движения, участниками которого выступили дети. Однако он не был единственным.
В современной Европейской истории ярким примером является период Балканских войн с 1991 по 1995 годы, когда тысячи детей выступали в качестве солдат. По данным Хорватской Ассоциации Малолетних Волонтёров Войны (CAUWV) участниками военных действий стали, по меньшей мере, 3000 детей. Согласно данным, полученным после окончания войны, в том числе и от самих участвовавших детей, многие из них осознанно шли на войну, считая необходимым защищать свой дом.
Когда дети выступают в вооруженных конфликтах в качестве солдат (квази-комбатантов), государства предоставляют им статус детей- комбатантов в случае захвата их в плен вражескими войсками. Следует отметить, что возрастные ограничения для предоставления статуса военнопленного нигде не закреплены, а участие детей в вооруженных конфликтах не является преступлением и нарушением закона, так как ответственность налагается на сами стороны, участвующие в конфликте, и которые, в свою очередь, зачисляли детей в вооруженные силы своего государства.
Неприменение наказания является проявлением принципа особой защиты в отношении детей. Если дети совершили нарушения в период вооруженных конфликтов, то такая высшая степень наказания как смертная казнь не может быть приведена к исполнению в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Римское право, более поздние правовые акты средневековья и, тем более, законодательство XVIII-XIX вв. оставили нам некоторые юридические доказательства того, что еще в те времена были предприняты попытки оградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное ими деяние. В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.) в книге четвертой есть титул IV, озаглавленный как: «О лицах, не достигших 25 лет». Из текста эдикта (римского источника права) следует, что защиту лиц в возрасте до 25 лет осуществляют их попечители, если речь идет о сделках с имуществом. Также, в Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания, который применялся к несовершеннолетним и формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием. Несовершеннолетних, к которым применен принцип прощения наказания, современные западные юристы называют «уменьшенными взрослыми», а для российских юристов более приемлем термин «уменьшенная вменяемость». В свою очередь, статья 26 Римского статута Международного уголовного суда закрепляет следующее положение: «Суд не обладает юрисдикцией в отношении любого лица, не достигшего 18-летнего возраста на момент предполагаемого совершения преступления».
Сохранение семьи во время вооруженного конфликта имеет высокое значение для ребенка. Государства гарантируют, что в случае интернирования члены одной семьи, и в особенности родители и их дети, будут содержаться в одном и том же месте интернирования. Государства обеспечивают неразрозненность одной семьи и любыми возможными путями способствуют воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженных конфликтов. Подчеркивая важность института семьи для ребенка, государства призывают избегать вынесения смертного приговора матерям, имеющим на своем иждивении детей.
Позиция Европейского Совета по беженцам и по интеграции беженцев в Европе заключается в том, что право на воссоединение семей не должно быть ограничено узким пониманием семьи. В этом случае должно применяться расширенное определение семьи, которое включает отдаленных родственников и фактических членов семьи.
Государства обязаны эвакуировать детей в случае необходимости, а в качестве специальной меры предоставлять временную эвакуацию детям с иностранным гражданством в случае наличия у них проблем со здоровьем, либо необходимости лечения.
Основной проблемой оставался возраст ребенка, до наступления которого он не может принимать участия в вооруженных действиях. Его необходимо было поднять с 15 до 18 лет, так как ребенком человек считается до 18 лет. Более того, на тот момент в качестве примера уже выступала Африканская Хартия прав и благосостояния детей 1990 года, которая определяет детей как лиц в возрасте до 18 лет (без исключений) и утверждает, что государства – участники должны принимать все необходимые меры, чтобы оградить детей от участия в боевых действиях и вербовки в вооруженные силы. Здесь мы можем наблюдать некоторый прогресс, заключающийся в том, что Африканские государства называют эти меры «необходимыми», в то время как остальные страны предусматривают лишь «возможные меры».
Г.Е. Лукьянцев отмечает, что большинство государств высказывалось в пользу того, чтобы установить 18 лет в качестве минимального возраста для лиц, принимающих участие в боевых действиях. Однако наряду с этим данное положение вызвало трудности у таких делегаций, как США и Великобритания, и если первые требовали снизить упомянутый предел до 17 лет, чтобы привести данное положение проекта в соответствие со своим внутренним законодательством, то англичане подчеркивали, что решение данной проблемы таким путем будет препятствовать (пусть даже и на первых порах) их участию в Протоколе.
В результате было найдено решение, которое удовлетворило все стороны. Государства договорились принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. Причина установления такого двоякого режима была обусловлена неспособностью и отсутствием готовности государств недопускать лиц, не достигших 18 лет, в состав вооруженных сил своего государства. Более того, установление нового положения сопровождалось бы изменениями в законодательстве, пересмотром военных доктрин и армейских структур в целом.
Государства обязуются не призывать лиц, не достигших 18 лет, в вооруженные силы своего государства. Российская Федерация гарантирует, что граждане, не достигшие 18 лет, не могут быть призваны на военную службу в Вооруженные Силы РФ и с ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.
Римский статут Международного уголовного суда квалифицирует призыв, вербовку или использование детей в возрасте до 15 лет в военных действиях как военное преступление. В качестве примера можно обратиться к делу ICC-01/04-01/07 Прокурор против Жермена Катанги и Матье Нгуджоло Шуи, рассматриваемому Международным уголовным судом. Обвиняемым, наряду с иными преступлениями, инкриминируется использование детей, их вербовка в возрасте до 15 лет в состав вооруженных сил и их использование для активного участия в боевых действиях в период между августом 2002 г. и маем 2003 г во время вооруженного конфликта на территории Демократической Республики Конго, в Итури. Жермен Катанга и Матье Шуи использовали детей для различных целей. Дети использовались как охранники, в том числе персональные телохранители, и для прямого участия в боевых действиях. Детей-солдат предположительно тренировали в лагерях ФНИ и ПФСИ. Некоторых из них обучали обращению с оружием и в конце тренировочного курса им выдавали холодное (мачете и копья) и огнестрельное оружие. Предположительно, дети-солдаты участвовали в нападении на деревню Богоро, убивали гражданских лиц, уничтожали и разграбляли частную собственность, принадлежавшую лицам народности хема. Также, как утверждает обвинение, комбатанты и обвиняемые лично обращали гражданских лиц, в том числе малолетних девочек в сексуальное рабство, а также использовали их в качестве «жен» комбатантов против их воли. При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что факты насилия являются доказанными, однако достаточных доказательств виновности обвиняемых в участии детей в качестве комбатантов в материалах дела не имеется. В связи с этим в части привлечения детей в качестве солдат виновными обвиняемые не признаны. Вместе с этим следует отметить выводы суда, которые находят отражение в судебной практике, о том, что за привлечение детей в качестве комбатантов и за совершенные ими действиями отвечают лица виновные в их привлечении, самих же детей, в силу их возраста и психического развития, следует расценивать, как оружие совершения преступления.
Прямо подтверждает эти выводы другой пример из судебной практики. Дело Лубанга [ICC-01/04-01/06], рассмотренное Международным уголовным судом, в рамках которого рассмотрены обвинения, выдвинутые в адрес Томаса Лубанга, в использовании детей в вооруженных конфликтах, понуждении детей к участию в вооруженных силах и использование их для ведения боевых действий. Суд, признавая Томаса Лубанга виновным в предъявленных ему обвинениях, исходил из того, что, будучи президентом Патриотических Сил