Файл: Курсовая (контрольная) работа, реферат, практикум.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Освобождения Конго и Союза Патриотов Конго, являясь верховным главнокомандующим, обвиняемый и его подельники, действуя с прямым умыслом, направляли свои усилия на формирование армии из детей, не достигших 15 лет, в период с 1 сентября 2002 по 13 августа 2003. Совершая координирующие действия по набору детей и понуждению их к участию в вооруженных силах, Лубанга отдавал приказы и определял те или иные действия, которые дети должны были совершать. Таким образом, ответственность за совершенные детьми преступления должна быть возложена на него. Дети признаны жертвами действий Лубанга, так как они, будучи несовершеннолетними, подчинялись его приказам, а он, используя их положение, фактически использовал их в целях совершения военных преступлений. Решение суда подтверждено апелляционным постановлением, таким образом можно прийти к выводу о том, что ответственность за действия, совершенные детьми, в силу особенностей их развития, должны отвечать люди, контролировавшие их и отдававшие приказы. Из этого можно сделать вывод о том, что со стороны конфликтующих сторон должны быть предприняты все необходимые меры для предотвращения участия детей в вооруженных конфликтах и защите их прав.

К сожалению, несмотря на существующие обязанности государств по защите прав детей, нарушения имеют место быть. В 2011 году в годовом докладе Генерального секретаря ООН по вопросу о детях и вооруженном конфликте в Йемене к сторонам, которые осуществляют вербовку и использование детей в вооруженных конфликтах, были отнесены проправительственное вооруженное ополчение племен и вооруженная группа «Аль-Хути». В годовом докладе 2012 года отмечено, что Вооруженные силы Йемена и первая бронетанковая дивизия осуществляют вербовку и использование детей. В июне 2013 года в список сторон, которые осуществляют вербовку и использование детей, была включена группировка «Ансар аш-Шариат». В течение отчетного периода ООН документально зафиксировала 84 случая вербовки и использования детей. Шестьдесят девять таких случаев (речь идет о мальчиках в возрасте от 10 до 17 лет) были проверены целевой группой по наблюдению и отчетности.

Проявление любой из форм принуждения является достаточно частым примером нарушения прав детей в условиях вооруженных конфликтов. На основании доклада Генерального секретаря ООН о детях и вооруженном конфликте на Филиппинах Совет Безопасности, принимая во внимание нормы международного гуманитарного права, выявил шесть видов грубых нарушений в отношении детей в условиях вооруженных конфликтов, а именно: убийство и нанесение увечий, использование детей-солдат, похищение, сексуальное насилие, отказ в гуманитарном доступе и нападения на школы и больницы.


В период вооруженного конфликта в Йемене были замечены случаи сексуального насилия. Целевая группа по наблюдению и отчетности документально зарегистрировала сообщения о том, что в прошлом году почти 100 девочек в Абьяне были насильно выданы замуж за главарей или членов группы «Ансар аш-Шариат», поскольку в это время данная вооруженная группа контролировала мухафазу Абьян. Организации Объединенных Наций удалось проверить только 7 сообщений, в которых речь шла о девочках в возрасте от 13 до 17 лет. Семьям некоторых девочек выплачивался выкуп в размере до 5000 долл. США, притом, что их среднемесячный доход составлял около 12 долларов. В других случаях, два из которых были проверены, девочки (в возрасте 15 и 17 лет) предлагались братьями в качестве «подарка» в благодарность за то, что им было «разрешено» присоединиться к этим вооруженным формированиям. После выдачи замуж за членов этой вооруженной группы многие девочки забеременели. Девочки и их семьи неохотно сообщают о нарушениях, в частности из-за опасений расправы со стороны членов этой вооруженной группы, которые все еще остаются в Абьяне. Во всех семи проверенных случаях «жены» сообщали, что вместе с детьми они были брошены «мужьями», бежавшими из Абьяна после наступления правительственных сил.

Множество детей становятся жертвами применения конфликтующими сторонами оружия неизбирательного действия. Защиту от такого оружия государства гарантировали принятием Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Однако перечня видов оружия государства в данной Конвенции не закреплено. В Протоколе о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств56 выделяются некоторые виды оружия с их подробной характеристикой и условиями запрета на их применение, к примеру, государствам-участникам запрещено использовать мины-ловушки под видом детских игрушек или иных предметов, предназначенных для обучения детей.

Примером ограничения применения конкретных видов вооружения массового поражения является ограничение применения фосфорных боеприпасов, обладающих значительной поражающей силой, связанной как непосредственно с горением фосфора при температуре около 1000 °C, так и продуктом его распада, выделяемым при горении газом, поражающим людей даже в убежищах, являясь крайне ядовитым газом быстрого действия.



К сожалению, несмотря на международные соглашения, случаи применения оружия неизбирательного действия имеют место в районе проживания гражданского населения и в наши дни. В ходе недавних событий на Украине 7 июня 2014 года в спальном районе г. Славянска в результате разорвавшихся мин было ранено 9 человек, в том числе 4-летний ребенок. Еще один случай произошел на востоке Украины, когда на кладбище под Донецкими местными жителями было обнаружено огромное количество неразорвавшихся снарядов. Среди людей, обнаруживших мины, были два мальчика подростка, которые заметили мины в то время, когда гуляли с собакой.

Женевские конвенции 1949 года, Дополнительные протоколы I и II 1977 года к ним, Конвенция о правах ребенка 1989 года и Факультативный протокол 2000 года к ней гарантируют особую защиту детей в условиях вооруженных конфликтов. Однако в свете описанных выше событий, справедливым кажется вывод о том, что меры по защите прав детей, предпринимаемые только лишь государствами, являются недостаточными. Большое значение для защиты прав детей имеют и иные механизмы, деятельность которых направлена на осуществление особой защиты детей. В качестве такого механизма можно выделить деятельность международных организаций.

1.3 Защита прав женщин и детей в период вооруженного конфликта или иной чрезвычайной ситуации


Всеобщая декларация прав человека и гражданина, Международные пакты о правах человека, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и иные международные документы заключают принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира. Все же на протяжении всей истории человечества мир на земле стабильно обрывался войнами. Именно поэтому уже на заре цивилизации появилась идея защиты человека от несчастий военного периода и произвола победителя. Еще до появления государств, в тех случаях, когда война между племенами, кланами или приверженцами тех или других вождей не велась с целью абсолютного истребления недруга, начинались, нередко непредумышленно, правила, целью которых было снизить следствия насилия. Подобные правила, предвестники нынешнего международного гуманитарного права, можно открыть во всех цивилизациях.

Международное право старается амортизировать последствия войны двумя стезями. Во-первых, оно ограничивает избрание средств и методов ведения боевых операций. Во-вторых, международное право заставляет борющиеся стороны щадить особ, не принимающих или закончившихся принимать участие в боевых операциях. Ясно, что осуществление обеих названных проблем непосредственно связано с защитой таких категорий населения, как женщины и дети.

При всяком обсуждении защиты, которую международное право дает женщинам, с самого начала нужно подчеркнуть, что они пользуются той же защитой, что и мужчины, будь то комбатанты, гражданские лица или лица, кончившие участвовать в боевых операциях. Помимо этого, не отрицая существование у женщин своеобразных надобностей, международное право устанавливает для них дополнительную защиту и дополнительные права.

Неправильно полагать, что женщины неизменно являются частью гражданского общества и играют роли, связанные с заботой о близких и воспитанием детей. Встречаются эпизоды, когда женщины были сообщницами и прямыми исполнительницами зверских операций во время геноцида. Женщины инициативно приходят на помощь мужчинам в ведении военных операций. Им необязательно воевать с оружием в руках, но они стабильно морально и физически поддерживают мужчин, подогревая в них военный дух и зачастую подбивают их к принуждению в отношении противника.


Женщины предоставляют крышу над головой, скрывают и кормят комбатантов с той или иной стороны, пекутся о них, но могут также выступать в качестве связных или шпионок, разведывая военные сведения.

В конце концов, есть женщины, которые подвергаются угрозе из-за того, что присутствуют среди вооруженных сил. Причем сам факт их пребывания там видится как содействие военным силам или принадлежность к боевой группировке, несмотря на то, что их наличие там подневольно, ввиду того, что их воровали для оказания интимных услуг, готовки пищи и наведения порядка в лагере. Во время всего времени такого принудительного нахождения среди военных, а зачастую и продолжительное время после, эти женщины и девочки подвергаются нешуточной угрозе нападения со стороны как армии врага, так и солдат группировки, которую они обслуживают. Наиболее знаменитым образцом такового крупномасштабного принудительного ареста являлись «женщины для услуг» во время Второй мировой войны на Дальнем Востоке. В последние годы женщины и девочки похищались вооруженными группировками и в иных государствах.

Женевские Конвенции «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, из состава вооруженных сил», потерпевших кораблекрушение, в первую очередь, дают защиту военным обоего пола, пострадавшим в результате боевых операций на суше и на море. Данные Конвенции обязывают конфликтующие стороны обеспечивать военнослужащим со стороны неприятеля в эпизоде их ранения или заболевания человечное отношение и уход без какой-либо дискриминации по таким факторам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или прочие сходные критерии. Строго воспрещается всякое покушение на их жизнь и личность, в частности, воспрещено добивать или уничтожать их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические эксперименты, умышленно формировать условия для их заражения. К женщинам нужно относиться со всем полагающимся их полу особым уважением (ст. 12 общая для двух Конвенций).

С точки зрения защиты прав и интересов женщин и детей, составляющих как правило внушительную долю врачебного и санитарного персонала противоборствующих армий, немаловажный смысл имеют статьи указанный Конвенций, определяющие специализированный статус медицинских организаций. Более детально определяет правовой статус женщин Женевская Конвенция об обращении с военнопленными. Кроме групповых правил о человечном обращении с военнопленными аналогичных тем, которые