Файл: Практикум по дисциплине культура речи иркутск, 2019 Тема 1 Культура речи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 647

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
хорошо акклиматизировались. 9. – Ты какие шнуры взял? – Тюльпаны. 10.
Вчера феньку в лывади нашла
Значения: ‘социальные работники’, ‘низменность, затопляемая во время дождей’, ‘брусья’, ‘ехать не по своему времени, ускориться’, ‘лодка’, ‘кредит в счет зарплаты’, ‘шнуры с тремя выходами’.
Упражнение 5..Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос,
нарушают ли они ясность речи? Классифицируйте тип ошибки. Если это
необходимо, предложите свой вариант правки.
1.
Обычный крем для кожи вокруг глаз не подходит.
2. Я из-за голов ничего не вижу. 3. Наблюдения над языком маленьких детей.
4. Выяснилось, что 200 экспонатов исчезло в ходе проверки. 5. Председатель комитета по защите здоровья Госдумы РФ. 6. Утверждение министра было преждевременным. 7. Нужно делать скидку на другие продукты питания и образ жизни, который ведет человек. 8. Многие кремы утверждают, что борются с теми или иными возрастными изменениями кожи. 9. Зайдешь к этой девушке в красном, она тебя будет ждать. 10. Я предлагаю всем сброситься. 11. Хорошие новости о СПИДе. 12. Мы не могли начать тушение пожара в связи с электричеством. 13. 27 мая 2005 года детский сад работает до 15. 00 в связи с санобработкой тараканов. 14. Если вы проводите со знакомым поневоле ограниченное время... 15. Я куклу купил, осталось поплавки навешать.

Тема 7 Богатство речи
Богатство речи – коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речи и языка. Под богатством речи понимается разнообразное использование языковых средств в речи для достижения цели общения. Богатство речи зависит от активного и пассивного словарного запаса человека. Под активным словарным запасом понимается совокупность слов, которые используются в речи. Под пассивным словарным запасом – совокупность слов, которые понятны носителю языка, но он их не использует или использует очень редко, как правило, в подготовленной речи. Слова из пассивного словарного запаса можно перевести в активный путѐм регулярного использования в подготовленной речи. Богатство речи достигается стремлением разнообразить свою речь, наблюдением за речью других людей, чтением книг и т.д.Богатство речи зависит от уровня владения языком и от содержания речи. Интонационное богатство выражается в устной речи: в изменении темпа речи, громкости голоса, тембра и т.п. Интонация позволяет выразить эмоции: существует вопросительная, повествовательная, восклицательная интонация, с помощью интонации выражаются смысловые отношения между отрезками предложения: интонация уточнения, пояснения, перечисления, противопоставления, сравнения и т.д. Интонация – важное средство логического ударения, которое необходимо для выделения какого- либо фрагмента текста.Интонация позволяет передать множество смыслов при помощи одних и тех же лексических и грамматических средств. Интонационное богатство тесно связано с лексическим, семантическим и синтаксическим богатством.Лексическое
богатствопроявляется в использовании неповторяющихся языковых средств, которые несут смысловую нагрузку.
Лексическое богатство речи зависит от словарного запаса участников общения.
Лексическое богатство отражает также информативную насыщенность текста, т.е. насыщенность мыслями, чувствами автора.Грамматическое богатство – разнообразие морфологических и синтаксических средств, которые используются в речи.Семантическое богатство – богатство смыслов, которые можно выразить в речи при помощи языковых средств. Семантическое богатство создаѐтся благодаря соединению слов друг с другом. Основой семантического богатства является богатство дополнительных эмоциональных, оценочных, стилистических, ассоциативных значений.Под богатством речи понимается не только разнообразие языковых средств, но и их уместность и целесообразность.Бедность речи может проявляться в следующем: 1) в нецелесообразном повторении одного и того же слова в небольшом тексте: 2) в употреблении рядом или близко однокоренных слов; 3) в однотипности синтаксических конструкций:Богатство речи позволяет отбирать слова в зависимости от аудитории, помогает сделать речь ясной, краткой, точной.


Упражнение 1.Исправьте предложения, в которых нарушено богатство
речи. Как называется такой тип речевой ошибки?
1. Глубина понимания образа поражает своей глубиной до глубины души. 2.
Сначала он начал нам угрожать, говорил, что приедет какой-то генерал. 3. В свободное от занятий время мои дети занимаются в кружках. 4. Центральный герой находится в центре внимания. 5. Конфеты «Грильяж медово- ореховый», глазированные шоколадной глазурью. 6. Неконфликтная по натуре, Виктория старательно избегает любых конфликтов. 7. Сергей
Евгеньевич мне передал, что прямо перед эфиром звонила ещѐ одна наша радиослушательница, которая лишь укрепила нас в намерениях укреплять наше Интернет присутствие. 8. Набирается набор на проект «Дом-2». 9.
Несколько подростковых групп объединились воедино. 10. Какие последствия это несѐт в последующем. 11. Я могу совмещать два дела вместе. 12. Мне тоже кажется, что ученики много учатся в неделю. 13.
Должны возобладать разум и самообладание. 14. На этом занятии будем заниматься проблемами макроэкономики. 15. При увеличении потребления одного блага уменьшилось потребление другого довольно благополучно. Это мы можем благополучно увидеть на рисунке.
Упражнение 2.Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, чем
тавтология отличается от повторов. Предложите вариант правки.
1. К такому лѐгкому костюму куда более подошло бы что-то лѐгкое и женственное. 2. Ему вернули деньги, которые он платит за оплату. 3. Ему удалось произвести арест главного главаря. 4. Я обожаю кошек. Многие люди любят кошек. Регулярно проводятся выставки кошек. 5. За 6 часов обычный человек почувствует чувство голода. 6. Тогда запасайтесь лексическим запасом – и вперед! 7. По всему городу установили необычные для нашего города сооружения (металлические конструкции под цветы). 8.
Для русского национального характера характерно милосердие и вера в справедливое устройство мира. 9. Мощный увлажнитель обеспечивает коже глубокое увлажнение и ощущение комфорта на весь день.
10. Моя задача – объяснить вам основные исходные основы формообразования. 11. Ответ – это дополнительная информация, уточняющая или дополняющая вопрос. 12. Но в ближайшем будущем, как уверяет руководство «Мегафона», услуги, доступные только в Москве и
Санкт-Петербурге, станут доступными и в других регионах. 13. Поделюсь опытом лечения пьянства без ведома пьющего. 14. Все садоводы садоводства
«Жарки» должны немедленно сдать деньги на противоклещевую обработку садоводческих владений. 15. В книжном отделе магазина «Стиль» огромное поступление книжных новинок.


Упражнение 3.Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, к какой
группе относятся данные высказывания: примеры вынужденной
тавтологии, различные типы нарушений богатства речи или примеры
языковой игры?
1. Этот хищник ведѐт хищническое существование. 2. Понимаете, Николай, больного Владимира доктор вылечил от болезни, которую вы считали смертельной. 3. Проснувшееся миросозерцание созерцает изо всех сил. 4.
Предложение состоит из составляющих его единиц. 5. Организация структуры местного гражданского самоуправления граждан. 6. Можно не иметь практической необходимости в изучении иностранных языков, но изучать их для себя. 7. Остановки на остановочных пунктах по требованию.
8. Однако страховая компания утверждает, что это не страховой случай. 9.
Место аварии мы объезжали по объездной дороге. 10. Свободный супермен, гораздо суперменистее, чем супермен, который, совершив очередной подвиг, спешит домой к недовольной супруге. 11. Тогда Иван там прорубает прорубь и ловит там щуку. 12. Что это явление собой являет? 13. На митинг пришли протестовать люди против тех, кто в игре, разыгравшейся вокруг Байкала, поставил на чѐрное. 14. Ты белой краской окно покрась: в комнате светлее будет. 15. Помидоры с мясистой мякотью на 1–2 минуты опустить в кипящую воду, охладить в холодной и сразу снять кожицу. 16. Это был пропитанный всеми туманами Лондона лондонец. 17. В любом автомобильном журнале вы можете найти информацию об этой марке автомобиля. 18. Ошибки могут возникать из-за двусмысленности, возникающей из-за недостаточности контекста. 19. В связи с этим, целью дипломного проекта стало проектирование цеха по производству кваса. 20.
Как различается на письме написание частиц, союзов и предлогов? 21. Ещѐ раз для тех, кого не было, я объявляю объявление. 22. Самое эпатажное издательство России продолжает свое дело – эпатирует читателя. 23. И вот сегодня это знаменательное событие освещает Анна Сергеева. 24. Растущему организму для полноценного роста необходимы витамины и минералы. 25. В этом виде жиры откладываются в виде жировых отложений. 26. В данной дипломной работе материалом для исследования будут служить исследования различных авторов в области лидерства, а также практический материал.
Упражнение
4.Найдите примеры, нарушающие богатство речи,
проанализируйте их и ответьте на вопрос, чем клише отличается от
штампа?
1. Лавочка полностью оккупирована представительницами прекрасного пола, стульчики – практически все свободны. 2. «Нам уже по 17 лет», – демонстрируют юридическую образованность подружки и растворяются в ночи. 3. В связи с недопоступлением средств в доход федерального бюджета за прошедший период текущего года сложилась критическая ситуация с

финансированием расходов, предусмотренных бюджетом. 4. На протяжении последних лет именно эта городская магистраль держит пальму первенства по дорожно-транспортным происшествиям. 5. Таким образом, перед нами плод коллективного творчества. 6. Строительство нового моста в Иркутске задерживается из-за недостатка федерального финансирования. 7.
Сотрудники милиции находились в режиме ожидания, пока не поступил приказ. 8. 11 ноября в культурной жизни района произошло знаменательное событие: в поселке Атагай открылся центр славянской культуры. 9. За рубежом их начинали использовать на переднем крае медицины для укрепления стенок капилляров. 10. Совершено покушение на представителя городской администрации. 11. Ты со свежей головой начнешь штурмовать эту крепость. 12. Поликлиника сделана по последнему слову техники, даже система отопления автоматизирована. 13. Между тем если вопросы правильной речи достаточно подробно освещены в учебной литературе, то этого нельзя сказать о проблемах выразительной речи. 14. Перед его глазами встали картины этого удивительного города будущего. Мелькнули одухотворенные лица спортсменов, марширующих стройными рядами по проспекту Мира. 15. Эти удивительные герои читали книги, в которых были напечатаны выдающиеся произведения литературы. Им навстречу двигались легендарные летчики в экзотических комбинезонах, сделанных лучшими модельерами.
Упражнение 5.Охарактеризуйте данные высказывания с точки зрения
соблюдения / нарушения богатства речи. Там, где это необходимо,
предложите свой вариант правки.
1. По лугу галопом неслись всадники: впереди, на мощном вороном жеребце, по-жокейски оттопырив локти, скакал, а точнее, летел по воздуху некто в широкополой американской шляпе; следом догонял иноходью белый мундир с золотыми плечами; потом дружной стаей поспешал на рысях десяток казаков, а позади всех, порядочно отстав, подпрыгивал в седле какой-то несусветный господин в котелке и длинном рединготе (Б. Акунин). 2. За прошедшие сутки в городе, особенно в городских садоводствах, на удивление горожанам произошло много пожаров. 3. Об этом (о
заимствовании новых слов. – О. М., О. З.) писал Владимир Даль, сокрушаясь о том, что за французским словом «серьѐзный» исчезают оттенки русского восприятия серьѐзности: чинный, степенный, дельный, внимательный, озабоченный, вдумчивый, нешуточный и ещѐ десятки других. 4. От людей, которых я считаю выдающимися аналитиками, я получил едва ли не упрѐк в том, что, предлагая такую версию развития событий, этим могу надоумить неких недоумков из числа наших врагов… 5. Мы взяли на себя эту ответственность и за эту ответственность мы будем отвечать. 6. Третий этаж!
Вымойте свой этаж! Как не стыдно???!!! (объявление в подъезде). 7. Не держи камень за пазухой, лучше сделай из него картину (о картинах из камня). 8. Он сотворил эту тварь, чтобы претворить в жизнь свои идеи. 9. На

смене веков сменилось государственное устройство, радикально пересмотрены и приняты новые экономические и социальные отношения, нам пришлось учиться тому, что многие годы попросту отрицалось как неприемлемое.
10. А ведь человечность, высокий дух, говорят нам письма, одно и, быть может, главное составляющее Победы. Победы, в которой мы, часто заражѐнные пораженческим настроением, и сегодня нуждаемся. 11. Пряник от «Падун-хлеба» – самый отпадный пряник. 12. В дзэн-буддизме путь человека – это движение от невежества к просветлению, двигаясь по которому, человек освобождается от самости. 13. Людям, сделавшим себе имя, все дни именины. Ну, а именины безымянных – это как перчатки для безрукого. 14. А сейчас, чтобы жизнь мѐдом не казалась, ложечка рекламы
15.
Рыночная экономика не способствует воспроизводству невоспроизводимых ресурсов.
Упражнение 6.Проанализируйте данный текст, выявляя нарушения
богатства речи.
Ах, эта свадьба[39]…
Лето всѐ-таки такая хорошая пора. Солнце, жара – и так много влюблѐнных пар женятся.
Я сейчас живу напротив
ЗАГСа и каждые выходные наблюдаю как много счастливых пар решаются сделать такой ответственный шаг в жизни. Все красивые, нарядные, а главное – счастливые. Вот уже совсем скоро и моя любимая подруга также выйдет из загса счастливой и красивой, расстанется со своей фамилией и приобритѐт новую счастливую жизнь, жизнь с мужем и с будущими детьми.
Какое это всѐ-таки счастье наблюдать когда влюблѐнные соединяются супружескими узами!
Упражнение 7.Проанализируйте отрывки из пьесы Олега Шишкина
«Страдания молодых танцоров диско…», отметьте те высказывания,
которые нарушают богатство речи, определите тип ошибки. Необходима
ли правка? Обоснуйте свой ответ.
1. Эта поистине удивительная история произошла в прекрасном городе
Брянске. В тот день в клубе двадцатого ГПЗ члены кружка любителей диско готовились к предстоящему выступлению на районном конкурсе. Ничто не предвещало беды. 2. Николай: Света… вот как бы… так и пришел ещѐ один твой день рождения. Уверен, что ты как бы такая целеустремленная. Вот если бы все были такими. Ну что, ребята, пожелаем этой девушке как бы счастья и чтобы волшебное стекло еѐ души было всегда открыто. Света: А хочешь,
Коля, я раскрою тебе секрет успеха? Ты сердце своѐ слегка приоткрой. И всѐ получится. И ты только тогда поймѐшь душу танца, когда пропустишь его через себя. 3. Света: Скажи, Натэлла, а о чѐм ты мечтаешь? Натэлла: О