Файл: Курсовая (контрольная) работа, реферат, практикум.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Благополучие ребенка является обязанностью не только его родителей и семьи в целом, но и всего человечества. Декларация наиболее понятным образом определяла правовой статус ребенка, хоть и не предусматривала четко прописанных обязательств государств в сфере защиты прав, свобод и интересов детей, а лишь призывала к их благополучию.

Принятая в 1959 году Декларация прав ребенка расширила 5 принципов Женевской конвенции 1924 года до 10 принципов, однако, основная цель конвенции, заключающаяся в защите ребенка человечеством, осталась неизменной. В Декларации устанавливается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. В декларации также впервые употребляется термин «интересы ребенка» и устанавливается необходимость их наилучшего обеспечения:

«Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно стать наилучшее обеспечение интересов ребенка» (Принцип 2).

Международный пакт «О гражданских и политических правах» и Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года также закрепили ряд положений, непосредственно касающихся защиты прав и обеспечения интересов детей. Смертный приговор не выносится в отношении лиц моложе 18 лет, в случае если эти лица совершили преступление. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни и нормального развития, должно быть наказуемо по закону.

Государства приняли ряд международных актов о защите прав детей. Особенное место среди них занимает Конвенция о правах ребенка 1989 года. Она является универсальным международным договором, закрепляющим стандарты прав ребенка и обязательства государств уважать и гарантировать эти права, притом обязательства государств составляют большую часть этой Конвенции. С одной стороны государства рассматривают ребенка как человека, который обладает своими неотъемлемыми правами, но с другой стороны, он нуждается в помощи с их стороны, так как является уязвимым.


Конвенция возлагает на государства - участников обязанность принимать все необходимые меры к созданию наилучших условий, обеспечивающих реализацию прав и интересов детей. Конвенция охватывает гражданско-политические, социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция ввела ряд новых прав ребенка. К ним относятся право на выживание и развитие, на сохранение индивидуальности, право свободно выражать свои взгляды, на неучастие в военных действиях, на физическое и психологическое восстановление и социальную защиту жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. является первым документом, в котором идет речь не просто об интересах детей, а о «наилучших интересах детей», что позволяет определить данный документ первым международным актом, провозглашающим права и законные интересы ребенка как самостоятельного субъекта правоотношений.

Большое внимание уделяется статусу детей в международном праве. Государства предусматривают права и свободы детей во всем многообразии сфер общественной жизни, в которых участвуют дети, а также условия, которые оказывают влияние на их правовое положение. Государства- участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить детям реализацию их прав и свобод со стороны родителей. В случае отсутствия у ребенка родителей, он имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.


1.2 Принцип особой защиты прав детей в период вооруженных конфликтов


Необходимость развития института защиты прав детей была обусловлена тем, что со временем вооруженные конфликты начали приобретать новые формы проявления и продолжают носить массовый характер. Развитие военной техники и появление нового современного оружия сформировали своего рода экономический фактор, который заключается в том, что в случае вооруженного столкновения конфликтующие стороны пытаются как можно быстрей уничтожить экономический потенциал противника, и тогда в качестве мишени выступают не только боевая техника, но и гражданское население, так как область поражения оружия массового уничтожения носит обширный характер.

Государства способствовали приведению права войны в соответствие с условиями современных военных действий. Государства предприняли ряд шагов, усиливающие защиту прав детей и придали ей статус особенной защиты. Однако усовершенствование и расширение принципа особой защиты детей на этом не остановилось.

Декларация о защите детей и женщин в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 года содержит в себе положения о предоставлении защиты женщинам и детям в условиях вооруженных конфликтов, а в качестве одной из целей декларации выступает запрещение таких мер, как преследование, пытки, карательные меры, унизительное обращение и насилие.

Так как дети являются уязвимой частью населения, то вооруженные конфликты оказывают на них колоссальное воздействие. Дети могут являться как жертвами вооруженных конфликтов, так и, будучи втянутыми в конфликт, непосредственными участниками в качестве комбатантов (лиц, входящих в состав вооруженных сил). Зачастую это происходит в неразвитых странах, где уровень жизни населения низкий, а бедность является ее неотъемлемой частью. Соответственно, дети не имеют доступа к нормальному воспитанию и образованию, легко подвержены внушению или обману со стороны взрослых. Они также не имеют возможности нормально питаться и это толкает их на участие в вооруженном конфликте в роли солдата, ведь только таким способом они смогут прокормить себя и свою семью. Наиболее часто вербовке подвергаются дети, подвергающиеся дискриминации, в том числе по признаку пола. Участие в составе вооруженных сил обеспечивает им питание, одежду и защиту от таких проблем.


При вооруженном конфликте этот вопрос имеет особое значение и с точки зрения осознания детьми своего прямого или опосредованного участия в военных действиях. Прямое участие детей-комбатантов, их вербовка в вооруженные силы, связанные с этим физические и психологические истязания при попытке отказа и вытекающие из этого последствия, являются острой проблемой современности в связи с постоянными вооруженными столкновениями на африканском континенте, в исламских странах, в связи с активизацией деятельности радикальных террористических организаций (ИГИЛ, Джабхат ан-Нусра), а также вооруженными столкновениями в Украине.

Ярким примером, иллюстрирующим данную проблему, являются действия боевиков незаконной группировки ИГИЛ на территории Сирии, которые вовлекают детей в участие в вооруженном конфликте, обещая им взамен успех, богатства, а также навязывая свои убеждения, в том числе и псевдорелигиозные ценности, стараясь сформировать у детей с самого раннего возраста представление о правильности действий, совершаемых членами исламистского бандформирования. Результатами такого воспитания становится личностная деформация, отсутствие нравственных ориентиров таких детей. С малолетства им прививаются идеи радикального ислама, в то время как истинные идеалы и нравственные ценности, присущие цивилизованному миру, попросту стираются из сознания детей, а их психика формируется таким образом, что у детей практически нет шансов вернуться к нормальной жизни, ведь все что они видят – это, убийства, смерть, войну.

Но даже тем из детей, которые оказываются психологически устойчивыми и не поддаются вербовке, не удается избежать войны и ее последствий. В случае отказа от добровольного присоединения детей запугивают, им угрожают и зачастую притворяют угрозы в жизнь. Многие дети на оккупированных территориях подвергаются насилию или самостоятельно ввязываются в вооруженные действия в попытке защитить себя и своих близких. Ярким примером таких действий являются небезызвестные случаи, когда боевики ИГИЛ попросту замаривают детей голодом, заставляя умирать их в муках на глазах у их родных.

Значимой проблемой, возникшей в результате вооруженного конфликта на территории Сирии, также является общее снижение уровня жизни, проблемы беженцев и переселенцев, разрастание гуманитарного кризиса до практически катастрофических масштабов. Более 3 миллионов детей в Сирии испытывают нужду в гуманитарной помощи. Около 2 миллионов детей вынуждены покинуть свои дома в поисках спасения от войны в других государствах. Все это ведет к психологическим травмам, когда дети видят, как разрушают их дом, фактически, выгоняя их из собственной страны. Результатом этого стали тысячи жертв среди детского населения страны. Одним из самых известных случаев стала смерть Алана Курди – трехлетнего сирийца, утонувшего 2 сентября 2015 года при попытке убежать от войны и добраться до мирных берегов. Его случай не единственный, а лишь один из множества, свидетельствующий о необходимости особой защиты детей силами всего мирового сообщества.


Институт защиты прав детей берет свое начало c Гаагских конференций 1899 и 1907 гг. Несмотря на то, что на конференциях обсуждались законы и обычаи ведения войны, был сформулирован принцип гуманизации и сокращения чрезмерного вооружения. Здесь хотелось бы отметить особый вклад России в принятие конвенций и проведение конференций. Император России Николай II выступил инициатором созыва конференции и его настрой на построение мира во многом стали основой для проведения плодотворной работы. Целью государств является обеспечение защиты населения, частью которого непосредственно выступают дети.

«Население и воющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания», - закреплено в Конвенции 1907 года. Понимание необходимости ограждения детей от вооруженных конфликтов и обеспечения им защиты их неотъемлемого и, пожалуй, самого важного права на жизнь, привело к возникновению принципа особой защиты прав ребенка. Принципы международного права - общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера, носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. В качестве одного из таких принципов доктрина международного права выделяет принцип уважения прав человека и основных свобод. Принцип особой защиты детей не является отдельно действующим принципом международного права, хотя и направлен на защиту прав и свобод человека. Анализируя право вооруженных конфликтов, можно говорить о наличии специального принципа особой защиты детей.

Дальнейшее становление института защиты прав детей сопровождалось созданием в 1946 году Международного чрезвычайного фонда помощи детям в разоренных войной странах Европы, задачами которого являются улучшение качества жизни детей посредством осуществления долгосрочных программ по улучшению питания, образования, водоснабжения и санитарии, и окружающей среды, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях и реабилитация после них.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, принятая в 1949 году, в статье 24 говорит о том, что: «Находящиеся в конфликте стороны будут принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе, и чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитанием».